Финансовое планирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового планирования организации на примере компании «Лукойл».
На пути к поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность и содержание финансового планирования не предприятии;
- изучить задачи, функции и методы финансового планирования;
- предоставить финансовую отчетность исследуемой компании;
- проанализировать существующую систему финансового планирования компании «Лукойл».
Объектом исследования является ОАО «Лукойл».
Предметом исследования является система финансового планирования компании «Лукойл».

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Основные понятия финансового планирования………………5
1.1 Сущность, задачи, функции и содержание финансового планирования на предприятии………………………………………..5
1.2 Методика финансового планирования на предприятии……...9
1.3 Принципы и этапы финансового планирования на
предприятии…………………………………………………………...10
2 Финансовое планирование в компании «Лукойл»…………...14
2.1 Краткая информация о компании……………………………..14
2.2 Финансовое состояние компании……………………………..15
2.3 Система финансового планирования в организации………...20
2.4 Анализ системы планирования финансовых показателей и финансовых результатов компании Лукойл………………………...24
Заключение……………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Финансовое планирование Лукойл.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

      Современный подход к ведению финансового  планирования выявил существующую тесную взаимосвязь между  текущими и  стратегическими планами предприятия. С одной стороны финансовый план выступает заключительным этапом планирования, а с другой – устанавливает ограничения, связанные выбором оптимального уровня ликвидности и прибыльности бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    

Рис. 4. Финансовый план в системе планирования 

      На  рис.4 представлены ключевые взаимосвязи различных видов плана в технологии финансового планирования на предприятии «Лукойл» и выделены основные ограничения, снижающие прибыльность, в том числе позиция производителя на рынке товаров и услуг.

      Одной из важнейших задач развития современной экономики выступает повышение управляемости предприятием. В определенной степени этого можно достичь путем внедрения финансовой модели планирования. Такой подход позволяет сформировать полную, завершенную систему планирования на основе взаимосвязи всех технико-экономических показателей. 
 

    1. Анализ  системы планирования финансовых показателей  и финансовых результатов  компании «Лукойл»
 

     На  основе мнений о системе ключевых показателей деятельности, в качестве основных, индикативных, показателей  рассматриваемого предприятия избраны:

     · MV (market value) – рыночная капитализация;

     · MVA (market value added) – рыночная добавленная стоимость;

     · выручка от реализации продукции;

     · чистая прибыль;

     · активы;

     · ROA (return on assets) – рентабельность активов;

     · ROE (return on equity) – рентабельность собственного (акционерного) капитала;

     · EPS (earnings per share) – прибыль на акцию;

     · P/E (price-to-earnings ratio) – отношение рыночной цены акции к EPS;

     · P/S (price-to-sales ratio) – капитализация к выручке от реализации;

     · отношение капитализации к собственному капиталу;

     · отношение капитализации к активам;

     · отношение долга к совокупному  капиталу.

     Данные  показатели определяются по следующим  формулам:

     MV = Рыночная цена одной акции * Количество акций в обращении; (1)

     MVA = Рыночная капитализация – Стоимость чистых активов; (2)

     ROA = Чистая прибыль / Активы; (3)

     ROE = Чистая прибыль / Собственный (акционерный) капитал; (4)

     EPS = Чистая прибыль / Количество акций в обращении; (5)

     P/E = Рыночная капитализация / Чистая прибыль = Рыночная цена одной акции / EPS; (6)

     P/S = Рыночная капитализация / Выручка от реализации продукции. (7)

     Выбор вышеприведенных показателей в  качестве основных финансовых индикаторов  ОАО «ЛУКОЙЛ» обусловлен несколькими  факторами.

     1. Динамика показателей выручки,  чистой прибыли и активов предприятия сама по себе демонстрирует тенденции в развитии масштабов и результатов его деятельности, показывает, насколько компания продвинулась на рынке реализуемых товаров, увеличила стоимость своего имущества и накопленный финансовый результат.

     2. Кроме того, значения выручки,  чистой прибыли и стоимости  активов хозяйствующего субъекта  используются для расчета относительных  производных показателей, таких  как ROA, ROE, EPS, которые, в свою очередь демонстрируют эффективность деятельности фирмы и качество управления ее имуществом.

     3. Коэффициенты рыночной стоимости  (P/E, P/S, отношение капитализации к собственному (акционерному) капиталу, отношение капитализации к активам) рассчитываются только для открытых компаний, которые продают свои акции на открытых торговых площадках, и демонстрируют, сколько инвесторы готовы платить за рубль текущей прибыли, выручки, стоимости собственного капитала и активов соответственно. Их высокие значения обычно расценивают как сигналы о хороших перспективах будущего роста фирмы [10].

     4. Отношение долга к совокупному  капиталу выражает долговую нагрузку  компании и применяется для  мониторинга ее финансовой устойчивости  и платежеспособности, а также  предупреждения банкротства фирмы  (высокая положительная динамика  данного показателя свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия).

     5. Показатели рыночной капитализации  компании (MV) и ее рыночной добавленной стоимости (MVA) по мнению Т. Коупленда, Т. Колера и Дж. Муррина, являются «главным итоговым критерием результативности фирмы».

     Так как эти показатели являются обобщающими  и итоговыми, менеджеры не могут  ими пользоваться в качестве инструмента  для принятия решений, но могут устанавливать  целевые нормативы стоимости для акционеров.

     Применительно к избранным финансовым показателям алгоритм построения прогнозных моделей, выглядит следующим образом.

     В качестве основных факторов внешнего окружения ОАО «ЛУКОЙЛ» сама компания называет:

     - изменение цен на нефть и продукции нефтепереработки;

     - обменный курс рубля к доллару США и темпы инфляции;

     - налоговая нагрузка;

     - транспортировка нефти и нефтепродуктов в России.

     Перечисленные факторы в полной мере совпадают  с теми, которые указывает в  качестве определяющих результаты своей  операционной деятельности другая нефтяная российская компания – ОАО «НК Роснефть».

     Следовательно, указанные факторы внешней среды  являются наиболее характерными не только для ОАО «ЛУКОЙЛ», но и для всей нефтегазовой отрасли Российской Федерации.

     Кроме того, учитывая, что ОАО «ЛУКОЙЛ» является компанией, акции которой занимали первое место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB), по результатам 2010 г., можно сделать предположение, что на ее основные финансовые показатели могут влиять также такие индикаторы мировых финансовых рынков, как курс доллара к евро, фондовый индекс Доу-Джонса и учетная ставка Федеральной резервной системы США.

     Поэтому прогнозирование остальных ключевых показателей деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» можно осуществить путем комбинированного применения других методов прогнозирования:

     1. Показатель чистой прибыли предприятия  можно прогнозировать на основе  коэффициента удельного веса  в прибыли от продаж. Для ОАО  «ЛУКОЙЛ» в среднем за период  с 2005 по 2010 годы он составляет 75%. Так как действующая ставка по налогу на прибыль составляет 24%, а расходы, относящиеся к непроизводственным операционным и внереализационным расходам, занимают около 1% прибыли от продаж, выбранный норматив чистой прибыли выглядит вполне оправданным (100% – 24% – 1% = 75%).

     Чистая  прибыль = Прибыль  от продаж * 75% (8)

     2. Прибыль от продаж при этом  находится как разница между  построенными на основе модели  множественной линейной регрессии  значениями выручки от реализации  и полной себестоимости продукции.

     Прибыль от продаж = Выручка от реализации – Полная себестоимость (9)

     3. Показатель рыночной добавленной  стоимости можно прогнозировать, исходя из смоделированных значений  рыночной капитализации предприятия  [13, 19] и чистых активов (путем  построения множественной линейной регрессии) по формуле 2.

     4. С учетом прогнозного значения  чистой прибыли предприятия, а  также среднего значения той  части прибыли, которая направляется  на выплату дивидендов, можно  смоделировать показатель собственного  капитала компании на конец прогнозного периода. Для ОАО «ЛУКОЙЛ» за период с 2006 по 2010 год этот уровень составил 35%.

     Собственный капитал на конец  года = Собственный  капитал на начало года + Чистая прибыль * 35% (10)

     5. Используя найденное таким образом  прогнозное значение собственного капитала предприятия, можно определить ожидаемые значения рентабельности собственного капитала ROE и отношение капитализации к собственному (акционерному) капиталу.

     6. Эконометрические регрессионные  модели, построенные для прогнозирования  размера совокупного долга компании и его удельного веса в структуре капитала ОАО «ЛУКОЙЛ», имеют неоднозначные качественные характеристики (значимые показатели коэффициентов корреляции, детерминации и F-статистики).

     7. Полученные на основе регрессионных  моделей прогнозные значения активов и совокупного долга предприятия корректируются на величины осуществленных ОАО «ЛУКОЙЛ» за январь-сентябрь 2010 года долгосрочных финансовых вложений и привлеченных заемных средств соответственно. Это связано с нехарактерным ростом задолженности ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2010 году, вызванным текущими расчетами по приобретенным долгосрочным финансовым активам внутри Группы «ЛУКОЙЛ», совершенным в целях реструктуризации финансовых вложений, а также ростом займов от дочерних предприятий компании в рамках управления свободными денежными средствами в Группе «ЛУКОЙЛ» в целом.

     8. Далее, на основании полученных  результатов и в соответствии  с формулами 3 и 4 рассчитываются  ожидаемые значения рентабельности  активов (ROA) и рентабельности собственного капитала (ROE).

     9. Затем вычисляются прогнозные  значения отношений капитализации  к активам и долга к совокупному  капиталу.

     В качестве основного метода прогнозирования  рыночной стоимости акций ОАО  «ЛУКОЙЛ» предлагается использовать метод  построения нейронных сетей, который является нелинейным способом моделирования.

     В качестве объясняющих (независимых) переменных (входов нейронной сети) в этой модели были использованы промышленный фондовый индекс Доу-Джонса, цена на нефть марки Brent2 и базовая процентная ставка Федеральной резервной системы США (ФРС)3 [13, 19]. Включение в данную модель промышленного индекса Доу-Джонса наряду с процентной ставкой ФРС США обусловлено тем, что корреляция между этими показателями незначительна (R = 0,52).

     В итоге путем комбинирования различных известных методов прогнозирования (нейросетевое моделирование, многофакторный регрессионный анализ, метод пропорциональных зависимостей) сформирована система прогнозирования основных финансовых показателей ОАО «ЛУКОЙЛ»

     На  рис. 5 отображены следующие процессы:

     1 – создание набора предположений  о величинах значимых экзогенных  факторов в будущем;

     2 – формирование прогнозных моделей:

     2.1. – регрессионных моделей;

     2.2. – нейросетевой модели прогнозирования  курса акций ОАО «ЛУКОЙЛ»;

     3 – прогнозирование значений выручки от реализации, себестоимости продаж, совокупного долга, совокупных и чистых активов;

     4 – прогнозирование курса акций  ОАО «ЛУКОЙЛ» в долларах США;

     5 – расчет прогнозной стоимости  акций ОАО «ЛУКОЙЛ» в руб.;

     6 – прогноз рыночной капитализации ОАО «ЛУКОЙЛ»;

     7 – расчет отношения долга к  совокупному капиталу;

     8 – расчет отношения капитализации  к активам, собственному капиталу  и выручке (P/S);

Информация о работе Финансовое планирование в организации