Финансовое планирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового планирования организации на примере компании «Лукойл».
На пути к поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность и содержание финансового планирования не предприятии;
- изучить задачи, функции и методы финансового планирования;
- предоставить финансовую отчетность исследуемой компании;
- проанализировать существующую систему финансового планирования компании «Лукойл».
Объектом исследования является ОАО «Лукойл».
Предметом исследования является система финансового планирования компании «Лукойл».

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Основные понятия финансового планирования………………5
1.1 Сущность, задачи, функции и содержание финансового планирования на предприятии………………………………………..5
1.2 Методика финансового планирования на предприятии……...9
1.3 Принципы и этапы финансового планирования на
предприятии…………………………………………………………...10
2 Финансовое планирование в компании «Лукойл»…………...14
2.1 Краткая информация о компании……………………………..14
2.2 Финансовое состояние компании……………………………..15
2.3 Система финансового планирования в организации………...20
2.4 Анализ системы планирования финансовых показателей и финансовых результатов компании Лукойл………………………...24
Заключение……………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Финансовое планирование Лукойл.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)
 

      Положительная динамика чистой прибыли в основном объясняется резким ростом цен на углеводороды в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Кроме того, в третьем квартале 2010 г. доход в сумме 438 млн долл. США, полученный в результате положительного разрешения корпоративного спора в отношении одного из совместных предприятий в Казахстане. В то же время на результаты оказали негативное влияние рост налоговой нагрузки, темпы роста которой опережают рост выручки, укрепление рубля к доллару США, рост операционных и транспортных расходов и признанные в четвёртом квартале убытки от обесценения в размере 306 млн долл. США.

      В 2010 г. выручка от реализации увеличилась  на 23 873 млн долл. США, или на 29,4%, по сравнению с 2009 г. (в 2009 г. уменьшилась на 26 597 млн долл. США, или на 24,7%, по сравнению с 2008 г.). Выручка от продаж нефти увеличилась на 6 649 млн долл. США, или на 32,2% (в 2009 г. уменьшилась на 3 958 млн долл. США, или на 16,1%, по сравнению с 2008 г.). Выручка от продаж нефтепродуктов возросла на 15 957 млн долл. США, или на 29,0% (в 2009 г. уменьшилась на 21 425 млн долл. США, или на 28,0%, по сравнению с 2008 г.). Рост выручки был связан с резким ростом цен на углеводороды по сравнению с 2009 г. Кроме того, укрепление рубля к доллару США существенно повлияло на сложившиеся цены реализации в России.

      Реализация  нефти.

      Сравнение 2010 и 2009 гг.

      Выручка от продаж нефти выросла на 6 649 млн  долл. США, или на 32,2%, в основном в результате роста цен реализации.

      За  счёт прекращения переработки нефти на сторонних НПЗ в России и Беларуси высвободился дополнительный ресурс нефти для продажи, в результате объём реализации нефти увеличился на 2,8%.

      В 2010 г. выручка от экспорта нефти из России компаниям Группы и третьим  лицам составила 22 178 млн долл. США.

      Сравнение 2009 и 2008 гг.

      Выручка от продаж нефти снизилась на 16,1%. Продавали нефть в основном за пределами России и СНГ. Выручка от продаж нефти за рубежом снизилась на 18,3% и составила 88,5% от общей выручки от реализации нефти в 2009 г. (91,0% в 2008 г.). Это снижение связано в основном с падением цен реализации нефти на 35,1%. Однако объём реализации нефти за рубежом увеличился на 25,7% по сравнению с 2008 г. в результате роста объёмов экспорта нефти из России, а также увеличения объёма торговых операций.

      В 2009 г. увеличился объём продаж нефти на внутреннем рынке для получения выгоды от текущей рыночной конъюнктуры.

      В 2009 г. выручка от экспорта нефти из России компаниям Группы и третьим  лицам составила 17 485 млн долл. США.

      Реализация нефтепродуктов.

      Сравнение 2010 и 2009 гг.

      В 2010 г. выручка от оптовой реализации нефтепродуктов на международных рынках увеличилась на 12 317 млн долл. США, или на 32,4%, в основном за счёт роста средних цен реализации на 27,2%. Снижение производства нефтепродуктов на наших заводах в Болгарии из-за капитального ремонта и на Украине из-за остановки, а также прекращение переработки нефти на сторонних НПЗ было почти полностью компенсировано началом переработки нефти на ТРН в сентябре 2009 г. Расширение торговой деятельности привело к увеличению объёмов оптовых продаж на 4,1%. В 2010 г. реализация нефтепродуктов через нашу розничную сеть за пределами Российской Федерации увеличилась на 813 млн долл. США, или на 9,2%. Рост средних цен реализации на 17,4% был частично нивелирован снижением объёмов реализации на 7,0%, что произошло в основном в результате реструктуризации нашей розничной сети в США.

      В 2010 г. выручка от оптовых продаж нефтепродуктов в России выросла на 1 607 млн долл. США, или на 42,1%, по сравнению с 2009 г. в результате увеличения средних цен реализации на 26,8%. В результате снижения экспорта нефтепродуктов в Республику Беларусь объём реализации в России вырос на 1 181 тыс. т, или на 12,1%.

      Выручка от розничной реализации нефтепродуктов в России в 2010 г. увеличилась на 1 220 млн долл. США, или на 28,5%, в результате роста объёмов продаж (благодаря росту средней реализации через АЗС) и цен реализации. Эта выручка составила 50,3% совокупной выручки от продаж нефтепродуктов в России в 2010 г. (в 2009 г. – 52,8%).

      В 2010 г. выручка от экспорта нефтепродуктов из России компаниям Группы и третьим  лицам составила 14 088 млн долл. США.

      Сравнение 2009 и 2008 гг.

      В 2009 г. выручка от оптовой реализации нефтепродуктов на международных рынках уменьшилась на 12 530 млн долл. США, или на 24,8%, в основном за счёт снижения средних цен реализации на 33,8%. Однако начало переработки нефти на ИСАБ и ТРН, а также рост торговых операций привели к увеличению объёмов продаж на 13,6%.

      В 2009 г. реализация нефтепродуктов через  розничную сеть за пределами Российской Федерации уменьшилась на 3 124 млн долл. США, или на 26,1%, в основном за счёт снижения средних цен реализации на 22,9%. Объёмы реализации также снизились в результате неблагоприятной экономической обстановки.

      В 2009 г. выручка от оптовых продаж нефтепродуктов в России уменьшилась на 4 229 млн  долл. США, или на 52,5%, в результате уменьшения средних цен реализации на 35,5% и объёмов реализации на 3 518 тыс. т, или на 26,4%. Снижение объёмов реализации было вызвано уменьшением закупок и ростом экспорта нефтепродуктов из России на 7,7%.

      Выручка от розничной реализации нефтепродуктов в России в 2009 г. уменьшилась на 1 542 млн долл. США, или на 26,5%, в результате снижения цен. Эта выручка составила 52,8% совокупной выручки от продаж нефтепродуктов в России в 2009 г. (в 2008 г. – 42,0%).

      В 2009 г. выручка от экспорта нефтепродуктов из России компаниям Группы и третьим  лицам составила 11 414 млн долл. США.

      По  сравнению с 2009 г. операционные расходы увеличились на 845 млн долл. США, или на 11,9%, что в основном объясняется общим увеличением операционных расходов в России, вызванным реальным укреплением рубля к доллару США на 11,6%, ростом расходов на добычу углеводородов, переработку нефти, а также ростом затрат предприятий энергетики.

      Затраты на добычу углеводородов.

      В состав затрат на добычу входят расходы  на ремонт добывающего оборудования, оплату труда, затраты на проведение мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов, приобретение ГСМ, оплату электроэнергии, страхование имущества и иные аналогичные затраты.

      Сравнение 2010 и 2009 гг.

      Затраты на добычу в 2010 г. увеличились на 454 млн  долл. США, или на 16,3%. Рост затрат в основном был ростом расходов на энергообеспечение, общим ростом расходов, а также обусловлен укреплением рубля к доллару США. Средняя величина удельных затрат на добычу углеводородов выросла с 3,56 до 4,12 долл./барр. н. э., или на 15,7%.

      Сравнение 2009 и 2008 гг.

      Затраты на добычу в 2009 г. снизились на 421 млн  долл. США, или на 13,1%, несмотря на рост добычи нефти на 2,5% и увеличение расходов на энергообеспечение. Уменьшение затрат произошло в основном благодаря девальвации рубля к доллару США. Средняя величина удельных затрат на добычу углеводородов снизилась с 4,12 до 3,56 долл./барр. н. э., или на 13,6%.

      По  сравнению с 2009 г. общий объём  расходов Компании по налогу на прибыль  увеличился на 357 млн долл. США, или на 17,9%. Прибыль до уплаты налогов выросла на 2 407 млн долл. США, или на 26,6%.

      Эффективная ставка налога на прибыль в 2010 г. составила 20,5% по сравнению с 22,0% в 2009 г., в то время как установленная максимальная ставка в Российской Федерации равна 20%.

      Сравнение 2009 и 2008 гг.

      По  сравнению с 2008 г. общий объём  расходов Компании по налогу на прибыль снизился на 1 473 млн долл. США, или на 42,5%, из-за снижения прибыли до уплаты налогов на 3 631 млн долл. США, или на 28,6%.

      Эффективная ставка налога на прибыль в 2009 г. составила 22,0% по сравнению с 27,3% в 2008 г., что выше установленной максимальной ставки в Российской Федерации (20% в 2009 г. и 24% в 2008 г.). 
 

       2.3. Система финансового планирования в организации 

      Основная  цель финансового планирования российских предприятий до настоящего времени  заключалась в оценке денежных ресурсов, оптимизации движения денежных потоков, направлении средств и выборе источников и путей дополнительного финансирования хозяйственной деятельности предприятия. Однако текущий момент требует переориентации цели на рост доходности бизнеса и выполнения обязательств перед акционерами и владельцами ценных бумаг, эмитированных предприятием.

      Таким образом, структура финансового  плана строится по новой методологии, что приводит к изменению содержания финансового  внутрифирменного планирования, созданию структуры, координирующей деятельность экономической службы – финансового комитета, использование двух взаимодополняющих вариантов − прямого и косвенного планирования, что приводит в целом к изменению разработки алгоритма финансового планирования в современных условиях.

      Рассмотрим систему финансового планирования компании «Лукойл».

      В практической деятельности бизнес-финансовая модель планирования «Лукойл» определяет порядок и схему расчетов всех показателей, принятых на предприятии. При этом выбирается определенная финансовая модель от очень простой до весьма сложной, но в любом случае она должна быть использована.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Рис. 2. Содержание и алгоритм работы бизнес-финансовой модели компании «Лукойл» 

      Основой для внедрения финансовой модели планирования выступают результаты анализа финансового состояния, планы всех подразделений и финансовая отчетность. Выбор финансовой модели планирования зависит как от задач, стоящих перед предприятием, так и от объема информации и периода бюджетирования. Цель бизнес-финансового моделирования – получение реально достижимых планов и простота корректировки текущих планов предприятия. Автор считает, что алгоритм бизнес-финансовой модели планирования может быть представлен на рис.2.

      Представленный  формат финансовой модели плана компании «Лукойл» учитывает изменения в финансовом положении предприятия и дает представление об эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятии ресурсах в любой момент времени.

      Финансовое  моделирование компании проводится поэтапно. Совершенствование методики и процесса финансового планирования, основанного на бизнес-финансовом моделировании, начинают с формирования «финансового комитета» - мобильного органа при руководителе, который координирует составляющие финансового планирования. На рис. 3 показана последовательность работы финансового комитета и обратная взаимосвязь между основными этапами планирования.

        
 
 
 
 
 

          Рис. 3. Составляющие работы «финансового комитета»

             

      В финансовом комитете рассматриваются вопросы, которые входят в его компетенцию: процедура согласования и взаимосвязь плановых показателей; унификация разработочных таблиц и регистров; методика расчетов показателей и коэффициентов; подход к ценообразованию; утверждение содержания сводного плана и др.

      Финансовый  комитет организует выполнение следующих этапов:

      - формулировка финансовой проблемы  для выполнения целей предприятия;

      -  поиск вариантов решения проблем;

      - оценка и проработка вариантов;

      - принятие решений по существу  поставленных вопросов;

      - обеспечение реализации принятых  решений.

      Важные  композиционные признаки использования  финансовой модели планирования применительно к исследуемому предприятию заключены в расчетах, выполняемых в следующих регистрах:

      - финансовый план (бюджет доходов  и расходов);

      - план движения денежных средств;

      - финансовый расчет прибыли;

      - бюджет финансовых средств;

      - бюджетированный баланс.

      При этом расчет бюджета финансовых средств  и план движения денежных средств  выполнен в соответствии с международными принципами формирования отчетности (МСФО).

Информация о работе Финансовое планирование в организации