Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:29, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что успешное развитие экономики во многом определяется состоянием и функционированием финансовой системы государства. В курсовой работе будет рассмотрена, финансовая система Японии, опыт которой представляет для Украинских экономистов научный и практический интерес.
Необходимо отметить, что в Японии принято выделять лишь сферы централизованных и децентрализованных финансов, так называемая двухуровневая финансовая система. В Украине, также существуют централизованные и децентрализованные уровни, но они отличается от развитых стран наличием региональных бюджетов.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры функционирования современной финансовой системы Японии. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ…….5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………..…...….5
1.2. Состав финансовой системы……………………………..……….6
1.3. Бюджетная система как основное звено финансовой системы............................................................................................................................11
1.4. Механизм функционирования финансовой системы…………15
Выводы к разделу 1………………………………………………………….......18
РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ………………………………………..……………20
2.1. История формирование финансовой системы Японии………..20
2.2. Государственный бюджет и его доходно-расходная часть…....23
2.3. Финансы местных органов власти……………………………… 26
2.4. Специальные правительственные фонды…………………….....29
2.5. Финансы государственных предприятий………………………..30
2.6. Особенности финансовой системы Японии………………...…...32
Выводы к разделу 2…………………..………………………………….……...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….38
В 1997 году финансовая система Японии вошла в полосу самого тяжелого за послевоенный период финансового кризиса. Доля «плохих кредитов» в кредитном портфеле крупнейших банков Японии достигала в 2000-2002 годах 8-9%. Банкротство потерпели ряд крупных финансовых учреждений: банков, страховых компаний и компаний по ценным бумагам. В ноябре 1997 года прекратили операции Sanyo Securities, один из городских банков Hokkaido Takushoku Bank и Yamaichi.
В марте 1998 года стало ясно, что даже крупнейшие японские банки не смогут обойтись без государственной поддержки. В результате парламент (Diet) принял закон о выделении 30 трлн. иен на поддержку банков. Позже, в ноябре того же года, парламент удвоил цифру финансовой поддержки банкам до 60 трлн. иен, что составляло 12% ВВП. Из этой суммы 25 трлн. (208 млрд. долл.) было предназначено для укрепления капитальной базы городских банков, что примерно в 2 раза выше суммы помощи, которая была оказана за 10 лет до этого в США ссудо-сберегательной системе. Для контроля над процессом реструктуризации в банковском секторе был создан Комитет по возрождению финансового сектора (КФС). Почти все японские банки воспользовались государственной помощью. Она выразилась в укреплении их капитала путем покупки государством привилегированных акций или облигаций с правом конвертации в обыкновенные акции при несоблюдении банками требований по оздоровлению (если по истечении определенного периода, от 3 месяцев до 7,5 лет, в зависимости от банка, они не решат своих проблем).
Банки долгосрочного кредита – Японский банк долгосрочного кредита, а также Японский кредитный банк были временно национализированы. В 2000-2002 годах прошла серия слияний, в результате которой японские банки снова превратились в крупнейшие в мире.
В сентябре 1999 года американская компания Ripplewood Holdings получила разрешение от КФС на покупку Японского банка долгосрочного кредита. Это был первый случай приобретения одного из ведущих банковских учреждений страны иностранной фирмой.
В целом за 1992–2009 годы японские банки списали примерно 100 трлн. иен безнадежных кредитов. К 2009 году доля плохих кредитов в кредитном портфеле банков снизилась до 1,5%.
Выводы к разделу 2
Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства, бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Доходы и
расходы бюджета имеют
Местный бюджет включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Государственные
предприятия играют не
Институты финансовой системы Японии можно классифицировать следующим образом: банковские кредитные организации, кредитные организации кооперативного типа, небанковские финансовые организации и государственные финансовые организации. В активах финансовой системы доминируют кредитные учреждения, в первую очередь банки. Ведущей группой банков Японии выступают так называемые городские банки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность финансовой системы – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Структура функционирования современной финансовой системы Японии, включает в себя следующие элементы:
-государственный бюджет;
-местные финансы;
-специальные внебюджетные фонды;
-финансы государственных предприятий.
Главное звено финансовой системы – государственный бюджет Японии.
Государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованных денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Средства бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, расходы бюджета в области экономики призваны способствовать организации рациональной структуры общественного производства, наращивание научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.
Бюджетное устройство Японии включает в себя два уровня:
-центральный бюджет;
-местный бюджет.
Бюджетная система сложная и многозвенная, в нее входят:
-общий счет центрального правительства;
-специальные
счета центрального
- бюджеты правительственных
корпораций и финансовых
-государственная программа инвестиций и займов( так называемый второй бюджет);
-общие счета местных бюджетов;
-специальные счета местных бюджетов.
Институты финансовой системы Японии можно классифицировать следующим образом: банковские кредитные организации, кредитные организации кооперативного типа, небанковские финансовые организации и государственные финансовые организации. В структуре активов финансовой системы доминируют кредитные учреждения, в первую очередь банки. Ведущей группой банков Японии выступают, так называемые городские банки.
Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.
Финансовая система Японии, одна из лучших, в мире, что свидетельствуют её экономические показатели, она прогрессирует и в скором времени, возможно Япония, станет одной из тех стран чей опыт управления финансовой системой, захотят взять все остальные страны мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова М.А.Финансы и кредит – М., Юриспруденция, 2003
2. Баранникова Н.П. //Финансовые системы стран Азии. 2004
3. Боринець С.Я.
Международные валютно-
4. Бурсученко Э.И. Финансовый рынок. К., 2002
5.Финансы: Учебник.
2-е издание, перераб. и доп./
6.Финансы капиталистических государств: Учебник /Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1995.- С.332.
7. Вавилов Ю.Я., Финансы – М., Социальные отношения, 2004
8. Вахрин П.И., Нешитой А.С. «Финансы»-3-е изд, доп. и дораб., - М., изд. «Дашков и К», 2003
9. Общая теория финансов. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007
11. Динкевич
А.И. Экономическое развитие
12. Кудряшов
В.П. Финансы. Учебное пособие/
13. Леонтьева
Е. Приватизация
14. Маслова С.О., Опалов О.А.: Финансовый рынок; К.; 2003
15. Маркарьянц
С. Социальное обеспечение
16. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования.- М.: Финансы и статистика, 1996.- 224с.
17. Селищев А.С. Макроэкономика. – О., 2000
18. Погорлецкий
А.И. Экономика зарубежных
19. Панчишин С.М. Макроекономіка. – К.: „Либідь”, 2002
20. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: учеб. пособие. – О., 2005
21. Учебное пособие под ред. Ковалева В.В. – Финансы. 2003
22. Финансы. /Под ред. Родионовой В.М, -М.: Финансы и статистика, 2005
23. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002
24. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. – Финансы. Денежное обращение и кредит, 2001
25. Шелудько B.М.
Финансовый рынок: учебное
26.Черник Д.Г. Налоги Японии // Финансы.- 1999.-№12.- С.56-60.
27. Лекции по курсу "Общая теория финансов". Кеменова З.А. –М.: АБиК, 2000
28. Журнал «Мировая
Экономика и Международные