Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие планирования и прогнозирования, изучить их организацию, методы и принципы, а также виды финансовых планов на предприятиях.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
* закрепление, расширение и углубление знаний в области финансового планирования и прогнозирования
* изучение особенностей организации планов,
* углубленное изучение и анализ отдельных вопросов финансового планирования в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1. Сущность финансового планирования и прогнозирования
2. Принципы, методы и задачи финансового планирования и прогнозирования

2. СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ПРОГНОЗОВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 72.62 Кб (Скачать документ)

Мировой финансовый кризис отразился на результатах  производственно-хозяйственной деятельности белорусских предприятий, что проявилось в увеличении остатков готовой продукции  на складах, снижении объемов производства, увеличении доли заемных средств, снижении показателей платежеспособности.

В значительной степени это является результатом  обострения ситуации на внешних рынках (снижение спроса и цен на продукцию, традиционно экспортируемую из республики, обострение конкурентной борьбы, повышение  курсов ведущих валют - доллара и  евро, увеличение стоимости ряда импортируемых  материальных и энергетических ресурсов и т.д.).

В этих условиях возникает необходимость  осуществления безотлагательных мер  в организации финансовой работы на предприятиях по совершенствованию  управления выручкой от реализации, себестоимостью и прибылью, платежеспособностью, организации  кредитования. Это позволило бы не только стабилизировать ситуацию, но и создать предпосылки для  поэтапного преодоления кризисных  явлений.

В структуре  намечаемых мероприятий по развитию и совершенствованию финансовых отношений на современном этапе  ключевыми должны стать изменения  в управлении выручкой от реализации.

Добиться  повышения эффективности управления объемами продаж невозможно без внесения изменений в существующие методы их анализа и планирования.

Подлежит  пересмотру круг задач, решаемых при  анализе условий обеспечения  объемов продаж. При этом необходимо не только констатировать складывающиеся закономерности и тенденции изменения  цен и себестоимости, но и обеспечить выбор их развития в планируемом  периоде.

При этом целесообразно учитывать как  факторы, снижающие затраты на производство (снижение цен на материальные и  топливно-энергетические ресурсы, цен  на конечную продукцию конкурентов), так и факторы, их увеличивающие, - рост налогов, заработной платы, валютного  курса и т.д.[2].

Для этого  целесообразно проводить расчет влияния снижения величины материальных затрат на себестоимость и прибыль  по производимой продукции, возможной  динамики цен на эту продукцию  и т.д., обосновывать выбор направлений  их изменения на планируемый период. Работа по совершенствованию данного  процесса должна быть построена следующим  образом: выявление закономерностей  в изменениях объемов продаж и  использование обнаруженных тенденций  при обосновании планов по производству и реализации продукции [5].

Выявление закономерностей изменения объемов  продаж в натуральном и стоимостном  выражении может быть осуществлено несколькими методами: на основе экспертных заключений специалистов маркетинговых  служб; с применением методов  корреляционного анализа; перенесением на планируемый период динамики ранее  сложившегося изменения выручки  от реализации. Однако в ряде случаев финансовое планирование осуществляется на предприятиях формально и ограничивается расчетом прибыли.

Несомненно, определение прибыли как одного из важнейших источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности и величины налоговых платежей и  отчислений играет важную роль в финансовой работе на предприятии. Однако финансовое планирование не ограничивается только определением прибыли. 

Плановые  расчеты прибыли, как правило, осуществляются либо методом прямого счета (на основании  суммирования прибыли по нескольким ассортиментным группам), либо аналитическим  методом (путем перенесения на перспективный, плановый период сложившейся в базисном периоде рентабельности).

Финансовое  планирование предназначено, во-первых, для определения будущего предприятия  и его структур, во-вторых - для  проектирования желаемых результатов  деятельности предприятия, в третьих - для выбора методов и средств, определения последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Финансовое  планирование призвано обеспечить возможность  оценки будущего состояния предприятия, знания, какими оборотными средствами оно будет располагать, решения  задач по наиболее эффективному использованию  ограниченных денежных ресурсов.

Именно  финансовое планирование обеспечивает возможность четкого понимания  и анализа различных вариантов  достижения поставленных целей с  последующим выбором оптимального варианта по заданным критериям (прибыль, поступление денежных средств на счета предприятия, изменение структуры  баланса) [3].

Также одним из путей совершенствования  финансового планирования должно стать  создание резервных фондов.

Резервный фонд - часть собственного капитала предприятия, образуемая за счет ежегодных  отчислений от прибыли. Резервный фонд служит для социального развития предприятия, для покрытия потерь, для  выплаты дивидендов и для пополнения капитала в случаях недостаточности  получаемой прибыли. Средства резервного фонда должны находиться в высоко ликвидных активах. Однако создание резервных фондов может происходить  и на уровне государства в целом, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают  средства в таких фондах на тот  период, когда недра будут истощены.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в  момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен  на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие «голландской болезни экономики» [22].

«Голландская  болезнь»  — негативный эффект, оказываемый  укреплением реального курса  национальной валюты на экономическое  развитие в результате бума в отдельном  секторе экономики. Теоретически причина  бума не имеет значения, но на практике эффект как правило связан с открытием  месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей [23].

Рост  экспортной выручки приводит, как  правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой  конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям  избрать определённую стратегию  — приспосабливаться к низкому  либо высокому курсу. Кроме того, в  условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что  характерно для большинства стран-экспортёров  ресурсов) увеличение экспортных поступлений  приводит к росту инфляции.

Помимо  чисто экономических задач резервный  фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных  расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед  за падением доходов. В результате в  периоды неблагоприятной конъюнктуры  это может приводить к крупным  дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным  долгам. Подобные последствия гораздо  более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.

Необходимость создания резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов  и политиков считают, что эффективнее  не держать деньги в резерве, а  использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом  и т. д. Такая тактика позволяет  избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде [22].

Согласно  вышеизложенному следует сделать  вывод, что целью совершенствования  финансового планирования выступает  обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого  средств, достижение конкурентоспособности  и прибыльности предприятия, а также  планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств,  построение эффективной  системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических  целей его деятельности.

Таким образом, в современной рыночной среде финансовое планирование должно осуществляться на более высоком  качественном уровне и обогащаться  новыми формами, методами, позволяющими проводить этот процесс, используя  научные методы, современные технические  средства и надежную информационную базу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Цель  финансового планирования - повышение  эффективности использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются  мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации  рисков. Качество принимаемых решений  в области финансов целиком зависят  от качества финансового планирования и прогнозирования.

     В условиях развивающейся рыночной экономики  повышается роль и актуальность финансового  планирования, которое в развитых странах выступает одним из важнейших  инструментов регулирования их деятельности.

     Актуальность  данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что  уровень прогнозирования деятельности обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими  сферами.

     Правильно организованное финансовое планирование помогает предприятию развиваться, завоёвывать новые позиции на рынке, составлять и реализовывать  концепции производства новых товаров  и услуг.

     Разработка  финансовых планов является одним из основных средств контактов с  внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость  активов организации и возможность  ее эффективной деятельности, поэтому  финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

     Путём разработки стратегических и оперативных  планов осуществляются планирование поступлений  и выплат, финансовых результатов  и финансового состояния предприятия, организация запланированных работ, мотивация персонала, контроль и  оценка результатов деятельности.

     Планирование  и прогнозирование  деятельности носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

     Прогнозные  и плановые расчеты финансовых показателей  базируются на использовании различных  методов. Наиболее важными из них  являются: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования.

     Финансовое  планирование необходимо для любого предприятия: крупного - так как ему  трудно перестраиваться, нужно рассчитывать стратегию на годы; малого - так как  оно менее защищено от внешних  факторов: инфляции, экономических  и политических колебаний.

     Финансовое  планирование и прогнозирование  позволяет спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и  долгом периодах, чтобы обеспечить получение максимально возможной  прибыли с минимальными затратами  в условиях изменчивости состояния  рынка. Конечно, это связано с  неизбежным финансовым риском, но правильно  проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.

     Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования  и планирования в экономике, а  выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий  уровень, требуя большей ответственности  при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в  самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких  рамках реального рыночного хозяйства. Процессы формирования, распределения  и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология  финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения  между субъектами хозяйствования и  бюджетом. В этом отношении процедуры  финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений.

     Для белорусских предприятий актуальными  продолжают оставаться следующие проблемы финансово-хозяйственной деятельности:

  • прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
  • определение наиболее перспективных бизнес-проектов, а также возможности их финансирования;
  • анализ и оценка эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование