Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового планирования организации на примере компании «Лукойл».
На пути к поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность и содержание финансового планирования не предприятии;
- изучить задачи, функции и методы финансового планирования;
- предоставить финансовую отчетность исследуемой компании;
- проанализировать существующую систему финансового планирования компании «Лукойл».
Объектом исследования является ОАО «Лукойл».
Предметом исследования является система финансового планирования компании «Лукойл».
Введение………………………………………………………………..3
1. Основные понятия финансового планирования………………5
1.1 Сущность, задачи, функции и содержание финансового планирования на предприятии………………………………………..5
1.2 Методика финансового планирования на предприятии……...9
1.3 Принципы и этапы финансового планирования на
предприятии…………………………………………………………...10
2 Финансовое планирование в компании «Лукойл»…………...14
2.1 Краткая информация о компании……………………………..14
2.2 Финансовое состояние компании……………………………..15
2.3 Система финансового планирования в организации………...20
2.4 Анализ системы планирования финансовых показателей и финансовых результатов компании Лукойл………………………...24
Заключение……………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………..35
Положительная динамика чистой прибыли в основном объясняется резким ростом цен на углеводороды в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Кроме того, в третьем квартале 2010 г. доход в сумме 438 млн долл. США, полученный в результате положительного разрешения корпоративного спора в отношении одного из совместных предприятий в Казахстане. В то же время на результаты оказали негативное влияние рост налоговой нагрузки, темпы роста которой опережают рост выручки, укрепление рубля к доллару США, рост операционных и транспортных расходов и признанные в четвёртом квартале убытки от обесценения в размере 306 млн долл. США.
В 2010 г. выручка от реализации увеличилась на 23 873 млн долл. США, или на 29,4%, по сравнению с 2009 г. (в 2009 г. уменьшилась на 26 597 млн долл. США, или на 24,7%, по сравнению с 2008 г.). Выручка от продаж нефти увеличилась на 6 649 млн долл. США, или на 32,2% (в 2009 г. уменьшилась на 3 958 млн долл. США, или на 16,1%, по сравнению с 2008 г.). Выручка от продаж нефтепродуктов возросла на 15 957 млн долл. США, или на 29,0% (в 2009 г. уменьшилась на 21 425 млн долл. США, или на 28,0%, по сравнению с 2008 г.). Рост выручки был связан с резким ростом цен на углеводороды по сравнению с 2009 г. Кроме того, укрепление рубля к доллару США существенно повлияло на сложившиеся цены реализации в России.
Реализация нефти.
Сравнение 2010 и 2009 гг.
Выручка от продаж нефти выросла на 6 649 млн долл. США, или на 32,2%, в основном в результате роста цен реализации.
За счёт прекращения переработки нефти на сторонних НПЗ в России и Беларуси высвободился дополнительный ресурс нефти для продажи, в результате объём реализации нефти увеличился на 2,8%.
В 2010 г. выручка от экспорта нефти из России компаниям Группы и третьим лицам составила 22 178 млн долл. США.
Сравнение 2009 и 2008 гг.
Выручка от продаж нефти снизилась на 16,1%. Продавали нефть в основном за пределами России и СНГ. Выручка от продаж нефти за рубежом снизилась на 18,3% и составила 88,5% от общей выручки от реализации нефти в 2009 г. (91,0% в 2008 г.). Это снижение связано в основном с падением цен реализации нефти на 35,1%. Однако объём реализации нефти за рубежом увеличился на 25,7% по сравнению с 2008 г. в результате роста объёмов экспорта нефти из России, а также увеличения объёма торговых операций.
В 2009 г. увеличился объём продаж нефти на внутреннем рынке для получения выгоды от текущей рыночной конъюнктуры.
В 2009 г. выручка от экспорта нефти из России компаниям Группы и третьим лицам составила 17 485 млн долл. США.
Реализация нефтепродуктов.
Сравнение 2010 и 2009 гг.
В 2010 г. выручка от оптовой реализации нефтепродуктов на международных рынках увеличилась на 12 317 млн долл. США, или на 32,4%, в основном за счёт роста средних цен реализации на 27,2%. Снижение производства нефтепродуктов на наших заводах в Болгарии из-за капитального ремонта и на Украине из-за остановки, а также прекращение переработки нефти на сторонних НПЗ было почти полностью компенсировано началом переработки нефти на ТРН в сентябре 2009 г. Расширение торговой деятельности привело к увеличению объёмов оптовых продаж на 4,1%. В 2010 г. реализация нефтепродуктов через нашу розничную сеть за пределами Российской Федерации увеличилась на 813 млн долл. США, или на 9,2%. Рост средних цен реализации на 17,4% был частично нивелирован снижением объёмов реализации на 7,0%, что произошло в основном в результате реструктуризации нашей розничной сети в США.
В 2010 г. выручка от оптовых продаж нефтепродуктов в России выросла на 1 607 млн долл. США, или на 42,1%, по сравнению с 2009 г. в результате увеличения средних цен реализации на 26,8%. В результате снижения экспорта нефтепродуктов в Республику Беларусь объём реализации в России вырос на 1 181 тыс. т, или на 12,1%.
Выручка от розничной реализации нефтепродуктов в России в 2010 г. увеличилась на 1 220 млн долл. США, или на 28,5%, в результате роста объёмов продаж (благодаря росту средней реализации через АЗС) и цен реализации. Эта выручка составила 50,3% совокупной выручки от продаж нефтепродуктов в России в 2010 г. (в 2009 г. – 52,8%).
В 2010 г. выручка от экспорта нефтепродуктов из России компаниям Группы и третьим лицам составила 14 088 млн долл. США.
Сравнение 2009 и 2008 гг.
В 2009 г. выручка от оптовой реализации нефтепродуктов на международных рынках уменьшилась на 12 530 млн долл. США, или на 24,8%, в основном за счёт снижения средних цен реализации на 33,8%. Однако начало переработки нефти на ИСАБ и ТРН, а также рост торговых операций привели к увеличению объёмов продаж на 13,6%.
В 2009 г. реализация нефтепродуктов через розничную сеть за пределами Российской Федерации уменьшилась на 3 124 млн долл. США, или на 26,1%, в основном за счёт снижения средних цен реализации на 22,9%. Объёмы реализации также снизились в результате неблагоприятной экономической обстановки.
В 2009 г. выручка от оптовых продаж нефтепродуктов в России уменьшилась на 4 229 млн долл. США, или на 52,5%, в результате уменьшения средних цен реализации на 35,5% и объёмов реализации на 3 518 тыс. т, или на 26,4%. Снижение объёмов реализации было вызвано уменьшением закупок и ростом экспорта нефтепродуктов из России на 7,7%.
Выручка от розничной реализации нефтепродуктов в России в 2009 г. уменьшилась на 1 542 млн долл. США, или на 26,5%, в результате снижения цен. Эта выручка составила 52,8% совокупной выручки от продаж нефтепродуктов в России в 2009 г. (в 2008 г. – 42,0%).
В 2009 г. выручка от экспорта нефтепродуктов из России компаниям Группы и третьим лицам составила 11 414 млн долл. США.
По сравнению с 2009 г. операционные расходы увеличились на 845 млн долл. США, или на 11,9%, что в основном объясняется общим увеличением операционных расходов в России, вызванным реальным укреплением рубля к доллару США на 11,6%, ростом расходов на добычу углеводородов, переработку нефти, а также ростом затрат предприятий энергетики.
Затраты на добычу углеводородов.
В состав затрат на добычу входят расходы на ремонт добывающего оборудования, оплату труда, затраты на проведение мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов, приобретение ГСМ, оплату электроэнергии, страхование имущества и иные аналогичные затраты.
Сравнение 2010 и 2009 гг.
Затраты на добычу в 2010 г. увеличились на 454 млн долл. США, или на 16,3%. Рост затрат в основном был ростом расходов на энергообеспечение, общим ростом расходов, а также обусловлен укреплением рубля к доллару США. Средняя величина удельных затрат на добычу углеводородов выросла с 3,56 до 4,12 долл./барр. н. э., или на 15,7%.
Сравнение 2009 и 2008 гг.
Затраты на добычу в 2009 г. снизились на 421 млн долл. США, или на 13,1%, несмотря на рост добычи нефти на 2,5% и увеличение расходов на энергообеспечение. Уменьшение затрат произошло в основном благодаря девальвации рубля к доллару США. Средняя величина удельных затрат на добычу углеводородов снизилась с 4,12 до 3,56 долл./барр. н. э., или на 13,6%.
По сравнению с 2009 г. общий объём расходов Компании по налогу на прибыль увеличился на 357 млн долл. США, или на 17,9%. Прибыль до уплаты налогов выросла на 2 407 млн долл. США, или на 26,6%.
Эффективная ставка налога на прибыль в 2010 г. составила 20,5% по сравнению с 22,0% в 2009 г., в то время как установленная максимальная ставка в Российской Федерации равна 20%.
Сравнение 2009 и 2008 гг.
По сравнению с 2008 г. общий объём расходов Компании по налогу на прибыль снизился на 1 473 млн долл. США, или на 42,5%, из-за снижения прибыли до уплаты налогов на 3 631 млн долл. США, или на 28,6%.
Эффективная
ставка налога на прибыль в 2009 г. составила
22,0% по сравнению с 27,3% в 2008 г., что выше
установленной максимальной ставки в
Российской Федерации (20% в 2009 г. и 24% в 2008
г.).
2.3. Система финансового
планирования в организации
Основная цель финансового планирования российских предприятий до настоящего времени заключалась в оценке денежных ресурсов, оптимизации движения денежных потоков, направлении средств и выборе источников и путей дополнительного финансирования хозяйственной деятельности предприятия. Однако текущий момент требует переориентации цели на рост доходности бизнеса и выполнения обязательств перед акционерами и владельцами ценных бумаг, эмитированных предприятием.
Таким образом, структура финансового плана строится по новой методологии, что приводит к изменению содержания финансового внутрифирменного планирования, созданию структуры, координирующей деятельность экономической службы – финансового комитета, использование двух взаимодополняющих вариантов − прямого и косвенного планирования, что приводит в целом к изменению разработки алгоритма финансового планирования в современных условиях.
Рассмотрим систему финансового планирования компании «Лукойл».
В
практической деятельности бизнес-финансовая
модель планирования «Лукойл» определяет
порядок и схему расчетов всех показателей,
принятых на предприятии. При этом выбирается
определенная финансовая модель от очень
простой до весьма сложной, но в любом
случае она должна быть использована.
Рис.
2. Содержание и алгоритм работы бизнес-финансовой
модели компании «Лукойл»
Основой для внедрения финансовой модели планирования выступают результаты анализа финансового состояния, планы всех подразделений и финансовая отчетность. Выбор финансовой модели планирования зависит как от задач, стоящих перед предприятием, так и от объема информации и периода бюджетирования. Цель бизнес-финансового моделирования – получение реально достижимых планов и простота корректировки текущих планов предприятия. Автор считает, что алгоритм бизнес-финансовой модели планирования может быть представлен на рис.2.
Представленный формат финансовой модели плана компании «Лукойл» учитывает изменения в финансовом положении предприятия и дает представление об эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятии ресурсах в любой момент времени.
Финансовое моделирование компании проводится поэтапно. Совершенствование методики и процесса финансового планирования, основанного на бизнес-финансовом моделировании, начинают с формирования «финансового комитета» - мобильного органа при руководителе, который координирует составляющие финансового планирования. На рис. 3 показана последовательность работы финансового комитета и обратная взаимосвязь между основными этапами планирования.
Рис. 3. Составляющие работы «финансового комитета»
В финансовом комитете рассматриваются вопросы, которые входят в его компетенцию: процедура согласования и взаимосвязь плановых показателей; унификация разработочных таблиц и регистров; методика расчетов показателей и коэффициентов; подход к ценообразованию; утверждение содержания сводного плана и др.
Финансовый комитет организует выполнение следующих этапов:
-
формулировка финансовой
-
поиск вариантов решения
- оценка и проработка вариантов;
- принятие решений по существу поставленных вопросов;
-
обеспечение реализации
Важные композиционные признаки использования финансовой модели планирования применительно к исследуемому предприятию заключены в расчетах, выполняемых в следующих регистрах:
- финансовый план (бюджет доходов и расходов);
-
план движения денежных
- финансовый расчет прибыли;
- бюджет финансовых средств;
- бюджетированный баланс.
При этом расчет бюджета финансовых средств и план движения денежных средств выполнен в соответствии с международными принципами формирования отчетности (МСФО).