Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание

В связи с этим главной целью работы является - определение основных типов финансового планирования и предложение путей совершенствования механизма финансового планирования на предприятии на примере деятельности РУП «БелТАПАЗ».
Задачами исследования данной дипломной работы является:
Раскрытие сущности внутрифирменного финансового планирования, характеристика основных его типов;

Содержание

Введение
1. Финансовое планирование как неотъемлемый элемент финансовой деятельности предприятия
1.1 Сущность, значение и функции финансового планирования
1.2 Типы финансового планирования и виды планов
1.3 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования на предприятии
2. Анализ системы финансового планирования (на примере деятельности РУП «БелТАПАЗ»
2.1 Организационно-экономическая деятельность предприятия
2.2 Анализ долгосрочных финансовых планов
2.3 Анализ годовых финансовых планов
2.4 Анализ оперативных финансовых планов
3. Основные направления совершенствования организации финансового планирования
3.1 Бизнес-план как основной документ финансового планирования
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации финансовой работы по планированию
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

studuck-186419.doc

— 805.50 Кб (Скачать документ)

Итак, для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная  исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая  информация.

Таким образом, бизнес-план является документом, отражающим в концентрированной форме ключевые показатели инвестиционного проекта создания нового предприятия, разработки и продвижения нового продукта, развития нового направления уже существующего бизнеса. При этом основной его целью является технико-экономическое обоснование целесообразности привлекаемых инвестиционных ресурсов.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию  организации финансовой работы  по планированию

 

Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации  финансового планирования на отечественных предприятиях, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных отечественных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования.

Многие причины возникновения  проблем в области финансового  планирования, указанные в п.п. 2.4., связаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.

Для решения упомянутых проблем  в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения. [11, C.34]

Анализ практики финансового планирования на исследуемом предприятии показывает, что зачастую проблемы лежат в  области определения основных функций  финансового планирования на предприятии.

По мнению автора дипломной работы, организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:

происходит координация интересов  различных служб в процессе разработки плана и его реализации;

создается единый порядок действий для всех работников предприятия;

действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального  и интеллектуального потенциала предприятия;

весь процесс планирования разбивается  на отдельные модули, что существенно  упрощает процесс разработки и реализации плана, а также контроль за его выполнением;

разработана система документооборота, смысл которой заключается в  том, что на ее основе можно получить объективное представление о  производственно-хозяйственной деятельности на предприятии;

существует взаимосвязь между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного альтернатив использования ресурсов;

составляемые на предприятии планы  сбалансированы между собой.

Таким образом, только в результате реализации этих функций на практике можно говорить о постановке и организации эффективного финансового планирования на предприятии.

Для построения эффективной системы  финансового планирования на предприятии  важно определить не только функции, но и методы планирования. Методы планирования (так же как и организация плановой работы на предприятии, представленная в системе финансового планирования элементом «персонал, занятый планированием») относятся к внешней стороне финансового планирования и непосредственно связаны с организацией этого процесса на предприятии. [11, C.35]

К внутренней стороне финансового  планирования относятся средства обоснования  плановых решений. Эти средства помогают ответить на вопрос, каким образом  планировать, и составляют ядро системы планирования. Они могут иметь различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение, другие характеризуются слабым описанием как самого метода, так и алгоритма его применения.

Следующим элементом системы финансового  планирования, требующим рассмотрения, выступает процесс планирования. Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность этапов, выполняемых при составлении  плана. Таким образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.

На первом этапе обосновываются цели, определяющие функции и методы планирования. Они задают также критерии принятия плановых решений и контроля за ходом их реализации. На этапе  анализа проблемы определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечный сценарий. Далее, среди возможных вариантов решения предложенного сценария выбирается наилучший, после чего производится оформление планового решения и начинается его реализация. В ходе контроля фактически полученные результаты сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и выясняются причины отклонений факта от плана. Результаты такого анализа используются при корректировке целей планирования. [17, C.51]

С точки зрения автора дипломной  работы, при совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот. Поэтому перед предприятием должна, прежде всего, ставиться задача реформирования внутренней стороны системы. [32, C.131]

Еще одним важным элементом системы  финансового планирования выступают средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.

При изучении системы финансового  планирования нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового контроля на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль — это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля.

Изучая систему финансового  контроля, необходимо также, как и  в случае с системой финансового  планирования, рассмотреть элементы исследуемой системы. Систему финансового  контроля целесообразно рассматривать  как систему внутреннего финансового контроля, принимая во внимание тот факт, что объектом совершенствования в данной работе выступает система финансового планирования, замкнутая в рамках предприятия. [11, C.36]

К элементам системы внутреннего  финансового контроля можно отнести:

элементы входа (информационное обеспечение  контроля);

центры ответственности;

технику контроля (информационно-вычислительная техника и технология);

процедуры контроля;

среду контроля;

систему учета;

элементы выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) [2].

Информационная база внутреннего  финансового контроля создается  в процессе финансового планирования и затем используется в целях  контроля в ходе исполнения финансовых планов. Техника контроля представляет собой содержание, внутреннюю сторону системы финансового контроля, поэтому, с нашей точки зрения, как и в случае с системой финансового планирования, она должна подлежать реформированию в первую очередь. Процедуры финансового контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма [11, C.38]:

Определение и документальное закрепление  порядка деятельности конкретного  состава работников в процессе планирования и контроля на предприятии.

Определение первичных документов, в которых отражаются данные об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации планов соответствующих финансовых или хозяйственных операций.

Выбор порядка движения документов.

Определение точек контроля для  оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки наличия и состояния ресурсов предприятия; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик.

Выбор методов проведения контроля.

Среда внутреннего контроля определяется как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить следующие [33, C.132]:

стиль работы руководителей (включая  конкретные действия по организации  на предприятии системы внутреннего контроля);

организационный статус отдела внутреннего  контроля;

определение и документальное закрепление  процедур контроля;

налаженность системы информационного  обеспечения управления;

изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям.

К внешним факторам, определяющим среду внутреннего финансового  контроля на предприятии, относятся:

уровень развития экономики;

развитие законодательной базы;

налоговая политика государства;

соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органа ми контроля;

риск, присущий деятельности данного  предприятия, и ряд других факторов.

Также важными элементами внутреннего  финансового контроля являются применяемые  на предприятии системы бухгалтерского и управленческого учета. Наряду с выявлением проблем в области финансового планирования на основе опыта работы консалтинговых фирм Беларуси был выявлен и ряд проблем в области финансового контроля. Так, было признано, что финансовый план только тогда будет являться эффективным инструментом управления, когда его выполнение можно оперативно контролировать на основе фактической информации, получаемой из управленческого учета. С другой стороны, организация самого финансового контроля на предприятии полностью зависит от порядка составления документов и всей схемы документооборота.Кроме того, было установлено, что для управленческого учета характерна низкая достоверность и оперативность получаемых данных, в том числе первичных учетных документов; территориальная удаленность подразделений предприятия; несоответствие системы аналитического учета задачам управления; нехватка человеческих и материальных ресурсов. [33, C.133]

Что же касается автоматизации финансового  контроля, то данный процесс осуществляется в рамках уже разработанной системы бухгалтерского и управленческого учета, хотя очень часто учетные процедуры и регистры бухгалтерского и управленческого учета не совпадают.

Таким образом, реформирование определенных элементов системы финансового  контроля приводит к реформированию соответствующих составляющих системы финансового планирования, а поэтому имеет смысл эти две системы объединить в одну.

Мировой опыт последних десятилетий  показывает, что разрабатываемые  стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Основным понятием процессной методики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность операций и событий (например, процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия. [32, C. 132]

Подводя итог, можно сформулировать следующие направления совершенствования финансового планирования на РУП «БелТАПАЗ»:

работу по совершенствованию организации  финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;

систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать  как составной элемент всей системы  планирования на предприятии, используя  единый подход к выбору методов и  инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;

предприятие, в зависимости от наличия  у него тех или иных проблем  в области финансового планирования, должно делать акцент на определенные функции финансового планирования, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств. При этом следует построить цепочку планов, разрабатываемых на долгосрочную, краткосрочную и оперативную перспективу, которые бы согласовывались по основным целевым показателям и плановым нормативам, а также характеризовали деятельность предприятия в разрезе ее инвестиционного, текущего, финансового видов;

Стратегическое планирование должно включать разработку финансовой стратегии  на долгосрочный период (3-5 лет) с определением перспективных целей развития инвестиционной, текущей, финансовой деятельности;

Текущее финансовое планирование должно предусматривать разработку согласованных  между собой планов движения денежных потоков, денежных средств на счетах и в кассе, годового текущего финансового  плана, валютного, кредитного и др.

Оперативное финансовое планирование на РУП «БелТАПАЗ» должно включать разработку платежных календарей по отчислениям в бюджет, по платежам поставщикам, по обслуживанию долгосрочных и краткосрочных ссуд и кредитов и т.д. Эти меры позволят укрепить финансовую дисциплину на исследуемом предприятии;

Информация о работе Финансовое планирование