Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса . Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Наиболее важным являются следующие задачи :
Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом.
Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих в “доле” (держатели акций, внутренние и внешние формы группы давления).
Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т.д. анализируются и уточняются.

Содержание

Введение 3
1 Финансовый план как составная часть бизнес-плана 4
2 Методы финансового планирования 5
3 Виды финансового планирования 13
3.1 Перспективное (стратегическое) финансовое планирование 13
3.2. Годовое финансовое планирование 14
Источники покрытия 19
3.3 Оперативные финансовые планы 20
Показатели 22
Заключение 26
Литература 28

Работа состоит из  1 файл

Finansovoe_planirovanie_na_predpriyatii._Kursovaya_rabota._Finansyi_organizatsii.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Оперативный план необходим для обеспечения финансового  успеха предприятия. Поэтому при  его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [11, с.179]

Платежный календарь  – основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия. [10, с. 235]

Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

Установленной формой платежного календаря  нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе  двух разделов:

 

    • предстоящие расходы и платежи;
    • предстоящие поступления денежных средств.

 

В первом разделе указываются все  расходы и платежи, проходящие через  расчетный, спецссудный или контокоррентный  счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные  платежи по заработной плате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды коллектива и все другие затраты.

Во втором разделе указываются  планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки на расчетном  счете, кредитовое сальдо на спецссудном  или контокоррентном счете, выручка  от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.

В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины преходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.

Если планируемые расходы превышают  ожидаемое поступление средств (вместе с переходящими остатками), то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период. Решения должны быть приняты оперативно.

В числе принимаемых мер по сбалансированию  расходов и поступлений средств  могут быть следующие:

 

 

    • изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;
    • получение коммерческого кредита у поставщиков;
    • продажа определенной партии продукции по пониженной цене;
    • выездная торговля;
    • выплата части заработной платы в натуральной форме;
    • использование средств с депозитных, трастовых счетов, ранее открытых в банке;
    • получение овердрафта или иного кредита в банке;
    • решение вопроса о пролонгации банковских ссуд;
    • обращение к налоговой инспекции с просьбой о взыскании налогов со счетов дебиторов;
    • решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (получении налогового кредита).

 

 

Названные меры целесообразно использовать и в случае, если дебетовое сальдо по контокоррентному счету превышает установленный максимальный размер кредита согласно договору банка с заемщиком.

Примерная форма платежного календаря  приведена в таблице 2.3.1. [10, с. 238]

Предприятие может не ограничиваться составлением общего платежного календаря, охватывающего все виды деятельности. Допускается его дифференциация по видам деятельности: основной (текущей), инвестиционной, финансовой и центрам ответственности. Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками предприятия и обеспечивает более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.

Возможно составление более  «узких» платежных календарей (рис.2.1, 2.2, 2.3).

Конкретный перечень видов платежных  календарей устанавливается предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности и требований эффективности управления денежным оборотом.

 

 

 

 

 

Табл. 2.3.1. Платежный календарь  по расчетному счету на первую неделю месяца

 

Показатели

млн. р.

1. Расходы

 

1.1. Неотложные  нужды

 

1.2. Заработная  плата и приравненные к ней платежи

 

1.3. Налоги

 

1.4. Оплата счетов  продавцов за товарно-материальные  ценности

 

1.5. Просроченная  кредиторская задолженность

 

1.6. Погашение  ссуд банка

 

1.7. Уплата процентов  за кредит

 

1.8. Прочие расходы

 

ИТОГО расходов

 

2.Поступления  денежных средств

 

2.1. От реализации  продукции, работ, услуг

 

2.2. От реализации  ненужных товарно-материальных ценностей

 

2.3. Поступления  дебиторской задолженности

 

2.4. Прочие поступления

 

ИТОГО поступлений

 

3. Балансирующие  статьи

 

3.1. Превышение  поступлений над расходами

 

3.2. Превышение  расходов над поступлениями

 

 

 


 




 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Платежный  календарь, составленный по видам основной деятельности [10, с. 238]

 

 

 






 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Платежный  календарь, составленный по видам инвестиционной деятельности [10, с. 239]

 

 

 



 


 

 


 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Платежный календарь, составленный по финансовой деятельности [10, с. 239]

 

Помимо платежного календаря на предприятиях может составляться кассовый план.

Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. [10, с. 239]

Финансовая служба предприятия  осуществляет контроль за движением  наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата заработной платы и других причитающихся работникам сумм характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его трудовым коллективом, его платежеспособность. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением сохраняют весьма важное значение для предприятий, осуществляющих выплату заработной платы через свои кассы.

Кассовый план может быть истребован коммерческим банком, выполняющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия в целях  прогнозирования спроса на наличные деньги.

Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов. В первом указывается поступление  наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Это – торговая выручка, выручка  от оказания услуг и другие поступления. С обслуживающим банком согласовываются вопросы инкассации наличных средств, поступающих в кассу предприятия и доля средств, которая может расходоваться на месте. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и другие виды оплаты труда, на премии и другие выплаты за счет спецфондов, на выплату пособий по социальной защите, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.).

В третье разделе кассового плана  приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе – сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

Заключительным  этапом финансового планирования является составление сводной аналитической  записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую  записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [9, с. 256]

 

Заключение

 

Рассмотрев  цели и сущность финансового планирования, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

Разработка  финансовых планов должна проводиться  на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.

Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее  время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование. Стратегическое планирование позволяет предприятию так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.

Разработка  финансовых планов является одним из основных средств контактов с  внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений.

Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

 

 

 

Литература

 

  1. Колчина Н.В. Финансы предприятия. – М.: Юнити, 2001.
  2. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Юнити-Дана, 2003.
  3. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Инфра-М, 2001.
  4. Журнал "Государственная служба", М., 2001.

 


Информация о работе Финансовое планирование на предприятии