Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Япония – небольшая страна с высокой плотностью населения и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по-сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовая система Японии……………………………………………5
1.1 История развития финансовой системы Японии………………….5
1.2 Банки Японии………………………………………………………..9
1.2.1 Коммерческие банки…………………………………………11
1.2.2 Специализированные кредитные институты……………….16
1.2.3 Прочие кредитные институты……………………………….18
1.3 Сравнение банковских систем РФ и Японии……………………..19
Глава 2. Бюджетная система Японии……………………………………………22
2.1 Бюджетное устройство Японии…………………………………………….22
2.2 Состав и структура доходов и расходов бюджета Японии……………….23
Глава 3. Финансовая система Японии в условиях кризиса…………………….27
3.1 Финансовая система Японии в период кризиса …………………………...27
3.2 Пути выхода из кризиса……………………………………………………..28
3.3 Финансовый кризис 2011 г………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Пути выхода из кризиса

 

Антикризисные меры включают три основных направления:

1) Использование политики процентной ставки.

С началом финансового кризиса центральные банки шести развитых экономик мира (Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии и Центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они объявили о снижении базовой процентной ставки на 0,5 %.

Банк Японии сохранял свою политику в области процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г. Он считал, что целевой ориентир краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке (около 0,5%) и действующий уровень базовой процентной ставки (0,75%) достаточно низкие и соответствуют сложившейся экономической ситуации. Однако в результате нарастания финансового кризиса и неблагоприятного влияния рисков на экономику Японии было принято решение о снижении целевого ориентира краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке до 0,3% в октябре 2008 г. и 0,1% в декабре 2008 г. Уровень базовой процентной ставки был снижен до 0,5 и до 0,3% соответственно.

В качестве временной меры Банк Японии принял решение с ноября 2008 г. ввести выплату процентов из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся на текущем счете в центральном банк.

2) Меры по обеспечению стабильности на финансовых рынках и расширению возможностей финансирования крупных корпораций

С целью поддержания ликвидности банковского сектора Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 г. общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке (дополнительное кредитование банков, кредитование под допустимый залог, операции РЕПО с краткосрочными обязательствами и облигациями корпораций, с государственными облигациями, с казначейскими и финансовыми векселями) превысил 50 трлн иен, что выше исторического среднего уровня [15].

Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые инструменты на нем, а именно:

   были расширены инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций. Банком Японии была увеличена периодичность проведения операций с государственными облигациями (с 1 раза в квартал до 2 раз в неделю) и размер предложения за одну операцию (от 300 до 600 млрд иен). Была увеличена возможная сумма операций по покупке государственных облигаций до 21,6 трлн иен в год (1,8 трлн иен в месяц). По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций по покупке государственных облигаций увеличился до 48,2 трлн иен. С середины декабря 2008 г. центральный банк добавил в список своих операций РЕПО операции с государственными облигациями с плавающей процентной ставкой, с облигациями, индексированными к уровню инфляции, и с 30-летними государственными облигациями. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций РЕПО составил 7 трлн иен '

   стали проводиться операции, направленные на поддержание ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. Введение этих операций Банк Японии рассматривал в качестве временной меры на период финансового кризиса. Ранее он принимал краткосрочные обязательства и облигации компаний в качестве одного из видов залога при предоставлении кредитов банкам. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 г. центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 г. - облигаций крупных корпораций. Планируемые фонды для этих целей были определены в размере 3 трлн иен и 1 трлн иен соответственно. По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены. Проведение операций РЕПО с краткосрочными обязательствами корпораций продолжается в 2010 г., их текущий объем составил 2,8 трлн иен1;

В конце 2008 г. в список контрагентов Банка Японии по операциям РЕПО с краткосрочными обязательствами крупных корпораций был включен Банк Развития Японии.

3) Меры по стабилизации банковского сектора

С целью усиления капитализации банковского сектора в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса.

Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность. Предполагается до апреля 2010 г. выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн иен (лимит на один банк установлен 250 млрд иен) с последующим обязательством их продажи в период с конца марта 2012 г. до конца сентября 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных активов составил 206,9 млрд иен.

С начала 2009 г. был расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих в недвижимость корпораций, гарантированные правительством краткосрочные обязательства корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень был дополнен государственными облигациями США, Великобритании, Германии и Франции.

В апреле 2009 г. Банк Японии объявил о возможности привлечения городскими и региональными банками дополнительных ресурсов в рамках предоставления субординированного 10-летнего займа на общую сумму до 1 трлн иен (лимит на один банк составляет 350 млрд иен). Банки, которые получат займы, смогут учитывать их как дополнительную часть капитала и вернуть средства в любое время по истечении трехлетнего периода после получения.

Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:

     заключение двусторонних валютных своп-согла-шений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;

     взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.

В настоящее время японская банковская система движется по пути формирования конкурентоспособного на международном рынке банковского сектора, способного противостоять внешним рискам, и банков, способных координировать интересы корпоративного бизнеса и собственников банков на внутреннем рынке с целью развития внутреннего спроса.

Процесс реформирования банковского сектора Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:

1.              Достижение баланса между сохранением эффективности в условиях свободной конкуренции и обеспечением стабильности при оптимизации отношений между менеджментом, и акционерами.

2.              Распределение рисков между банками, клиентами и регулирующими органами [15].

3.3 Финансовый кризис 2011 г.

В конце марта 2011 года долгосрочный государственный долг Японии составил 869 триллионов иен ($10,57 триллиона). Это 181 процент ВВП, согласно данным министерства финансов Японии. Объем долгов Японии – самый крупный среди промышленно развитых экономик. С учетом краткосрочных долгов, задолженность Японии составляла около 204 процентов ВВП в этом году, больше, чем 137 процентов ВВП у Греции и 113 процентов у Ирландии, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Аналитики полагали, что ситуация в Японии вряд ли будет хуже, чем в Бельгии и Италии в 1990-х годах, тем более, что обе страны избежали долгового кризиса.

После того, как кризис в Греции перешел в общеевропейский, премьер-министр Кан решил всеми способами избежать подобной судьбы для Японии. Финансы Японии даже в худшей форме, чем у Испании, Бельгии или Португалии, вокруг которых ходят слухи о возможной необходимости финансовой помощи. Все больше страхов формируется вокруг стареющего населения Японии, так как многие считают, что государству придется использовать больше сбережений и положиться на иностранных кредиторов для финансирования долга. Премьер-министр Японии Наото Кан рискнул своей карьерой, решив пересмотреть систему социального обеспечения и поднять налог с продаж с целью предотвратить дальнейший рост государственного долга и финансовые трудности, вызванные старением населения. Интересно то, что у государства практически нет долгов в иностранной валюте, и 95,4 процента японских гособлигаций находятся в распоряжении внутренних инвесторов, согласно данным Банка Японии [17].

Рейтинговое агентство Standard & Poors (S&P) еще до землетрясения понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии впервые с 2002 года, сославшись на то, что государству не хватает ясного плана, чтобы справиться с растущими долгами. Долговые проблемы Японии – последствие огромных государственных расходов в 1990-х годах, которые были направлены на поддержку застоявшейся экономики после того, как лопнул пузырь на рынке недвижимости.

И вот, вдобавок к итак не радостной картине,  пришла беда – землетрясение 11 марта.

Япония «находится в самом страшном кризисе со времен Второй мировой войны». Об этом в воскресенье 13 марта 2011г. заявил премьер-министр страны Наото Кан. Премьер-министр Японии призвал «народ Японии объединиться перед лицом национальной угрозы».

Центральный банк Японии в понедельник 14 марта предоставил банкам страны от 2 триллионов иен (24,4 миллиарда долларов) до 3 триллионов иен (37 миллиардов долларов) ликвидных средств для поддержания стабильности на рынках на фоне последствий катастрофического землетрясения. Начались изъятия населением вкладов из банков и финансовых учреждений. Центральный банк Японии в выходные 12-13 марта предоставил дополнительно 55 миллиардов иен (671 миллионов долларов) 13 финансовым учреждениям в северо-восточном регионе страны, который в наибольшей степени оказался затронут землетрясением, чтобы помочь им справиться с изъятиями вкладов.

Генеральный секретарь японского правительства Юкио Эдано заявил, что последствия цунами и разрушительного землетрясения у берегов Японии для экономики страны могут быть серьезными. Британские экономисты ранее предположили, что в результате последствий стихии темпы роста японской экономики в нынешнем году могут сократиться на 1 процент.

Объем страховых выплат для покрытия ущерба, нанесенного Японии пятым по силе землетрясением в истории планеты и катастрофическим цунами, может достичь 30 миллиардов долларов, прогнозируют эксперты [17].

Как обычно, на ряду с оптимистическими прогнозами, существуют и пессимистические.

События в Японии, где в результате землетрясения погибли несколько тысяч человек, вывели из равновесия мировую экономику. Трагедия предвещает приход второй волны мирового кризиса, считают пессимистические эксперты.

Из игры выбит один из трех мировых центров потребления, «китов», на которых держится мировое хозяйство (США, ЕС, Япония). России это грозит не только дефицитом японских машин.

От японского автопрома осталось меньше половины. «Большая тройка» производителей – Toyota, Honda и Nissan – объявила, что не может выпускать автомобили из-за трудностей с поставками комплектующих. Mitsubishi и Subaru также заявили, что приостанавливают выпуск машин на нескольких своих предприятиях. Больше других повезло компаниям Mazda и Suzuki, чьи заводы расположены в не пострадавших от землетрясения частях страны. Но, так или иначе, серьезные проблемы возникли у всех – помимо трудностей со смежниками автоконцерны потеряли налаженную логистику, тысячи готовых автомобилей, дожидающихся отправки на экспорт, придется утилизировать, стихия превратила их в груды металлолома.

Одновременно стоит ожидать снижения спроса – местным жителям, многие из которых чудом остались в живых, в ближайшее время будет явно не до покупки нового авто.

Другая неприятность, которая грозит потребителям, – нашествие японских «утопленников». Сами компании, конечно, обещают пустить под пресс подобные авто. Но перекупщики, которых и в Японии немало, стараются перепродавать испорченные машины с дисконтом, чтобы покупатели особо не раздумывали. С такой напастью российские автолюбители периодически сталкиваются после наводнений в Европе.

Стихия потрепала всю японскую промышленность, включая знаменитую электротехническую отрасль. Больше всего, похоже, пострадала компания Sony, которая объявила об эвакуации основных производственных мощностей. Fujitsu отрапортовала о «незначительных повреждениях» и перебоях в энергоснабжении на одном из своих предприятий. А Toshiba – о неполадках на заводе, производящем компьютерную память. В то же время Epson, Panasonic и Sharp пока хранят молчание [17].

Информация о работе Финансовая система Японии