Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа
Финансовая система страны после разрушения административного хозяйствования стала основным регулирующим институтом воспроизводственного процесса на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях и формируется с учётом глобализационных реалий.
В то же время финансовая система в силу её базовых функций является инструментом, обеспечивающим качественное состояние всей социально-экономической системы, процессы воспроизводства.
Введение 3
1. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации 7
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры 7
1.2.Инновационная эволюция финансовой системы России 12
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран 31
2.1.Финансовая система ФРГ 31
2.2. Финансовая система США 36
2.3.Финансовая система Японии 42
Заключение 50
Список используемых источников и литературы 52
Сейчас вследствие финансового кризиса существует возможность реализовать не только функцию государства по спасению частного бизнеса в фондовом, банковском и реальном секторах экономики (государству, налогоплательщикам это стоило в августе-сентябре и первой половине октября 2008 г. около 4 трлн. руб., т. е. 9% ВВП), но и преодолеть «оковы» прозападной либерально-монетаристской экономической идеологии. Поэтому главная стратегическая задача состоит не в бесконечных отвлечениях на всякие новые бумажные концепции, программы, «антикризисные» законодательные «пакеты», а в том, чтобы реально заняться инновационным развитием страны.
Финансовый кризис 2008 г. высветил ряд актуальных научно-теоретических проблем и оперативно-тактических аспектов финансовой тактики развития механизма финансовой стабилизации и повышения эффективности государственной инновационной политики. Выявилась слабая прогностическая ориентированность федеральных «денежных властей» в предвидении финансового кризиса, оценке влияния внешних и внутренних факторов и угроз на финансово-экономическую систему России. Когда финансовый кризис в США и ряде европейских стран в 2007 г. и начале 2008 г. очевидно усиливался, а принимаемые в этих странах меры не давали эффекта, Минфин РФ ориентировал страну на то, что Россия останется «островком стабильности». В итоге к октябрю и в течение всей осени 2008 г. финансовый кризис в России оказался более глубоким и тяжелым, чем в западноевропейских странах.
Вопреки развернувшемуся с 2007 г. мировому финансовому кризису, признаки которого явно обозначались ипотечным кризисом в США уже в начале 2007 г. и лихорадочным маневрированием учетной ставкой ФРС с 2008 г., российские финансовые и денежно-кредитные власти и в спокойное, и в кризисное время не обладали способностью к проведению гибкой финансово-кредитной и денежной политики, к смене ее типа, иной концептуальности, не проявили осторожности в рекомендациях главе государства размещать российские бюджетные и валютные резервы на Западе, особенно в США, финансируя за счет российских налогоплательщиков американский бюджетный дефицит и внешний государственный долг, который вырос у США с 3,87 трлн. долл. в 2001 г. до 9 трлн. долл. осенью 2007 г. и свыше 10 трлн. долл. в октябре 2008 г.
Объясняется это тем, что одна и та же «команда», стоящая у руля финансового регулирования российской экономики, не подготовлена к принципиальной смене финансового «мышления», финансовой политики и тактики, субъективно тормозит принятие антикризисных мер и не стремится оперативно реагировать на острые и быстрые стратегические переломы в экономической конъюнктуре и изменениях вектора экономической динамики.
Антикризисные меры, которые вводились правительством в августе-сентябре 2008 г., в основном были направлены на насыщение некоторых, преимущественно государственных и «полугосударственных», звеньев финансовой системы денежной ликвидностью в объеме до 2-3 трлн. руб. с расчетом превращения их в «операторов» распределения и перераспределения финансовых (бюджетных) вливаний по всей финансовой системе. В октябре 2008 г. антикризисные меры правительства были, наконец, оформлены законодательно. Уже само название федерального закона показывает ограниченность антикризисных мер, поскольку не затрагивает реальный сектор 6. Ожидалось, что дополнительная ликвидность будет предоставлена прежде всего системе коммерческих
банков. Однако три-четыре
крупнейших банка РФ в это период
не взяли на себя функцию институтов
перераспределения бюджетной
Финансовый кризис в России в 2008 г. проявил специфические признаки дефолта в основных, кроме бюджета, звеньях финансовой системы: фондового рынка, коммерческих банков и части коммерческих компаний реального сектора. Специфика и глубина дефолта в этих секторах экономики различна, но общее, что их объединяет, - это взаимосвязь кризисных процессов, их взаимозависимость, вследствие чего кризис в фондовом рынке с неизбежностью распространился на другие звенья финансовой системы. В отличие от дефолта 1998 г. эпицентром кризиса стал не федеральный бюджет, который проявил устойчивость за счет огромного бюджетного профицита (до 2-2,5 трлн. руб.), использованного исполнительной властью.
Следует теоретически и
политически переоценить
Финансовая система Германии состоит из трех звеньев: федерального бюджета; региональных (земельных) бюджетов; местных бюджетов (более 11 тыс. общин). Кроме того, в финансовую систему входят специальные правительственные и внебюджетные фонды, Фонды Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду.
Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.
Формально все звенья бюджетной системы самостоятельно \составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.
Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным.
Федеральный бюджет состоит из запланированных расходов и запланированных расходов федерации. Доходы формируются путем аккумуляции налоговых и неналоговых платежей. Налоговые поступления составляют четыре пятых всех доходов бюджета. Неналоговые поступления складываются из прибыли государственных предприятий и рентных платежей. К неналоговым также относится многомиллиардная прибыль Немецкого федерального банка. Меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале. Расходы федерального бюджета обеспечивают функционирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.
19 марта 2007г. федеральное статистическое ведомство впервые опубликовало данные о финансовом имуществе госсектора, в который входят федерация, федеральные земли, коммуны, их отдельное имущество, а также объединения целевого назначения.
На конец
2005г. общая сумма
При исполнении бюджетного плана федеральное правительство обязано выполнить решение законодателей, но оно осуществляет расходы только в том случае, если они легитимизированы другими специальными законами (например, законом о заработной плате государственных служащих).
Контроль за исполнением бюджета осуществляется в виде “сопровождающего” и “последующего” контроля. “Сопровождающий” проводится Федеральной счетной палатой - независимым постоянным действующим органом государственного финансового контроля. При “последующем” контроле этот орган составляет отчет о результатах ревизии, который становится основой для проведения парламентского контроля. Кругооборот бюджета заканчивается одобрением бундестагом и бундесратом отчета об исполнении бюджета, который составляется Министерством финансов и рассматривается Федеральной счетной палатой.
В первом полугодии 2007 года суммарный баланс центрального, федерального и муниципального бюджетов Германии оказался положительным. Общая сумма профицита составила 1,2 миллиарда евро, или 0,1 процента от ВВП. За тот же период прошлого года Германия получила дефицит бюджета в 23 миллиарда евро. Бюджет Германии вышел в плюс впервые после объединения Западной и Восточной ее частей в 1990 году. Причиной улучшения ситуации стала благоприятная конъюнктура и повышение налога на добавленную стоимость с 16 до 19 процентов в начале 2007 года. Согласно новому прогнозу институтов, в 2008 году реальный ВВП вырастет на 2,2%. и что государственный бюджет должен быть сбалансирован и что профицит бюджета в 2008 году – 0,3% от ВВП. Ожидается, что Европейский центральный банк повысит процентные ставки до 4,25% во второй половине 2008 года. Ключевая процентная ставка в настоящее время составляет 4,0%. А так же на 2008 г. запланирована правительственная реформа налогообложения предпринимателей. Согласно проекту реформы, общий налог на доход компаний будет сокращен до 29,83% по сравнению с 38,65% в настоящее время.
В 2008 году рост экспорта, как ожидается, замедлится до темпов 6,5% по сравнению с весенним прогнозом 8,1%. Как ожидается, импорт повысится на 6,9% в 2008 году. Предыдущий прогноз предполагал рост импорта в 2008 году на 8,4% после роста на 11,1% в 2006 году.
Институты ожидают роста потребительских цен на 2,0% в 2008 году.
Институты сообщили, что их прогноз действителен при условии, что цены на нефть в 2007 и 2008 годах составят в среднем 80 долларов за баррель и что евро будет торговаться около 1,40 доллара США.
Согласно проекту, представленному 11 сентября 2007года министром финансов Пеером Штайнбрюком, общие расходы федерального бюджета в следующем году должны составить 283,2 миллиарда евро, что на 4,7 процента выше уровня текущего года. Налоговые поступления в бюджет, по мнению экспертов, достигнут 237,1 миллиарда. Сумма новых кредитов составит 12,9 миллиарда. Еще 33,2 миллиарда правительство планирует получить из других источников.
Основные правила функционирования финансовой системы Германии закреплены в Финансовой конституции ФРГ, которая является самым крупным разделом Основного закона страны. Этот документ регулирует отношения между федерацией, землями и общинами, гарантируя их устойчивость и предотвращая негативное воздействие политической конъюнктуры (например, в результате смены кабинетов). Главной целью финансовой конституции является достижение единого (и высокого) жизненного стандарта на территории всей страны, для чего государство перераспределяет ресурсы и предоставляет общественные блага в равной мере всем территориям. Под перераспределением понимают совокупность финансовых отношений между звеньями бюджетной системы. Другими словами, при перераспределении ресурсов происходит реализация “механизма финансового выравнивания”, который воплощает на практике идеи бюджетного федерализма.
В Германии существует два вида финансового выравнивания: вертикальное и горизонтальное.
При вертикальном выравнивании
федеральный центр
Горизонтальное выравнивание
состоит в помощи более богатых
земель (западных: Бавария, Баден-Вюртемберг) менее богатым (восточным: Саксония)
и базируется на двух показателях - финансовой
силе и выравнивании. Первый показывает
величину собираемых землями налогов,
а в отдельных случаях корректируется
с учетом их особых финансовых потребностей
(например, необходимости содержать порты,
которыми пользуются все земли). Второй
показатель отражает соотношение доходов,
получаемых землей, и численности ее населения
(здесь также не обходится без корректировок,
учитывающих, например, размеры городов,
поскольку считается, что финансовые потребности
жителей мегаполисов существенно выше
и они играют важную роль в жизни жителей
окрестностей).
В результате горизонтального выравнивания
даже в самой бедной земле уровень финансовой
обеспеченности достигает 99,5% среднегерманского.
Между тем наиболее сильные федеральные
земли - Баден-Вюртемберг, Бавария и Гессен
- выступили против такого перераспределения,
так как оно не стимулирует эффективную
экономическую политику. Федеральный
конституционный суд вынес решение об
отмене механизма горизонтального выравнивания
к концу 2004г.