Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:37, курсовая работа
Финансовое планирование на предприятии та управленческая проблема, которая долгое время не реализовывалась на российских предприятиях в силу сложности для разработки и реализации, с одной стороны, и отсутствия методологии финансового планирования и простых методов реализации – с другой.
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, что стало одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации.
Введение 3
1. Финансовый план как составная честь бизнес-плана 5
1.1. Сущность и содержание финансового планирования 5
1.2 Бизнес - план, этапы его разработки 6
1.3. Роль финансового плана в бизнес-плане 10
2. Методы финансового планирования. 13
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием 17
3.1. Перспективное финансовое планирование 18
3.2 Текущее (административное) планирование 19
3.3. Оперативное финансовое планирование 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Расчетная часть...………………………………………………………………...28
Значение финансового
Глава 2. Методы финансового планирования
Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. При этом используются различные методы и приемы расчета. Под методом в планировании понимают способ или совокупность приемов, имеющих существенное значение и позволяющих успешно решить ту или иную конкретную задачу. К методам финансового планирования относятся: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, метод экономико-математического моделирования [7, с. 479].
Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта.
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.
Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, для контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.
Расчетно-аналитический метод. Сущность данного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 4).
Рис. 4. Схема расчетно-аналитического метода планирования
Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.
Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др. Баланс при этом имеет следующий вид:
Он + П = Р + Ок,
где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств в фонд, руб.;
Р – расходование средств фонда, руб.;
Ок – остаток средств на конец планового периода, руб.
Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
Экономико-математическое моделирование заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).
Для поиска решений в процессе планирования целесообразно использовать комбинацию различных методов (количественных, качественных, объективных и субъективных, использующих интуицию, догадку и др.) в целях нахождения рациональных решений в процессе планирования. Для характеристики этого приема используется термин «синектика», впервые введенный Дж. Стейнером для обозначения сочетания различных элементов, на первый взгляд не имеющих отношения к делу.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств, для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее и оперативное.
Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.
Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Очень важно
осознавать тесную взаимосвязь всех
видов финансового
В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования, задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
Эти документы оценивают финансовое положение предприятия на конец планируемого периода. Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж, т.к. это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и физических единицах и помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств. Прогнозный отчет о прибылях и убытках определяет величину получаемой прибыли в предстоящем периоде.
В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
Составной частью перспективного плана является текущее финансовое планирование, которое представляет конкретизацию его показателей. Оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике и заключается в разработке конкретных текущих финансовых планов, которые позволяют предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода. Текущее финансовое планирование состоит в разработке:
Текущее финансовое планирование составляется на один год и разбивается поквартально или помесячно, т.к. в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком – либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов, позволяет отслеживать синхронность притоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.
Текущий финансовый план предпринимательской фирмы разрабатывается на основе данных, которые характеризуют: