Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Япония – небольшая страна с высокой плотностью населения и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по-сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовая система Японии……………………………………………5
1.1 История развития финансовой системы Японии………………….5
1.2 Банки Японии………………………………………………………..9
1.2.1 Коммерческие банки…………………………………………11
1.2.2 Специализированные кредитные институты……………….16
1.2.3 Прочие кредитные институты……………………………….18
1.3 Сравнение банковских систем РФ и Японии……………………..19
Глава 2. Бюджетная система Японии……………………………………………22
2.1 Бюджетное устройство Японии…………………………………………….22
2.2 Состав и структура доходов и расходов бюджета Японии……………….23
Глава 3. Финансовая система Японии в условиях кризиса…………………….27
3.1 Финансовая система Японии в период кризиса …………………………...27
3.2 Пути выхода из кризиса……………………………………………………..28
3.3 Финансовый кризис 2011 г………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………..40
41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Финансовая система Японии……………………………………………5
1.1 История развития финансовой системы Японии………………….5
1.2 Банки Японии………………………………………………………..9
1.2.1 Коммерческие банки…………………………………………11
1.2.2 Специализированные кредитные институты……………….16
1.2.3 Прочие кредитные институты……………………………….18
1.3 Сравнение банковских систем РФ и Японии……………………..19
Глава 2. Бюджетная система Японии……………………………………………22
2.1 Бюджетное устройство Японии…………………………………………….22
2.2 Состав и структура доходов и расходов бюджета Японии……………….23
Глава 3. Финансовая система Японии в условиях кризиса…………………….27
3.1 Финансовая система Японии в период кризиса …………………………...27
3.2 Пути выхода из кризиса……………………………………………………..2
3.3 Финансовый кризис 2011 г………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Япония – небольшая страна с высокой плотностью населения и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по-сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.
Тема курсовой работы является актуальной, так как Япония играет одну из ведущих ролей в мировой экономике. Её стремительный рост в послевоенные годы вызывает огромный интерес. Этот рост в первую очередь был связан с правильной организацией финансов.
Важность исследований в этой сфере заключается еще и в том, что технологическая вооруженность и уровень образования в Японии не мешает большей части населения функционировать в системе конфуцианско-буддийских координат, чрезвычайно чуждых философским основам, которые проповедуются американским истеблишментом в качестве глобального мирового сознания и при помощи Голливуда, ТВ, а также других средств масс-медиа сводятся в единую подчиненную США пирамиду. Отсюда и важнейший вывод: верхушка японского общества, как политическая, так и финансовая, по-прежнему в основном цементируется традиционалистскими идеологическими ценностями, предопределяя собственный и независимый путь
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую систему Японии.
Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие финансовой системы Японии;
выявить отличия банковских систем РФ и Японии;
рассмотреть бюджетную систему как одну из основных составляющих частей финансовой системы Японии;
изучить финансовую систему Японии в условиях кризиса;
Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе курсовой работы рассматривается финансовая система страны, дается определение финансовой системе в целом.
Во второй главе рассматривается бюджетная система Японии, ее устройство, состав и структура доходов и расходов.
В третьей главе – финансовая система Японии в условиях кризиса 2008 и 2011 годов, и пути выхода из него.
В работе использованы труды таких российских авторов как, Ковалев В.В., Терещенко Ю.В., Погорлецкий А.И., Рудный К.В. и периодическая литература.
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ
1.1 История развития финансовой системы Японии
История Японии насчитывает многие века, но когда говорят о её расцвете, как государстве, то рассматривают послевоенные (конец 40-х) годы.
Поражение во Второй мировой войне поставило Японию в невыгодное положение на мировой арене. Резкое снижение производства, падение доходов, сокращение потребления и накопления – вот основные характеристики экономического положения Японии в конце 40-х годов XX века. Финансовая система была фактически развалина, что связано в первую очередь с распадом ведущих финансово-промышленных групп (дзайбацу) с холдингами во главе, а холдинги как таковые, были вообще запрещены антимонопольным законодательством 1947 г.
Возрождение финансовой системы Японии связывают с созданием в 1947 году государственного финансового института, который был назван в переводе на русский «Фонд финансирования восстановления хозяйства». В Совет (высший орган) Фонда вошли министр финансов и руководители других экономических министерств, а также представители от частного сектора экономики. Данный Фонд занимался выделением кредитов для предприятий. Основными объектами кредитования были сталелитейная и угольная промышленность, производство удобрений, электроэнергетика. Именно на эти отрасли японское правительство опиралось как на ключевые отрасли, с развитием которых должны были развиться другие отрасли народного хозяйства [14].
Но не правильно организованная деятельность Фонда, которая плюс ко всему была сильно политизирована (Фонд находился под контролем проамериканской администрации), привела к его упразднению в 1949 году.
Но тем не менее, Японское правительство, возрождая финансовую систему Японии, сделало ставки на кредитование приоритетных отраслей народного хозяйства. Банк Японии взял на себя роль организатора кредитов, предоставляемых совместно целыми группами банков.
Частные банки Японии были связаны с определёнными группами фирм и имели статус уполномоченных кредиторов этих фирм, причём, этот статус был утверждён государством. Именно поэтому, каждый банк хорошо владел положением дел у своих потенциальных клиентов, и когда система кредитования начала работать, банки стали выступать в роли основных контролёров различных групп предприятий. Одни и те же банки участвовали в разных объединениях, учреждаемых для кредитования разных фирм, и в рамках каждого объединения определяли главный банк-контролер, который нес ответственность за мониторинг фирм-дебиторов и эффективность кредитования. Так было положено начало системе «мэйн бэнк» («главного банка»), ставшей одной из главных особенностей организации японской финансовой системы.
Важным в дальнейшем развитии финансовой системы Японии стало то, что государство регулировало уровни процента по всем видам вкладов, поддерживая их на низком уровне. Это так называемая политика низкого процента. Основы послевоенной системы регулирования были заложены в 1947 г., когда начал действовать Временный закон о регулировании процента. В соответствии с ним процент по вкладам устанавливался Политическим советом Банка Японии с учётом рекомендации Консультативного совета по регулированию процента.
Но постепенно проценты по кредитам выводились из под контроля государства. К концу 1994 года этот процесс был фактически завершён.
Главной целью политики низкого процента было предоставление возможности банкам аккумулировать при минимальных издержках сбережения населения, которые использовались для кредитования. Предприятия Японии таким образом имели возможность получать дешёвый кредит, который направлялся на развитие инвестирования.
Другим направлением развития финансовой системы Японии было установление жесткого бюджета, который должен был использовать все возможности для массированного кредитования экономики. Так, в 1954 году правительство установило лимит бюджетных расходов в 1 трлн. иен, который сохранялся на протяжении трёх лет. Дополнительные доходы бюджета направлялись на снижение уровня налогообложения, чтобы предприятия имели возможность изыскивать большие средства для инвестиций.
Одновременно с ужесточением бюджетной политики Банк Японии стал активно скупать облигации государственного займа, тем самым повышая уровень монетизации экономики и способствуя расширению кредитования.
Таким образом, становление финансовой системы Японии тесно связано с созданием мощного института кредитования и с правильной бюджетной политикой, направленной на сдерживание государственных расходов и на уменьшение налогового бремени.
Формирующаяся кредитно-финансовая система была основана на разделении функций между разными типами специализированных кредитных институтов (кредитование сельского хозяйства, энергетики, сталелитейной отрасли и т.д.). Политика была такова, что ни одно направление народного хозяйства не должно было остаться в стороне от кредитной линии. Институты кредитно-финансовой системы носили как частный, так и государственный характер.
Система государственного кредитования и инвестирования развивалась на средствах почтово-сберегательной сети (в то время до 30% всех вкладов населения), государственного пенсионного фонда, почтового страхового фонда (почта в Японии имеет право заниматься небольшими по масштабу страховыми операциями), и иных средствах, аккумулирующихся различными государственными программами и фондами [14].
В 90-х годах XX века финансовая политика правительства Японии была направлена на стимулирование потребления (одно из основных направлений), на поддержку реального сектора экономики, разрешение финансового кризиса, стабилизацию курса иены, борьбу с безработицей и оздоровление государственных финансов. Особенное значение придаётся так называемым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР). Основными инструментами финансового развития являлись:
1. регулирование ставок подоходного, корпоративного и других налогов;
2. государственные инвестиции в социальную инфраструктуру и крупномасштабные программы нацеленные на будущее;
3. кредитование финансовых институтов и гарантирование кредитов для предприятий реального сектора экономики;
4. поддержка малого и среднего бизнеса;
5. снижение процентных ставок Банком Японии;
6. стимулирование экспорта и роста конкурентоспособности экономики.
Одной из больших проблем финансовой системы Японии стали так называемые «плохие долги». Это долги компаний различным кредиторам (в том числе и государству), возвращение которых привело бы к их банкротству. Эти долги, в первую очередь, приводили к снижению объёмов кредитования. Одним из выходов была организация корпораций, которые совместно могли бы покупать новые кредиты. Кроме этого, часть «плохих долгов» была списана (прощена), а банкам были выплачены государством компенсации. Кроме этого, был снижен уровень процентной ставки и предоставлены государственные гарантии по ряду кредитов для малого и среднего бизнеса, принят ряд законов, касающихся банковского сектора. В общей сложности на решение проблем финансовой системы Японии в 1995-1997 гг. из бюджета было выделено около 30 трлн. иен.
Меры, принимаемые Правительством Японии привели к уменьшению поступлений в государственный бюджет, что послужило причиной сокращения в 1996-1997 годах ряда государственных программ по инвестированию. В 1997 году повышается ставка налога с продаж (с 3 до 5%). В 1997 году ряд крупных банков и инвестиционных компаний Японии объявили о своём банкротстве.
Правительство Японии было вынуждено принимать неотложные меры по дестабилизации финансовой системы Японии. Основными принципами работы новой финансовой системы должны были стать понятия «справедливость», «свобода», «глобальность». В качестве основных объектов реформирования были выбраны институты и структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой. Реформа проводилась в следующих направлениях:
- либерализация международных финансовых операций;
- расширение круга финансовых инструментов и институтов;
- создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг;
- повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков;
- обеспечение справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.
В настоящее время финансовая система Японии испытывает определённые трудности, но как считают многие эксперты, ситуация улучшилась коренным образом [12, c.573].
1.2 Банки Японии
Первые банки современного типа появились в Японии после 1872 года как частные «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали росту инфляции, тормозившей развитие производительных сил. В этих условиях возникла острая необходимость создания центрального банка Японии, который был основан в 1882 году на срок 30 лет (затем срок продлили ещё на 30 лет). Этот банк получил монопольное право эмиссии банкнот, а существовавшие ранее «национальные банки» должны были прекратить эмиссию банкнот и постепенно изымать находящиеся в обращении банкноты.
До 1 апреля 1998 года Банк Японии действовал на основании Закона о Банке Японии 1942 года с учётом поправок 1947-го и 1949 годов. В 1979 году закон был несколько модернизирован: было покончено с назначениями сроков полномочий центрального банка, он получил бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил силу новый Закон о Банке Японии [9, c.115].
Уставный капитал банка составляет 100 млн иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам [8, c.84]. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5%. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет.