Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:29, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что успешное развитие экономики во многом определяется состоянием и функционированием финансовой системы государства. В курсовой работе будет рассмотрена, финансовая система Японии, опыт которой представляет для Украинских экономистов научный и практический интерес.
Необходимо отметить, что в Японии принято выделять лишь сферы централизованных и децентрализованных финансов, так называемая двухуровневая финансовая система. В Украине, также существуют централизованные и децентрализованные уровни, но они отличается от развитых стран наличием региональных бюджетов.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры функционирования современной финансовой системы Японии. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ…….5
1.1. Сущность финансовой системы…………………………..…...….5
1.2. Состав финансовой системы……………………………..……….6
1.3. Бюджетная система как основное звено финансовой системы............................................................................................................................11
1.4. Механизм функционирования финансовой системы…………15
Выводы к разделу 1………………………………………………………….......18
РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ………………………………………..……………20
2.1. История формирование финансовой системы Японии………..20
2.2. Государственный бюджет и его доходно-расходная часть…....23
2.3. Финансы местных органов власти……………………………… 26
2.4. Специальные правительственные фонды…………………….....29
2.5. Финансы государственных предприятий………………………..30
2.6. Особенности финансовой системы Японии………………...…...32
Выводы к разделу 2…………………..………………………………….……...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….38
Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности.
Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. [15, стр. 97].
Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.
2.3. Финансы местных органов власти
В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет [16, стр.56].
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений (см. рис. 2.1).
В 2002 году общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн иен. Из них собственные налоговые поступления составили 33,45 трлн иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2%, составили дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий; остальные 21,98 трлн иен, или 27,3% доходов местных бюджетов,- это неналоговые поступления, включая займы[26, стр.58].
Рис. 2.1 Структура доходов местных органов власти Японии в 2002 году
Данная диаграмма свидетельствует о том. что в Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от северо-американской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов [25, стр. 29].
Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.
В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам. Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71% [26, стр. 57].
Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в
год [26, стр. 57].
К прямым
налогам относятся и
Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.
За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.
Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.
В Японии постоянно происходит рост, как доходной, так расходной части местных бюджетов Японии, причем рост доходов опережает рост расходов. Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.
Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства .
Делая вывод к выше написанному, можно сказать:
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.
Доходная часть местных
Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.
2.4. Специальные правительственные фонды
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов [6, стр.333].
К ним
относятся страховые,
С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца [6, стр. 96]. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.
Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.
Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.
Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов) [6, стр.96].
Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1998 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2400 долларов.
2.5. Финансы государственных предприятий
В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.
Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.
По данным на март 1998 года в государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала[13, стр. 102]. Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.
Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3% [13, стр. 103].
В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.
По данным на 1998 год все государственное имущество составило 15,8% национального богатства Японии [13, стр. 103].
Среди главных
функций государственных
В ряде отраслей
существуют государственные и
Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.
У казенных предприятий есть общий верховный хозяин - парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии - министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов.
При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях.
На местном
уровне действует подобная модель управления
финансами государственных
2.6. Особенности финансовой системы Японии
Институты финансовой системы Японии можно классифицировать следующим образом: банковские кредитные организации, кредитные организации кооперативного типа, небанковские финансовые организации и государственные финансовые организации. В структуре активов финансовой системы доминируют кредитные учреждения, в первую очередь банки. Ведущей группой банков Японии выступают так называемые городские банки, на которые в конце 2006 года приходился 21% привлеченных средств и 27% кредитов. Количество городских банков сократилось за последнее десятилетие в результате слияний и поглощений с 11 до 6. Крупнейшие в настоящее время: Mitsubishi UFJ Financial Group, Mizuho Holdings, Sumitomo Mitsui Banking Corp., Resona Holdings, Inc.
На рынке ценных бумаг городские банки многие десятилетия были представлены лишь, как инвесторы. В настоящее время у всех городских банков есть дочерние компании по ценным бумагам. А с 1 декабря 2004 года и сами банки получили право совершать розничные операции с корпоративными ценными бумагами (но как посредники для компаний по ценным бумагам).
После Второй мировой войны в Японии действовало ограничение на максимальную долю участия коммерческих банков в акционерном капитале корпораций (5% для банка и 15% для банковской холдинговой компании). При этом отсутствовали ограничения на общую сумму инвестиций в акции. Кризис на фондовом рынке в 1990-е – начале 2000-х годов усугубил проблемы японской банковской системы. В 2001 году был принят закон (с поправками 2003 года), согласно которому общий объем инвестиций банков в акции не должен превышать их собственный капитал. Чтобы избежать обвала цен на рынке акций вследствие продажи банками своих пакетов, была создана специальная корпорация, а Банк Японии был уполномочен выкупать акции у банков (в период 2002-2004 гг.). К 2007 году все японские банки привели структуру своих активов в соответствии с указанным законом, чем и объясняется падение их доли в акционерном капитале японских корпораций в текущем десятилетии.
Тесно связаны с городскими банками (нередко являются их дочерними компаниями) так называемые трастовые (доверительные) банки. В основном подобные банки выполняют трастовые услуги, включающие управление пенсионными фондами (привилегия, которую они долгое время делили с компаниями страхования жизни) и инвестиционными трастами (инвестиционными фондами).