Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:29, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что успешное развитие экономики во многом определяется состоянием и функционированием финансовой системы государства. В курсовой работе будет рассмотрена, финансовая система Японии, опыт которой представляет для Украинских экономистов научный и практический интерес.
Необходимо отметить, что в Японии принято выделять лишь сферы централизованных и децентрализованных финансов, так называемая двухуровневая финансовая система. В Украине, также существуют централизованные и децентрализованные уровни, но они отличается от развитых стран наличием региональных бюджетов.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры функционирования современной финансовой системы Японии. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ…….5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………..…...….5
1.2. Состав финансовой системы……………………………..……….6
1.3. Бюджетная система как основное звено финансовой системы............................................................................................................................11
1.4. Механизм функционирования финансовой системы…………15
Выводы к разделу 1………………………………………………………….......18
РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ………………………………………..……………20
2.1. История формирование финансовой системы Японии………..20
2.2. Государственный бюджет и его доходно-расходная часть…....23
2.3. Финансы местных органов власти……………………………… 26
2.4. Специальные правительственные фонды…………………….....29
2.5. Финансы государственных предприятий………………………..30
2.6. Особенности финансовой системы Японии………………...…...32
Выводы к разделу 2…………………..………………………………….……...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….38
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта АР Крым
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
Институт экономики и управления
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы »
на тему: «Финансовая система Японии»
Работу выполнил:
Карпив Д. В.
Научный руководитель:
к. э. н. доцент Малышенко В. А.
Работу здал «___»_____________ 2012г.
Проверена_____________________
«___»______________2012г.
Работа защищена с оценкой______________
Ялта(2012г.)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ…….5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………..…...….5
1.2. Состав финансовой системы……………………………..……….6
1.3. Бюджетная система как основное
звено финансовой системы.......................
1.4. Механизм функционирования финансовой системы…………15
Выводы к
разделу 1………………………………………………………….......
РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ………………………………………..……………20
2.1. История формирование финансовой системы Японии………..20
2.2. Государственный бюджет и его доходно-расходная часть…....23
2.3. Финансы местных органов власти……………………………… 26
2.4. Специальные правительственные фонды…………………….....29
2.5. Финансы государственных предприятий………………………..30
2.6. Особенности финансовой системы Японии………………...…...32
Выводы к разделу 2…………………..………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что успешное развитие экономики во многом определяется состоянием и функционированием финансовой системы государства. В курсовой работе будет рассмотрена, финансовая система Японии, опыт которой представляет для Украинских экономистов научный и практический интерес.
Необходимо отметить, что в Японии принято выделять лишь сферы централизованных и децентрализованных финансов, так называемая двухуровневая финансовая система. В Украине, также существуют централизованные и децентрализованные уровни, но они отличается от развитых стран наличием региональных бюджетов.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры функционирования современной финансовой системы Японии. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-раскрытие основных звеньев финансовой системы;
-рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета;
-выявить основной принцип формирования финансовой системы государства Японии.
При написании работы были использованы следующие источники информации:
-монографические статьи;
-учебники и учебные пособия;
-журналы периодической печати;
-всемирная сеть Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, двух выводов к разделам, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе раскрывается сущность и состав финансовой системы, механизм её функционирования.
Во втором разделе уделено внимание особенностям функционирования Японской финансовой системы. Японская финансовая система интересна тем, что ее экономика играет одну из ведущих ролей в мировом хозяйстве.
Финансовая система Японии, которой представляет интерес для специалистов в области экономики и финансов, так как развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройки.
РАЗДЕЛ 1
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
1.1. Сущность финансовой системы
Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения [2, стр. 33]. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми функциями.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых
отношений характеризует
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Можно утверждать, что
каждое звено финансовой системы
является независимым её элементом,
но эта самостоятельность
1.2.Состав финансовой системы
В зависимости
от методов формирования доходов
экономических субъектов
-централизованные (публичные) финансы;
-децентрализованные финансы.
Централизованные
финансы – экономические
Под децентрализованными финансами – понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятия.
В зависимости
от методов формирования доходов
экономических субъектов
В каждой из выделенных
сфер используются специфические формы
и методы образования и использования
финансовых ресурсов; каждая из них
имеет собственное функциональн
В зависимости от механизма формирования и использовании финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений:
- финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
-публичные финансы (государственные и муниципальные);
-финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов, определяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, стипендий и т. п.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятия. С одной стороны, главным источником дохода бюджета является национальный доход, созданный в сфере материального производства, а с другой стороны – процесс расширенного воспроизводства, осуществляющегося не только за счёт средств предприятия, но и с привлечением общегосударственных фондов денежных средств в форме бюджетного ассигнования и использования банковских кредитов [4, стр. 23].
Задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм полученных от выкупа государственных предприятий, доходов от казённых предприятий и хозяйствующих субъектов государственной формы собственности.
Государственный бюджет – это главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованных денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Средства бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, расходы бюджета в области экономики призваны способствовать организации рациональной структуры общественного производства, наращивание научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Расходы бюджета связаны с реализацией социальной политики государства. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обследовании, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. В бюджете находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Государственный бюджет используется государством для вмешательства в экономическую жизнь. Через механизм системы бюджетных доходов и расходов государство оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общественного товара.
В силу своего главенствующего
положения государственный
Вторым по своему значению звеном финансовой системы выступают местные финансы. Под влиянием развития производственных сил происходит повышение роли и влияния местных органов власти на экономику и социальную сферу. Увеличиваются размеры местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей, что усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.