Финансовая система страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание

Финансовая система страны после разрушения административного хозяйствования стала основным регулирующим институтом воспроизводственного процесса на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях и формируется с учётом глобализационных реалий.
В то же время финансовая система в силу её базовых функций является инструментом, обеспечивающим качественное состояние всей социально-экономической системы, процессы воспроизводства.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации 7
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры 7
1.2.Инновационная эволюция финансовой системы России 12
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран 31
2.1.Финансовая система ФРГ 31
2.2. Финансовая система США 36
2.3.Финансовая система Японии 42
Заключение 50
Список используемых источников и литературы 52

Работа состоит из  1 файл

Финаносвая система стран.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

Согласно Конституции  Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета  осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и  его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием  утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

Доходная часть бюджета  Японии состоит из налоговых и  неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Налоги взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог  по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

У среднестатистического  японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

К косвенным налогам  также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран

Огромную часть  расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2055г., согласно правительственному прогнозу, лица старше 65 лет составят 40,5% населения. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

В Японии граждане старше 65 лет составляют 20,1% населения. Далее следуют Италия (19,7%) и Германия (18,8%). Старение Японии идет угрожающими темпами: еще в 2000г. граждане старше 65 лет составляли чуть больше 17%. Тогда Япония занимала по этому показателю второе место, уступая Италии.

Пенсионная система  Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется  в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных  расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми  капиталистическими странами, достаточно низкий.

Военные расходы в  Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

В апреле 2007 года Парламент  Японии одобрил проект бюджета страны на 2007-2008 финансовый год в размере 702 млрд. долл. (82,9 трлн иен), парламент подготовил почву для самого большого за всю историю страны сокращения новых займов. Проект бюджета, общий размер которого на 4% превышает объем бюджета текущего финансового года в размере 79,69 трлн иен (674,8 млрд долл.), был представлен администрацией японского премьер-министра Синдзо Абэ.

Согласно одобренному  проекту, выпуск новых правительственных  облигаций в  финансовом году планируется  в размере 25,43 трлн иен (215,1 млрд долл.), что стало минимальным объемом  с 1997-1998 финансового года, когда этот показатель составлял 18,5 трлн иен (156,6 млрд долл.), и на 15,2% ниже аналогичного показателя текущего финансового года. Ожидается, что объем налоговых поступлений в 2007-2008 финансовом году составит 53,47 трлн иен (452,8 млрд долл.). В проекте бюджета Японии увеличен объем затрат на оборонный сектор, в частности на противоракетную оборону, в связи с оценкой потенциальной угрозы для страны со стороны Серверной Кореи, однако сокращены затраты на экономическую помощь иностранным государствам и общественные сооружения.

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений.

Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

В Японии специальные  фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение  сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных  компаниях и паевых товариществах  государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный  акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%

В госсекторе экономики  Японии на местном уровне действует  около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

Среди главных функций  государственных предприятий отсутствует  функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные  предприятия. Однако основное направление их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность  регулирования государственных  предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

У казенных предприятий  есть общий верховный хозяин - парламент. Он принимает решения по планам и  исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии - министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов.

При изменении отпускных  цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях3.

 

 

Заключение

 

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда.

На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Но помимо этих составляющих у каждой развитой страны есть свои особенности, которые позволили ей достигнуть на современном этапе оделенных высот.

Поэтому изучение финансовой системы  развитых стран представляет интерес  для российских специалистов в области  экономики и финансов.

Новая экономическая  стратегия, призванная реализовать  инвестиционно-социальные приоритеты, является необходимой предпосылкой перехода на инновационный путь развития, основной обеспечительной базой которого являются: приоритетное направление финансовых ресурсов на внутреннее развитие национальной экономики;  создание макро-  и микроэкономического механизма, инфраструктуры эффективного освоения масштабных инвестиционных потоков в материальных процессах воспроизводства хозяйствующих субъектов, комплексов, видах экономической деятельности, регионов; формирование рынка принципиально новых инновационных технологий, продуктов, услуг, высоквалифицированной  рабочей   силы.

 

Заключение 2 лист 
Список используемых источников и литературы:

 

 

  1. Финансы - Под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  2. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие -Рудый К.В.. -М.: Новое знание, 2003.
  3. Мировые финансы / Пер. с англ. - м.: Дека, 1998
  4. Особенности современных финансовых систем развитых стран - Туруев И.Б.. -М.: МАКС-Пресс.
  5. www.polpred.com – Полпред справочники
  6. www.fin.org.ua – Финансовый портал

??????????

1 Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина // ИМЭМО РАН. - М.: Магистр. 2008. С. 365-370; расчет динамики автора.

2 Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.

3 сноски




Информация о работе Финансовая система страны