Финансовая система страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание

Финансовая система страны после разрушения административного хозяйствования стала основным регулирующим институтом воспроизводственного процесса на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях и формируется с учётом глобализационных реалий.
В то же время финансовая система в силу её базовых функций является инструментом, обеспечивающим качественное состояние всей социально-экономической системы, процессы воспроизводства.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации 7
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры 7
1.2.Инновационная эволюция финансовой системы России 12
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран 31
2.1.Финансовая система ФРГ 31
2.2. Финансовая система США 36
2.3.Финансовая система Японии 42
Заключение 50
Список используемых источников и литературы 52

Работа состоит из  1 файл

Финаносвая система стран.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран  выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что  деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия  составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.

С учетом вышеизложенного  можно расширить определение  финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

1.2.Инновационная эволюция финансовой  системы России

 

( уменьшишь до 10 листов подпункт)

Определение руководством страны необходимости перехода к  инновационному экономическому росту  обозначает новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики.

По существу речь идет о новом этапе системной трансформации. До сих пор, как представляется, Россия прошла два этапа. Первый (1992-1998 гт.) можно охарактеризовать как этап скачка в рынок. Он сопровождался как некоторыми положительными, так и глубоко негативными, разрушительными процессами, последствия которых оказались долговременными.

К положительным следует  отнести усилия государства и  субъектов экономики рынка по формированию рыночной инфраструктуры. Была создана система коммерческих банков; стали функционировать структуры фондового рынка, в том числе два главных биржевых института: фондовая биржа ММВБ и РТС. Наиболее крупные и конкурентоспособные российские предприятия, прежде всего топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии и нефтехимии, железнодорожного транспорта, сформировали механизм функционирования акционерного капитала. Значительная часть населения, оказавшись в рыночной среде, стала формировать финансовые источники жизнедеятельности. Возникла система предприятий на основе коммерческих организационно-правовых форм, при этом частная и смешанная формы собственности в результате приватизации и активной самодеятельности населения преобладали.

Негативной стороной первого этапа был губительный  способ осуществления рыночной трансформации: скоротечное и по существу директивное  разгосударствление, что привело  к резкому падению масштабов  производства, формированию криминально-теневого характера экономики, разворовыванию и разрушению до 40% приватизированных государственных предприятий.

«Скачок» в рынок  сопровождался ломкой воспроизводственных  пропорций, исчезновением механизма  макроэкономического регулирования  направленности экономики на экономический рост и накопление капитала. Возникли и факторы инфляционных волн, которые проявляются до настоящего времени.

«Скачок» в рынок  и предельно ослабленное государство, сжатие его регулирующих экономических  функций, директивно-монетаристская политика с неизбежностью привели к августовскому (1998 г.) кризису всей финансовой системы и экономики, дефолту государственной бюджетной системы, общему платежному кризису, в том числе и по внешним долговым обязательствам, всех секторов экономики, включая государственный и банковский. Но даже при общесистемном характере кризисной трансформации на первом этапе общий дефолт 17 августа 1998 г. не был бы неизбежным, если бы в России денежно-бюджетную политику проводили другие персоналии, а экономическая и финансовая политика государства была суверенной и не управлялась Международным валютным фондом.

Механизм дефолта будет  еще долго предметом научных  исследований для извлечения уроков на будущее и для текущей политики, особенно в свете развернувшегося  в 2008 г. мирового финансового кризиса, оказавшего пагубное влияние и на Россию.

Второй этап (1999-2007 гт.) следует, по нашему мнению, обозначить в основном как этап экономической  и финансовой стабилизации. Не рассматривая все его аспекты, сделаем общее  заключение о его характере. Если финансовый кризис - это общая разбалансированность финансовой системы при разрушении взаимодействия ее звеньев, характеризующаяся нарастающей неплатежеспособностью государства, предприятий, банковской системы и населения, то финансовая стабилизация есть восстановление сбалансированности и платежеспособности (ликвидности) функционирования финансовой системы и ее звеньев в условиях достижения устойчивого безынфляционного (или низкоинфляционного) денежного оборота и интенсивного процесса накопления капитала в масштабе национальной экономики.

Основные параметры  эволюции экономической системы  России в 1999-2007 гг. характеризовались  следующими тенденциями: ежегодным  ростом ВВП в 6-8%; преодолением платежного кризиса и увеличением коэффициента рублевой монетизации с 12,3% к ВВП в 1995 г. до 32% к 2008 г.; снижением инфляции на потребительском рынке с 20,2% в 2000 г. до 10-12%) в 2006-2007 гг.; переходом к политике профицитного федерального бюджета; формированием крупных финансовых резервов в виде стабилизационного фонда (резервирование бюджетных доходов) и валютных резервов Банка России с размещением их в иностранных финансовых системах (инвестирование в ценные бумаги правительств 14 стран: США, Западная Европа, Япония); внедрением в бюджетную систему на всех уровнях «стабилизационных» механизмов в форме бюджетирования по результатам (БОР), ведомственных бюджетных программ, государственных и муниципальных закупок; жестким разграничением расходных полномочий между уровнями бюджетной системы; восстановлением процесса накопления капитала в реальном секторе экономики (ежегодный рост капиталовложений в основной капитал на уровне 10-17%); интенсивной капитализацией фондового рынка вплоть до финансового кризиса в августе-сентябре 2008 г.; повышением реальных доходов сектора домашних хозяйств в 2,5 раза к 2008 г. по сравнению с 2000 г., т. е.достижением уровня 1990 г.

Этап 1999-2007 гг. можно определить также как этап (процесс) преодоления  затяжного экономического кризиса, развернувшегося на базе политического  и экономического разрушения Советского Союза, превратившегося с 1992 г. в экономический кризис рыночной трансформации из-за внедрения в России «шоковой терапии» под «патронажем» Международного валютного фонда .

Однако стабилизационный этап не стал одновременно и инновационным в развитии российской экономики.

Следует заметить, что  экономических и финансовых препятствий  к этому не было. Фактор времени  был упущен, ибо Россия решала проблемы «догоняющего развития» к уровню далекого прошлого 1990 г., т. е. возврата к параметрам экономического потенциала, доставшегося почти 20 лет назад от советского времени. Поэтому вся применяемая в научной литературе и политической жизни методология оценки экономического роста и политики удвоения ВВП как бы повернута «головой назад», к 1990 г., или, более того, к «провальному» 1995 г., в то время как мировая экономика все эти 17 лет развивалась по восходящей траектории к 1990 г. (табл. 1).

Если Россия достигнет  на рубеже 2008-2009 гт. по объему ВВП уровня 1990 г. или будет иметь удвоение в сравнении с 2000 г., то общий прирост количественных масштабов экономики за 17 лет рыночной трансформации и за последние 8 лет является нулевым к базе 1990 г., т. е. восстановительным.

В этот же период (1990-2010 гг.) вся мировая экономика по объему ВВП к 2010 г. вырастет по сравнению с базой 1990 г. примерно в 2 раза, в том числе экономика США - на 81,1%, объем производства в КНР - более чем в 6 раз, Индии - более чем в 3 раза. Страны Восточной Европы будут иметь 173,1% ВВП уровня 1990 г., а Россия - 107,8%».

Таблица 1

«Догонявшая» российская и восходившая мировая динамика экономического развития (в млрд. долл., %, в ценах и по ППС 2005 г.)1

Страны

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Весь мир

36995

50203

61007

75700

100

135,7

164,9

204,6

Развитые страны

21400

27451

20256

34860

100

128,3

141,4

162,9

США

8020

11066

12455

15165

       

100

138,0

155,3

181,1

Германия

1993

2344

2418

2640

100

117,6

121,3

186,3

Франция

1417

1703

1803

2JXX)

100

120,2

127,2

141.1

Великобритания

1339

1705

1927

2160

100

127,3

143,9

161,3

Италия

1374

1616

1668

1840

100

117,6

121,4

133,9

Испания

739

971

1134,

1250

100

131,4

153,4

169,1

Развивающиеся страны

9378

14200

18082

22430

(без КНР)

100

157,1

760,4

943,2

КНР

2068

5436

8573

13110

100

262,9

414,6

633,9

Индия

1626

2798

3816

5200

100

172,1

234,7

319,8

Бразилия

1124

1462

1627

2000

100

130,1

144,7

177,9

Страны с переходной

4035

2942

3882

5050

экономикой

100

72,9

96,2

125,2

Восточная Европа

1054

1234

1497

1825

100

117,1

142,0

173,1

Россия

1943

1158

1560

2095

100

59,6

80,3

107,8


 

 

При этом динамика учитывает объемы ВВП с увеличением на постоянный коэффициент паритета покупательной  способности национальной валюты и  постоянные цены 2005 г. Даже если Россия действительно войдет в десятку  крупнейших экономик мира, ее экономический потенциал будет в 2010 г. меньше в 7,2 раза, чем у США, в 6,26 раза - чем у КНР. А без учета искусственно применяемого паритета покупательной способности разрыв следует увеличить еще в 2,2 раза. Поэтому превышение объема ВВП США над российским (реальным, а не статистическим) в 2010 г. составит 15,8 раза, КНР - 13,8 раза. Вхождение в «десятку» не отменяет того реального факта, что объем российского ВВП в общей мировой экономике снизится по прогнозу к 2010 г. с 5,3%, имевшихся в 1990 г., до 2,8%. Таковы результаты удвоения ВВП в условиях «догоняющего» развития и преодоления последствий «прыжка в рынок» и «шоковой терапии», которой «облагодетельствовал» с помощью наших реформаторов Россию Международный валютный фонд и вообще Запад.

Несмотря на решение к концу 2007 г. основных проблем экономической  и финансовой стабилизации в смысле «сбрасывания оков» финансово-экономического кризиса рыночной трансформации, возникшего по директивно-монетаристской методологии, Россия еще не преодолела последствий потери своего суверенитета в проведении финансово-экономической политики и выработке стратегии своей модернизации. Удалось пока только избавить страну от порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, медиамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов, когда не только национальные интересы но и элементарные потребности миллионов людей цинично игнорировались.

События последнего времени показывают, что вопрос обеспечения суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в реализации стратегии инновационного развития до сих пор остается актуальным и приоритетным. Во-первых, из-за развернувшегося в 2007 г., и особенно в августе-октябре 2008 г. мирового финансового кризиса, затронувшего Россию и поставившего нашу страну перед необходимостью снова решать казалось бы решенную проблему финансовой стабилизации. Во-вторых, инициированные зарубежными силами события на Кавказе, втянувшие Россию в военную ситуацию, явились актом, за которым скрывается стремление, как и в предшествующий период, сорвать процессы стабилизации и особенно стратегические намерения руководства страны к проведению качественно новой, инновационной политики трансформации, научное обоснование которой было ранее дано во многих трудах отечественных экономистов 3.

Руководство Российской Федерации  указало на стремление уже не только международных финансовых, но и некоторых  политических западных кругов сорвать  «модернизационный проект», не допустить  перехода России к этапу инновационного развития. Объективным фактором, вновь вернувшим Россию к проблеме финансовой стабилизации, явился финансовый кризис в США, ставший мировым финансовым кризисом, под воздействием которого оказались российский фондовый рынок, коммерческие банки и ряд крупных российских холдингов. По прозвучавшим оценкам, 75% падения или коррекции фондовых индексов связаны с последствиями международного финансового кризиса и 25% - это наши внутренние проблемы.

Информация о работе Финансовая система страны