Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие планирования и прогнозирования, изучить их организацию, методы и принципы, а также виды финансовых планов на предприятиях.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
* закрепление, расширение и углубление знаний в области финансового планирования и прогнозирования
* изучение особенностей организации планов,
* углубленное изучение и анализ отдельных вопросов финансового планирования в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1. Сущность финансового планирования и прогнозирования
2. Принципы, методы и задачи финансового планирования и прогнозирования

2. СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ПРОГНОЗОВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 72.62 Кб (Скачать документ)
 

При составлении  плана особое внимание уделяется  правильному расчету источников финансирования капитальных вложений, которые по характеру образования  можно подразделить на четыре группы: внутренние ресурсы строительства, средства основной (промышленной) деятельности, ассигнования из бюджета и долгосрочный кредит банка [14].

Плановая  потребность в финансировании капитальных  вложений в первую очередь должна обеспечиваться за счет мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве, осуществляемом хозяйственным способом, амортизации, отчисляемой на восстановление фондов и части прибыли основной деятельности.

Основным  источником финансирования капитальных  вложений предприятия является фонд развития производства, направляемым на техническое переоснащение действующих  производств, и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в части, расходуемой на строительство жилого фонда.

В качестве источника покрытия других расходов и отчислений используется прибыль  предприятия. Значительное внимание в современных условиях уделяется определению экономически обоснованных нормативов оборотных средств.

Собственными (закрепленными) оборотными средствами предприятия являются средства, которые  создаются за счет уставного фонда, прибыли. Приравненными к собственным  оборотным средствам предприятия  являются средства, находящиеся в его распоряжении по условиям (расчетам) взаимоотношений предприятия с рабочими и служащими, заказчиками и т.д. Такие средства называются устойчивыми пассивами. К ним относятся переходящая минимальная задолженность по заработной плате рабочим и служащим и отчислениям на социальное страхование, задолженность резерва предстоящих платежей, по авансовым платежам заказчиков и др.

Заемными  являются средства, получаемые предприятием от банков в виде ссуды, а также кредиторская задолженность.

В настоящее  время действует общий порядок  распределения прибыли предприятий, определяющий его характер взаимоотношений с бюджетом.

Общий порядок предусматривает, что плановая прибыль предприятия после определения  размеров взносов в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных  платежей, а также сумм, предназначенных  для уплаты за банковский кредит, направляется на формирование фондов предприятия.

Для обеспечения  полной взаимосвязи статей финансового  плана и определения окончательных  взаимоотношений с государственным  бюджетом при завершении расчета  баланса доходов и расходов (в  виде приложения к нему) составляется проверочная (шахматная) таблица, в  которой по горизонтали приводятся источники финансирования (отраженные в подразделе «Доходы и поступления»), а по вертикали - статьи расхода (из подраздела «Расходы и отчисления»), равнозначные в общей сумме по итогу.

Таким образом, в балансе доходов и  расходов (финансовом плане) предприятий  практически находит отражение  широкий комплекс финансовых отношений  предприятия с финансово-кредитной  системой, с другими предприятиями  и организациями. От того, насколько экономически обоснован финансовый план и как он выполняется, во многом зависит положение предприятия, его финансовая устойчивость, своевременность выполнения обязательств по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и других предусмотренных планом затрат.

Разрабатываемые на предприятиях планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основных видов планов и обладал достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер их осуществления.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества ситуаций для выбора приемлемых и определения средств для их достижения. Его назначение — помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы будущего рынка, оценить необходимые затраты и соразмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности, обнаружить возможные «подводные камни» в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами [21].

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана, она может быть различной: одна — для начинающего предпринимателя, другая — для существующего предприятия. Тем не менее, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается концепция выбранного бизнеса, характеризуется специфика предлагаемой продукции (или услуг) и удовлетворение ею потребностей рынка, определяются производственная и организационные структуры, формируется финансовая стратегия и описываются перспективы роста бизнеса. Возможная структура бизнес-плана приведена в рис. 2.1.

  1. Концепция выбранного бизнеса.
  2. Ситуация в настоящее время (намерения, задачи, цели).
  3. Характеристика создаваемого предприятия, его продукции и услуг.
  4. Управление.
  5. Исследование и анализ рынка.
  6. План маркетинговых действий.
  7. Производственный план.
  8. Оценка риска.
  9. Финансовый план [19].
 
 

 

 

 
 

Рисунок 2.1 Классификация бизнес-планов 

Разработка  его позволяет получить ответы на вопросы: как начать свое дело, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, как скоро можно будет расплатиться с инвесторами, как уменьшить возможный риск.

В зарубежной практике бизнес-планы имеют широкое  распространение, без них не обходится ни одно предприятие. По мере развития рыночных начал в экономике Беларуси бизнес-планы становятся необходимым плановым документом и ее субъектов хозяйствования, используемым для обоснования:

  • текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;
  • возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
  • предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
  • целесообразности оказания мер государственной поддержки;
  • приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности.

В зависимости  от цели составления бизнес-план может  включать различное количество разделов (от четырех до двенадцати). Финансовое обоснование является обязательным элементом бизнес-плана, оно подразумевает: прогноз объемов реализации (выручки); план доходов и затрат (в нем отражается последовательность исчисления чистой прибыли); баланс денежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.

В отечественной  практике бизнес-план может выполнять  функции стратегического плана  и быть координирующим звеном в современной системе финансовых планов предприятий [9].

Всем  участникам бизнес-план дает необходимую  информацию для анализа и оценки проекта с точки зрения его  разумности и реалистичности, перспективности  и результативности.

Бизнес-план состоит из трех частей:

  • Описание проекта (разделы маркетинга и производства).
  • Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности).
  • Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).

Как правило, бизнес-план составляется, если предприятие  испытывает недостаток собственных  финансовых ресурсов для выполнения того или иного проекта, и это  вынуждает его обращаться к инвесторам или в банк за кредитом. Качество, обоснованность, убедительность материалов и расчетов, которые содержатся в  бизнес-плане, имеют первоочередное значение для решения вопроса  об источниках финансирования [15].

Ключевым  разделом бизнес-плана является финансовый план. Для инвестора, как и для  самого предприятия, он интересен, поскольку: обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана; обосновывает общие  потребности данного проекта  в инвестициях; позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки  зрения; показывает источники получения  финансовых ресурсов и направления  их расходования, соотношение текущих  потребностей в денежных средствах  с движением наличности, дает оценку финансового состояния предприятия  в результате реализации проекта.

Главным инструментом разработки бизнес-плана  является сметное планирование. Смета  — это форма планового расчета, которая определяет подробную программу  действий предприятия на предстоящий  период. Задачей составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (продажа, выпуск продукции, объем услуг и т п.).

Сметы составляются на год в целом с  поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и  других отделов предприятия.

Таким образом, бизнес-план представляет собой  программу, которая описывает экономико-организационную  сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору. Основной формой финансового планирования является баланс доводов и расходов, состоящий из разделов: доходы и поступления средств, Расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Финансовый план отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, банками и другими организациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ
 

     Совершенствование финансового планирования — основа повышения финансовой устойчивости и эффективности бизнеса в  современных условиях.

     В условиях кризисных явлений в  экономике особое значение приобретает  совершенствование планирования, в  частности финансового планирования как метода противодействия этим негативным явлениям. Ведь известно, что  возможность достижения желаемых показателей  и параметров во многом определяется правильной постановкой задачи [4].

     Современные рыночные отношения в национальном хозяйстве предполагают изменение  места финансового планирования в финансовом механизме, усиление его  взаимодействия с методами рыночного  регулирования экономики.

     Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономики, предполагает необходимость разработки новых  методов финансового планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменения  в содержании финансового планирования, можно выделить следующие:

  • расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности хозорганов за результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • введение новых принципов распределения дохода выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;
  • расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания сбалансированности платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления;
  • в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансирования сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;
  • в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование