Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание

Изучение понятия финансовый план и определение его роли в системе бизнес-планирования. Определение роли различных видов финансовых планов в управлении предприятием. Разработка текущего финансового плана на примере строительной организации ООО «Промдорстроймонтаж».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Сущность, цели и роль финансового планирования на предприятии……………………………………………………………………4
1.1. Содержание финансового планирования на предприятии…………..4
1.2. Этапы процесса финансового планирования…………………………7
1.3. Виды финансовых планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования…………………………………….8
Глава II. Составление текущего финансового плана на примере ООО «Промдорстроймонтаж»…………………………………………………….15
2.1. Анализ практики финансового планирования на предприятии……...15
2.2. План продаж ООО «Промдорстроймонтаж»………………………….15
2.3. План доходов и расходов ООО «Промдорстроймонтаж»……………23
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

КУРС.ФИН.ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

   На  этом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, инвестиционными и другими планами и программами на предприятии.

   V этап. Разработка оперативных финансовых планов (бюджетов).

   На  этом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование путем разработки оперативных финансовых планов.

   VI этап. Оценка и анализ достигнутых результатов деятельности, сопоставление с запланированными показателями.

   Данный  этап завершает процесс финансового планирования, он заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонения от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений. Анализ отклонений позволяет обеспечить оперативный контроль за деятельностью предприятия, вскрыть многие проблемы управления, усилить контроль за функционированием наиболее сложных участков производства и определить меру ответственности руководителей (менеджеров) за результаты деятельности подразделений.

    1. Виды финансовых планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования.

     Финансовое  планирование является составной частью общего процесса планирования а, следовательно, и управленческого процесса. Оно тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения.

     Финансовые  планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели; финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

     В зависимости от уровня планирования и продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, различают следующие виды финансовых планов:

     - стратегический  план;

     - долгосрочный  план;

     - среднесрочный план;

     - годовой план;

     - оперативный план.

     Виды  и последовательность разрабатываемых планов могут меняться в зависимости от ряда факторов, в первую очередь - от изменения внешней среды. Главное, что на любом уровне планирования деятельности предприятия финансовая компонента является обязательной составляющей.

     Рассмотрим  виды и взаимосвязи планов.

     Стратегический  финансовый план входит в состав стратегического плана предприятий и определяет систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия в соподчинении с общей стратегией хозяйствования. В составе финансового плана на стратегическом уровне разрабатывается финансовая стратегия и финансовая политика, составляются финансовые прогнозные документы, определяется общая потребность компании в финансовых ресурсах, осуществляется прогнозирование структуры источников финансирования, процедура внесения изменений в систему планов.

     Финансовая  стратегия- это определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. На ее основе формируется финансовая политика по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и пр.

     Долгосрочные  финансовые планы охватывают период планирования в 10, 5 и 3 года в зависимости от сферы деятельности и изменчивости внешней среды. Долгосрочное планирование связано, как правило, с разработкой тех или иных инвестиционных проектов и привлечением долгосрочных источников финансирования. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и затем рассматриваются как единый проект.

     По  содержанию долгосрочный финансовый план включает основные прогнозные формы, отражающие финансовые цели компании.

     В системе стратегического и долгосрочного планирования с позиции практики рекомендуется готовить три варианта финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

     В качестве условий, от которых зависит  эффективность долгосрочного планирования и которые соответствуют целям долгосрочных планов, специалисты называют три момента:

     1. Прогнозирование,  т.е. наличие точных и обоснованных прогнозов. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов, основыванных на использовании различных методов и моделей. К наиболее используемым на практике относятся методы: экспертных оценок; обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; ситуационного анализа и прогнозирования.

     2. Выбор оптимального финансового  плана. Алгоритма, позволяющего осуществить выбор оптимального варианта плана из возможных альтернатив, не существует. Как правило, решение принимается на основе профессионального опыта и интуиции менеджеров и руководства.

     3. Контроль реализации долгосрочного финансового плана. В быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методической особенностью формирования системы долгосрочного планирования является механизм адаптации планов к меняющимся внешним условиям. Адаптивный характер стратегического и долгосрочного планирования обеспечивается путем корректировок оперативных и годовых планов, подчиненных долгосрочным и стратегическим целям.

     Среднесрочные планы занимают промежуточное положение между долгосрочными и годовыми. По мере необходимости в среднесрочные планы ежегодно вносятся поправки.

     Годовые (текущие) и оперативные финансовые планы относятся к краткосрочному финансовому планированию. Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия и эффективное использование временно свободных денежных средств.

     Годовые (текущие) финансовые планы позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и расходов, управлять денежными потоками предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода. Годовые (текущие) планы разрабатываются на очередной год с разбивкой по кварталам на основе данных о:

     - финансовой стратегии предприятия;

     - результатах финансового анализа за предыдущий год;

     - планируемых объемах производства и реализации продукции, а также других экономических показателях операционной деятельности предприятия;

     - системе разработанных на предприятии нормативов затрат отдельных ресурсов;

     - действующей системе налогообложения;

     - действующей амортизационной политике;

     - ставках процентов на депозитном и кредитном рынках и пр.

     В результате осуществления текущего финансового плана разрабатываются  три основных документа:

     - план движения денежных средств;

     - план отчета о прибылях и  убытках;

     - план бухгалтерского баланса.

     Основная  цель разработки этих документов - оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

     Для составления финансовых документов в процессе осуществления ТФП важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовые прогнозы разбиваются на кварталы и месяцы, причем, чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки предприятия.

     На  основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие затраты на производство. На основе полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого прогнозируется величина прибыли.

     Далее разрабатывается план движения денежных средств. Он учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяет повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия.

     Заключительным  элементом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах и показывает состояние имущества и финансов предприятия. Цель разработки балансового плана - определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость предприятия в будущем периоде.

     Возможно  ли успешное управление предприятием без регулярного планирования? Представляется, что нет – и вот по какой причине. Деятельность любого предприятия (если это не естественная монополия) осуществляется в конкурентной среде. Если одно предприятие осуществляет полноценное регулярное планирование, а другое пытается только реагировать на ситуацию, выигрыш в конкурентной борьбе будет на стороне первого предприятия. Таким образом, предприятие, не осуществляющее регулярное текущее планирование, обречено на поражение в конкурентной борьбе.

     Оперативное финансовое планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых документов, конкретизирующих плановые показатели очередного квартала годового плана. Роль оперативных финансовых планов на предприятии заключается в обеспечении эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов в рамках коротких временных периодов (месяц, декада,неделя).

     Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

     Платежный календарь составляется:

     - для организации учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

     -  формирования информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;

     - ежедневного учета изменений в информационной базе, анализа неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организации конкретных мероприятий по их преодолению;

     - расчета потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

     - расчета (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

     - анализа финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

     Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

     Правильно составленный календарь позволяет  выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие  мероприятия и избежать финансовых затруднений.

Информация о работе Финансовое планирование