Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса . Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Наиболее важным являются следующие задачи :
Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом.
Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих в “доле” (держатели акций, внутренние и внешние формы группы давления).
Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т.д. анализируются и уточняются.

Содержание

Введение 3
1 Финансовый план как составная часть бизнес-плана 4
2 Методы финансового планирования 5
3 Виды финансового планирования 13
3.1 Перспективное (стратегическое) финансовое планирование 13
3.2. Годовое финансовое планирование 14
Источники покрытия 19
3.3 Оперативные финансовые планы 20
Показатели 22
Заключение 26
Литература 28

Работа состоит из  1 файл

Finansovoe_planirovanie_na_predpriyatii._Kursovaya_rabota._Finansyi_organizatsii.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Процесс финансового планирования  состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов  предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза.

На втором этапе происходит составление  основных прогнозных документов, таких  как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третъем  этапе происходит уточнение и  конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом  этапе осуществляется оперативное  финансовое планирование.

Завершается процесс  финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Рассмотрим  также методы осуществления перспективного финансового планирования. Этот тип  финансового планирования используется для определения  важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации. На него воздействует ряд факторов:

  • динамика макроэкономических процессов;
  • тенденция развития отечественного финансового рынка, с учетом его зависимости от мировых финансовых рынков;
  • отраслевая принадлежность предприятия и специфика производственной деятельности.

В основе финансовой стратегии лежит  финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

При формировании финансовой стратегии следует учесть факторы риска.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

Основой прогнозирования  является обобщение и анализ имеющейся  информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения. Начало прогнозирования - признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности от одного отчетного периода к другому.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;
  • прогноза движения денежных средств;
  • прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков  основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той  доле рынка, которую предприятие  предполагает завоевать своей продукцией.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели.

Объём будущих  продаж можно рассчитать, используя  несколько методов.

Эвристический метод - основан на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры. Результатом эвристического метода прогнозирования является следующая формула:

 

, где  О - оптимистическая  оценка, М - средняя оценка, П - пессимистическая оценка, N - прогноз объёма продаж.

 

Метод анализа временных рядов  используется для учёта временных  колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объёмом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее.

Большое влияние  на объёмы продаж оказывает фактор сезонности.

Метод анализа  цикличности  позволяет выявить изменения в объёме продаж, связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей  определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе и макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, темпа инфляции и т.д.), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, ёмкости отраслевого рынка).

Результаты, получаемые с помощью этих методов, позволяют учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

С помощью прогнозного  отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем  периоде.

При прогнозировании  прибыли широко используется метод  “издержки-объём-прибыль”. Он предоставляет  следующие возможности:

  • определение объёмов производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
  • установить размер желаемой прибыли;
  • увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации - ценовых факторов, динамики объёмов продаж.

Метод “издержки-объём-прибыль” называют анализом безубыточности.

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового  планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют  повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств.

С помощью прогноза движения денежных средств можно  оценить, сколько денежных средств  необходимо вложить в хозяйственную  деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления  этого прогноза определяют стратегию  финансирования предприятия. Её суть заключается  в следующем:

  • определение источников долгосрочного финансирования;
  • формирование структуры и затрат капитала;
  • выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой  и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности. К сожалению, в реальных условиях Украины, существующая финансовая отчетность (форма №1, №2, №3), форма и содержание которой регулируется государством, не отвечает нормам по достоверности информации. Поэтому, её использование в чистом виде в целях финансового или другого планирования невозможно. В мировой практике часто отделяют учёт для налогообложения и финансовый учёт. Существуют специальные принципы и законы о независимом аудите. Поэтому, если предприятие заинтересовано в инвесторах, а значит и в своём развитии, оно показывает достоверную информацию в своих финансовых отчетах, которые и использует для целей дальнейшего планирования. В некоторых странах, в форме финансовой отчетности даже заложен плановый показатель ожидаемой прибыли и бюджета издержек на следующий период.

Ещё одним видом планирования на предприятии является смета. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу  действий предприятия на предстоящий  период. При составлении смет используются различные методы:

  • нормативный,
  • расчетно-аналитический,
  • балансовый,
  • оптимизации,
  • моделирования.

Сущностью  нормативного метода  составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности  в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя.

Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности  в ресурсах путем умножения средних  затрат на индекс их изменения в  плановом периоде.

Сущностью балансового метода  составления сметы является  увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов.

Сущность метода оптимизации при  составлении смет является  многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая  с точки зрения  минимума затрат или максимума получаемого эффекта.

Сущность метода моделирования  смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объёмов реализации продукции.

Для целей оптимального финансирования проектов можно использовать  в  планировании сфер вложения финансовых ресурсов метод двойного бюджета. Это  эффективный способ защиты стратегии  развития предприятия от всевозможных неожиданностей в плане финансирования - разделение бюджета  фирмы на текущий и стратегический.

Текущий бюджет включает следующие  позиции :

  • обеспечение непрерывного поступления прибыли от используемых мощностей фирмы;
  • капиталовложения в развитие имеющихся мощностей;
  • капиталовложения для роста прибыли от снижения производственной себестоимости продукции;

Стратегический бюджет включает следующие  позиции:

  • капиталовложения в рост конкурентоспособности в существующей стратегической зоне хозяйствования;
  • освоение смежных, в географическом отношении, зон;
  • освоение новых стратегических зон хозяйствования и прекращение капиталовложений в убыточные зоны.

При осуществлении прогнозных  расчетов предприятие должно учитывать  два фактора: инфляцию и необходимость  периодического поступления дохода на инвестируемый капитал, причем не ниже определенного минимума.     Поэтому будущие денежные поступления должны оцениваться с позиции текущего момента.

Большие возможности  для осуществления эффективного финансового планирования имеют  крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов и проведения широкомасштабной плановой работы в области финансов. На небольших предприятиях, как правило для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных.

Рыночная экономика  как более сложная и организованная социально-экономическая система  требует качественного финансового планирования, так как за  все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

3 Виды финансового планирования

3.1 Перспективное (стратегическое) финансовое планирование

 

Планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [7, с. 83]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии