Финансовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что успешное развитие экономики во многом определяется состоянием и функционированием финансовой системы государства. В курсовой работе будет рассмотрена, финансовая система Японии, опыт которой представляет для Украинских экономистов научный и практический интерес.
Необходимо отметить, что в Японии принято выделять лишь сферы централизованных и децентрализованных финансов, так называемая двухуровневая финансовая система. В Украине, также существуют централизованные и децентрализованные уровни, но они отличается от развитых стран наличием региональных бюджетов.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры функционирования современной финансовой системы Японии. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ…….5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………..…...….5
1.2. Состав финансовой системы……………………………..……….6
1.3. Бюджетная система как основное звено финансовой системы............................................................................................................................11
1.4. Механизм функционирования финансовой системы…………15
Выводы к разделу 1………………………………………………………….......18
РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ………………………………………..……………20
2.1. История формирование финансовой системы Японии………..20
2.2. Государственный бюджет и его доходно-расходная часть…....23
2.3. Финансы местных органов власти……………………………… 26
2.4. Специальные правительственные фонды…………………….....29
2.5. Финансы государственных предприятий………………………..30
2.6. Особенности финансовой системы Японии………………...…...32
Выводы к разделу 2…………………..………………………………….……...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….38

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

-источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;

-объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

-рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их использования.

В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Финансовый  контроль можно представить в двух аспектах:

1. Строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

2. Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного), в противопоставление государственному, является минимизация своих отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

 

 

Выводы к  разделу 1

 

Финансовая система  – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая  система состоит из основных звеньев:

-государственный бюджет;

-местные финансы;

-специальные внебюджетные фонды;

-финансы государственных предприятий.

Основное звено  финансовой системы- государственный бюджет.

Финансовый  механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА  ЯПОНИИ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

 

2.1. История формирование финансовой системы Японии

 

 В  1868 году  в процессе реформ  Мэйдзи, направленных на модернизацию страны, японское правительство, по примеру США, приступило к формированию системы государственных банков, обладавших правом денежной эмиссии. Первым кредитным институтом такого рода стал банк "Первый государственный" (позднее - "Первый промышленный"). Затем, в 1874 году была создана система почтово-сберегательных учреждений, которая сыграла в экономике страны очень важную роль, из которых в 1880 году образовались сберегательные банки.

 В 1877 году  частным капиталом была создана  первая банковская ассоциация, в 1879 году в Осака появился клиринговый дом для упрощения межбанковских расчетов, а в 1878 году открылись две фондовые биржи. Однако в Японии бизнес был в основном сосредоточен в замкнутых структурах дзайбацу (финансово-промышленные группы). По этой причине прямое финансирование  в стране так и не получило широкого развития. Вплоть до последнего времени в Японии преобладало косвенное финансирование, то есть  через банки.

В 1882 году было решено оставить лишь один эмиссионный  центр. С тех пор и поныне его  функции выполняет Банк Японии. Остальные  государственные банки были перепрофилированы в обычные кредитные институты, встав в один ряд с параллельно возникшими частными банками.

Подобные  частные структуры были "легализованы" законом о банках от 1890 года [18, стр. 66]. Все эти банки занимались обычной коммерческой деятельностью, привлечением свободных средств, выдачей кредитов и расчетами между предприятиями. Однако профинансировать модернизацию и индустриализацию страны в полном объеме, в силу своего коммерческого характера и относительно небольшого объема находившихся в их распоряжении денежных ресурсов, эти обычные банки были не в состоянии. К решению задачи подключилось государство, создав полуправительственные кредитные институты, такие, как "Валютный банк Иокогамы"- для финансирования внешней торговли, позднее - "Банк Токио", "Японский промышленный банк" -для финансирования долгосрочных проектов и т.п. В 1900 году был принят закон о промышленных кооперативах, который положил начало созданию специализированных институтов по поддержке малого бизнеса, таких, как Центральный банк промышленных кооперативов, позднее - "Центральный банк сельского и лесного хозяйства" [16, стр. 83].

 Пика своего  развития эта банковская система  достигла в 1901 году, когда в  стране насчитывалось 1867 обычных  банков. Среди прочих важных нововведений  необходимо отметить, что в 1915 году существовавшие с незапамятных времен специфически японские кооперативы мудзин, финансировавшие предпринимательскую деятельность, получили официальный статус компаний взаимного финансирования малого бизнеса. В 1917 году были созданы первые структуры жилищного кредитования [ 28, стр. 87].

Наконец, после Первой мировой войны возник рынок онкольных займов- это право на получение кредита на определенных условиях, практикуются для урегулирования краткосрочных расчетов между банками.

          В ходе кризиса 1927 года начался процесс разорения маломощных банков. В 1927 году был принят новый закон о банках, в котором был впервые оговорен обязательный для банков минимум капитала. Тем самым закон побудил банки к слиянию и укрупнению. В результате этих процессов, к исходу Второй мировой войны, в стране насчитывалось всего 64 обычных и 4 сберегательных кредитных института [28, стр. 89].

В ходе самой войны были сделаны два  важных шага по пути универсализации и консолидации банковского бизнеса - обычные банки получили права сберегательных, а межбанковские расчеты стали осуществляться через Банк Японии.

После окончания Второй мировой войны в условиях крайне низкой конъюнктуры и крупного бюджетного дефицита в Японии началась гиперинфляция. Были предприняты чрезвычайные меры в области денежного обращения: блокированы сбережения населения и банковские ценные бумаги. В области кредитования начал осуществляться «курс на развитие производства», в соответствии с которым были определены приоритетные направления кредитования, а ссуды в другие отрасли целенаправленно ограничивались.

В послевоенный период был  взят курс на создание немногочисленных банков, действующих по всей стране, а также на образование местных банков по принципу: «одна префектура — один банк». Эти два вида банков должны были осуществлять финансирование на уровне всей страны и регионов. Для предотвращения безработицы, поддержания деятельности средних и мелких предприятий были созданы кредитная кооперация и доверительные фонды.

По мере оживления  национальной экономики, а также  для стимулирования экспорта стали создаваться частные финансовые учреждения по предоставлению кредитов на длительный срок и специализированные кредитные банки. В отличие от некоторых развитых стран, например Франции, в Японии в послевоенный период основные финансовые рычаги остались в руках частных банков. Однако степень государственного контроля за их деятельностью оставалась очень высокой.

Параллельно с частными банками была воссоздана разветвленная  сеть правительственных институтов. Для кредитования внешней торговли в 1950г. был основан Экспортный банк, главной функцией которого на этом этапе являлось кредитование экспорта продукции японского судостроения и машиностроения. Капитал банка принадлежит государству, а контроль за его деятельностью осуществляет министерство финансов. В 1951 г. был учрежден Японский банк развития с передачей ему средств и функций Банка финансирования восстановления и Эквивалентного фонда, действовавшего с 1949 г. для зачисления выручки от реализации товаров, поступивших в порядке помощи от США.

Деятельность банка  сосредоточена на льготном (на сроки  менее 1 года) кредитовании отраслей экономики, в выдаче кредитов, которого не заинтересованы частные банки.

Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период — образование финансово-промышленных групп.

Во главе каждой из них стоит крупный частный  коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров.

 

 

2.2. Государственный  бюджет и его доходно-расходная часть

 

Финансовая  система Японии состоит из бюджета  центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

 Доходы и  расходы бюджета имеют определенную  группировку, включающую разделы,  статьи и параграфы. Доходы  подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа [6, стр. 156].

Подготовка  проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

Бюджетное устройство включает в себя два уровня:

-центральный  бюджет;

-местный бюджет.

Бюджетная система  сложная и многозвенная, в нее  входят:

-общий счет  центрального правительства;

-специальные  счета центрального правительства;

- бюджеты правительственных  корпораций и финансовых организаций;

-государственная  программа инвестиций и займов( так называемый второй бюджет);

-общие счета  местных бюджетов;

-специальные  счета местных бюджетов;

Главным считается  общий счет центрального правительства, в него поступают все государственные  налоги и из него финансируются важнейшие  государственный программы (социальное обеспечение, образование, оборона  и т.д.). Специальные счета центрального правительства создаются целевым назначением законодательным путем. Каждый счет имеет свои собственные источники финансовых ресурсов, в том числе кредитные, автономные бюджеты правительственных корпораций  - это организации, в которых весь капитал принадлежит правительству.

Государственная программа инвестиций и займов –  план использования бюджетных и кредитных ресурсов государства для развития социальной сферы и выполнения экономических проектов. Объем программы и ее роль возрастает, так как некоторые функции, выполнявшиеся государственным бюджетом, в частности финансирование социальной инфраструктуры (жилищное строительство, водоснабжение) и ряда экономических проектов, перекладывается на эту программу, что дает основание квалифицировать ее как второй бюджет.

На рассмотрение и утверждение парламента представляются одновременно общий счет, специальные счета центрального правительства, автономные бюджеты правительственных корпораций, а также государственная программа инвестиций и займов. Около 64% финансовых ресурсов приходится на центральный бюджет. В этом звене финансовой системы сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы [11, стр. 69].

Органом, отвечающим за составление и исполнение государственного бюджета, является министерство финансов, а в местных органах власти – их финансовые управления.

Доходная часть  бюджета Японии состоит из налоговых  и неналоговых поступлений. По сравнению  с другими странами доля неналоговых  поступлений в Японии достаточно высока. Но в последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового времени.

Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

В ходе реформы  структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры, чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет.

Информация о работе Финансовая система Японии