Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса . Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Наиболее важным являются следующие задачи :
Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом.
Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих в “доле” (держатели акций, внутренние и внешние формы группы давления).
Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т.д. анализируются и уточняются.

Содержание

Введение 3
1 Финансовый план как составная часть бизнес-плана 4
2 Методы финансового планирования 5
3 Виды финансового планирования 13
3.1 Перспективное (стратегическое) финансовое планирование 13
3.2. Годовое финансовое планирование 14
Источники покрытия 19
3.3 Оперативные финансовые планы 20
Показатели 22
Заключение 26
Литература 28

Работа состоит из  1 файл

Finansovoe_planirovanie_na_predpriyatii._Kursovaya_rabota._Finansyi_organizatsii.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3 – 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Стратегическим  планом предприятия некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана  состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

 

    • изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;
    • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;
    • обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
    • определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.

 

Бизнес-план состоит  из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция, стратегия маркетинга, план производства, организационный план, юридический план, оценка риска и страхование, финансовый план, стратегия финансирования, резюме.

Финансовый  аспект бизнес-плана представлен в разделе «Финансовый план» и разделе «Стратегия финансирования».

Девятый раздел обобщает в стоимостной форме  материал предыдущих разделов. Он включает:

 

    1. прогноз объема реализации;
    2. баланс денежных расходов и поступлений;
    3. таблицу доходов и затрат;
    4. сводный баланс активов и пассивов предприятия;
    5. график достижения безубыточности.

 

В девятом разделе  излагается план получения средств  для создания или развития предприятия: общий объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость  проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.

Составление финансовых расчетов как части бизнес-плана  затруднено ввиду отсутствия единых методических подходов к их составлению.

В современных  условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, доходы от ценных бумаг и др. [10, с. 229]

3.2. Годовое финансовое планирование

 

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия, или его бюджет.

Форма годового финансового плана (расчетный баланс доходов и расходов) приведена  в таблице 3.2.1. [10, с. 231]

Табл.3.2.1. Примерная  форма доходов и расходов предприятия

 

Наименование  показателей

Отчетный период

Планируемый период

уточненный 

план

ожидаемое

исполнение

в ценах отчетного периода

в ценах планового периода

1. Доходы  и поступления

       

1. Общая прибыль

       

2. Амортизация

       

3. Прирост устойчивых  пассивов

       

Всего доходов  и поступлений

       

2. Расходы  и отчисления

       

1. Производственное  развитие (фонд накопления)

       

2. Социальное  развитие (фонд потребления)

       

3. Резервный  фонд

       

4. Другие расходы

       

Всего расходов и отчислений

       

Превышение  доходов над расходами

       

3. Платежи  в бюджет

       

1. Налог на  прибыль

       

2. Налог на  доходы

       

3. Налог на  недвижимость

       

4. Другие налоги

       

Всего платежей в бюджет

       

Превышение  платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета

       

4. Ассигнования  из бюджета

       

1.

       

2.

       

3.

       

Всего ассигнований из бюджета

       

Превышение  ассигнований из бюджета над платежами  в бюджет

       

 

Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько  этапов. Начало этой работы обычно совпадает  со сроками составления проекта  бюджета республики (май – июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре – декабре года, предшествующего  планируемому) уточняются ранее выполненные  расчеты с учетом основных показателей  плана экономического и социального  развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимание следует принять сведения о росте средней заработной платы и минимальном ее уровне, изменения индексов цен на материальные и топливно-энергитические ресурсы, а также изменения налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

В процессе реализации финансовых планов может неоднократно возникать необходимость в уточнении  финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.

Финансовый  план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.

Финансовый  план с расчетами к нему или  выписка из финансового плана  о размере финансовых ресурсов и  платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.

По решению  вышестоящего органа финансовый план может предоставляться ассоциации, концерну, отраслевому министерству для согласования и обобщения плановых заданий и выработки финансовой политики.

В ряде случаев (при получении кредитов, открытии финансирования по капвложениям) финансовый план с расчетами необходимо предоставить кредитному учреждению для обоснования состава и размера собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.

Для составления  финансового плана используются следующие источники информации:

 

    • бухгалтерский баланс за 2 – 3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;
    • данные об объеме производства;
    • смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
    • сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);
    • данные об объемах капитальных вложений;
    • сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
    • отпускных цен;
    • анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
    • лимиты расходов по отдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;
    • нормы амортизационных отчислений;
    • нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фонды государства.

 

Формой финансового  плана на предприятии служит баланс доходов и расходов, включающий три  раздела;

 

    1. Доходы и поступления средств;
    2. Расходы и отчисления;
    3. Взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).

 

Составление финансового  плана предполагает включение в  бюджет комплекса расчетов доходов  и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной  таблицы к финансовому плану  для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

Расчеты выполняются  по определенным формам. Формы рекомендуется  согласовывать с органами, которым  они будут предоставлены (отраслевое министерство, ассоциация, концерн, местный орган власти, финансовые и налоговые формы).

Состав показателей, их детализация по каждому разделу  финансового плана могут быть разными, т. е. укрупненными или детальными, а также в зависимости от пользователей  информации. Финансовый план, составляемый для нужд самого предприятия, рекомендуется заполнять с полной расшифровкой доходов, расходов и отчислений.

Документ, для  передачи тому или иному органу управления, может (если нет специальных требований к заполнению) составляться по упрощенной форме, в которой отражается лишь важнейшие виды доходов, направление средств и платежей в бюджет, источником уплаты которых является прибыль.

Расчеты по планированию отдельных источников доходов и  расходов выполняются на основании  соответствующих методик, правил и принципов. Выполненные расчеты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путем составления шахматной таблицы. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности по статьям затрат. Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет, штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств – на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

Возможный вариант  шахматной таблицы приведен в табл. 3.2.2. [10, с. 234]

Табл. 3.2.2. Проверочная  таблица к балансу доходов  и расходов

 

Направление средств

Источники покрытия

Общая прибыль

амортизация

Прирост устойчивых пассивов

прочие

всего

1. Налог на  прибыль

         

2. Отчисления в фонд накопления

         

3. Отчисления  в фонд потребления

         

4. Резервный  фонд

         

5. Прочие расходы

         

Всего

         

 

Составление «шахматки» начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия. После этого выполняется балансировка на уровне отдельных статей доходов и расходов предприятия и проверяются ее результаты. Последние предполагают равенство итогов по каждой статье затрат сумме источников финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия (направления средств) в планируемом году. При достижении баланса доходов и расходов следует перейти к заполнению финансового плана предприятия.

Заполнение  финансового плана предполагает разноску показателей «шахматки» по соответствующим разделом финансового  плана, подсчет итогов по разделам и  расчет следующих четырех проверочных  показателей:

 

    • превышение доходов над расходами;
    • превышение расходов над доходами;
    • превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;
    • превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

 

 Финансовый  план считается правильно составленным, если величина превышения доходов  над расходами равна сумме  превышения платежей в бюджет над ассигнованиями в бюджете, в размер превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. В реальной жизни должна соблюдаться одна из пар балансирующих между собой показателей. [10, с. 230]

3.3 Оперативные финансовые планы

 

В целях контроля за поступлением фактической выручки  на расчетный счет и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятию  необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [9, с. 251]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии