Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Япония – небольшая страна с высокой плотностью населения и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по-сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовая система Японии……………………………………………5
1.1 История развития финансовой системы Японии………………….5
1.2 Банки Японии………………………………………………………..9
1.2.1 Коммерческие банки…………………………………………11
1.2.2 Специализированные кредитные институты……………….16
1.2.3 Прочие кредитные институты……………………………….18
1.3 Сравнение банковских систем РФ и Японии……………………..19
Глава 2. Бюджетная система Японии……………………………………………22
2.1 Бюджетное устройство Японии…………………………………………….22
2.2 Состав и структура доходов и расходов бюджета Японии……………….23
Глава 3. Финансовая система Японии в условиях кризиса…………………….27
3.1 Финансовая система Японии в период кризиса …………………………...27
3.2 Пути выхода из кризиса……………………………………………………..28
3.3 Финансовый кризис 2011 г………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………..40
Всего в Японии действует около 6200 коммерческих финансово-кредитных учреждений. Это немного по сравнению с другими крупными развитыми странами, если учитывать значительную численность населения, проживающего на островах. Вместе с тем дефицит кредитных учреждений всё-таки не ощущается ввиду их равномерного распределения.
Государство придаёт очень большое внимание поддержанию на плаву кредитных учреждений в период испытания ими трудностей. Но этому бережному отношению в то же время сопутствует крайняя сложность получения государственной лицензии на право осуществления банковских операций [6, c.62].
1.3 Сравнение банковских систем РФ и Японии
Сравнение банковских систем РФ и Японии отображено в таблице 1.
Табл. 1.
Показатель | Россия | Япония |
1.Банковская система | Двухуровневая банковская система: -Центральный банк РФ -кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков | Двухуровневая банковская система: -Банк Японии -коммерческие банки; специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса; правительственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы. |
2.Функции, задачи, инструменты ЦБ | Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ» Задачи: - защита и обеспечение устойчивости рубля; - развитие и укрепление банковской системы РФ; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Инструменты: 1. процентные ставки по операциям Банка России; 2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3. операции на открытом рынке; 4. рефинансирование кредитных организаций; 5. валютные интервенции; 6. установление ориентиров роста денежной массы; 7. прямые количественные ограничения; 8. эмиссия облигаций от своего имени. | Функции: 1. выпуск банкнот; 2. реализация денежно-кредитной политики; 3. изменение нормы обязательных банковских резервов, 4. операции на финансовых рынках, 5. регулирование учетной ставки процента, 6. осуществление взаиморасчетов коммерческих банков; 7. мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений; 8. проведение операций с государственными ценными бумагами; 9. осуществление международной деятельности; 10. выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований. Инструменты: 1) изменение нормы обязательных банковских резервов, 2) операции на финансовых рынках, 3) регулирование учетной ставки процента; |
3.Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов | Функции коммерческих банков: 1. аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, 2. предоставление кредита, 3. посредничества в осуществлении платежей и расчетов. Операции коммерческих банков: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). | Японские банки выполняют следующие операции – платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата. |
4.Нормативная база | -Конституция РФ -ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) -ФЗ «О банках и банковской деятельности» -другие ФЗ -нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения) | -Закон о Банке Японии №89 от 1.04.1998 г. В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются. |
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ
2.1 Бюджетное устройство Японии
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем – на рассмотрение кабинета министров.
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк, и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент [10].
2.2 Состав и структура доходов и расходов бюджета Японии
Как уже отмечалось выше, развитие финансовой системы Японии было связано с установлением жесткого бюджета по расходной части и с проведением политики снижения налоговых ставок.
Бюджет Японии, как и все государственные бюджеты состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета Японии формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Отличительной особенностью бюджета Японии является высокая доля неналоговых поступлений в бюджет (около 15%). К неналоговым доходам относятся:
- доходы от арендной платы;
- доходы от продажи земельных участков и другой недвижимости;
- пени, штрафы;
- доходы от лотерей;
- займы;
- другие неналоговые доходы.
В налоговой системе Японии установлено множество различных налогов, причём, каждый орган территориального управления имеет право их взимать. Все налоги устанавливаются законодательно. Среди основных налогов выделяют:
1. Прямые налоги:
- налог на прибыль с юридических лиц (от 25 до 38%);
- подоходный налог с физических лиц (от 10 до 50% в зависимости от доходов и семейного положения);
- налог на имущество (около 1,5%);
- налог на наследство;
- налог на доходы от операций с ценными бумагами;
- другие прямые налоги.
2. Косвенные налоги:
- налог на потребление (около 5%);
- акцизы и таможенные пошлины;
- другие косвенные налоги.
Основными являются прямые налоги, но их доля постепенно снижается.
Что касается расходной части бюджета Японии. Учитывая исторический фактор, его расходы по структуре намного ниже, чем расходы бюджетов других развитых стран мира. Но к концу XX – началу XXI века расходы бюджета увеличивались, но их доля в ВВП оставалась практически на одном уровне, то есть, рост расходов не связан с усилением налогового бремени.
Большая часть расходов бюджета приходится на социальные расходы (около 50%), среди которых выделяют:
- пенсии по старости и инвалидности (около 30%);
- здравоохранение (около 1,5%);
- образование (около 12%);
- другие социальные расходы [11].
На военные расходы приходится около 4% от всех расходов бюджета. По сравнению с другими странами – это достаточно низкий показатель.
Большие социальные расходы связаны с отношением к пожилым людям, которые в Японии традиционно ставятся в почёт. Численность данной категории населения в Японии постоянно растёт, что приводит к увеличению социальных расходов. Кроме этого, в Японии продолжительность жизни одна из самых высоких. Но в тоже время, рост качества жизни ведёт к увеличению срока деловой активности населения, а следовательно, время выхода на пенсию отодвигается на более поздние сроки.
Выплата пенсий по старости только на 1/3 финансируется из бюджета (базовая пенсия). Остальная часть пенсии выплачивается за счёт различных пенсионных фондов.
Для тех, кто не может сам обеспечить своё проживание, государство выплачивает так называемую «общественную помощь» в размере прожиточного минимума. Сюда входят выплаты на образование, повседневные нужды, жильё, медицинское обслуживание, материнство, пособие по безработице, на похороны. Число лиц, получающих данную помощь постоянно снижает и в настоящее время составляет около пособие 0,5% населения страны.
Из бюджета финансируются расходы на НИОКР. В Японии образование и наука рассматривается как главный фактор экономического роста. Основной прирост ВВП в последнее время в Японии приходится именно на НИОКР.
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
В настоящее время бюджетная политика в Японии по-прежнему исходит из принципа, чтобы расходы в планируемом году не превышали расходов в отчётном.
Для финансовой политики Японии характерным является дефицит бюджета, который покрывается за счёт государственных займов. Дефицит бюджета составляет около 4% от ВВП.
Япония, как и большинство унитарных государств, имеет двухуровневую бюджетную систему. Первый уровень – это государственный бюджет. Второй уровень – местные бюджеты.
Всего в Японии насчитывается около 45 префектур, которые объединяют около 3000 городов, посёлков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Доходы местных бюджетов состоят из налоговых и неналоговых поступлений. Структура доходов примерно следующая:
1. Местные налоги – около 40%;
2. Отчисления от государственных налогов – около 20%;
3. Государственные дотации на общенациональные мероприятия – около 14%;
4. Неналоговые поступления – 26%.
Как видно из структуры, местные налоги занимают меньшую часть доходов местных бюджетов.
К основным местным налогам относятся:
1. Префектурный подоходный налог с юридических лиц (около 12% от государственного);
2. Городской (поселковый, районный) подоходный налог (около 12% от государственного);
3. Налог на предпринимательскую деятельность (около 10% от прибыли);
4. Префектурный подоходный налог для физических лиц (от 5 до 15%);
5. Местный подоходный налог;
6. Налог на жителя (около 3000 иен в год с каждого жителя);
7. Налог на табак;
8. Налог на потребление электричества и газа;
9. Другие местные налоги.
Расходы местных бюджетов направляются на развитие производственной инфраструктуры, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, на подготовку рабочей силы, на выплату различных пособий, пенсий, на содержание местных органов власти. Полиция, суд и прокуратура также финансируется за счёт средств местных бюджетов [11].
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
3.1 Финансовая система Японии в период кризиса
Со II квартала 2008 г. на фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В условиях относительной стабильности в финансовом секторе реальный сектор экономики Японии демонстрировал снижение темпов роста. В конце ноября 2008 г. правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике. Деятельность крупных городских банков, имеющих разветвленную сеть филиалов за рубежом и активно осуществляющих операции на мировом валютном рынке и рынке ссудных капиталов, стала подвергаться высокому кредитному и валютному рискам.
В отличие от финансового кризиса 90-х годов текущий кризис был вызван не внутренними, а внешними факторами, связанными с развитием процесса финансовой глобализации, а также с крахом рынка недвижимости и рынка секыоритизации в США. Сложность поиска путей по выходу из него связана с его многогранностью и необходимостью решения проблем как внешнего, так и внутреннего характера. К началу кризиса 2008 г. Япония имела созданную во время финансового кризиса 90-х годов систему регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, сформированную систему страхования вкладов населения, богатый опыт по выходу банков из финансового кризиса. Однако принятые меры были направлены на управление рисками, вызванными внутренними факторами. В 2008 г. надзорные органы столкнулись с проблемой управления внешним системным риском, с необходимостью регулирования деятельности и осуществления контроля за операциями транснациональных банков, риски которых для национального банковского сектора непредсказуемы.
С началом мирового финансового кризиса антикризисные меры Банка Японии были направлены на обеспечение ликвидности на межбанковском рынке путем предоставления субординированных займов банкам. С октября 2008 г. нестабильность финансово-банковской системы приняла глобальный характер. Банк Японии перешел к системному использованию всего набора инструментов денежно-кредитной политики. Кроме того, в качестве временных были приняты меры по рекапитализации банков, реструктуризации долгов и финансовой поддержке корпоративного сектора [15].