Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования

Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования ……………………………………………...5
Классификация методов прогнозирования. Обзор базовых методов прогнозирования и точность прогнозов. …………………………………..13
1.3 Прогнозирование и планирование на макро и микро уровнях …………..21

Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов.

2.1. Сферы применения и этапы финансовых прогнозов. …………………..25

2.2. Виды финансовых прогнозов.

2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки………………………………………………………………………..28

2.2.2. Прогнозирование финансового бюджета. ………………………………30

2.2.3.Прогнозирование кредитно-денежных отношений. ……………………33

2.2.4.Прогнозирование платежного баланса и валютного курса …………….36

Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования………………………………..42

Заключение. ……………………………………………………………………...54

Список литературы. ……………………………………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

Чупахина 4-ИЭ-1 курсовая работа печать.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

      Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

      Прогнозирование будущего развития предприятия –  самый значительный и сложный  этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.

      При прогнозировании финансовых показателей  целесообразно использовать систему  методов: экспертные оценки, методы экстраполяции, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Виды и сферы  применения финансовых прогнозов.

      2.1. Сферы применения  и этапы  финансовых  прогнозов.

      Рассмотрим  специфику  сфер применения и этапов финансового прогнозирования на различных экономических уровнях.

      Использование материальных и нематериальных ресурсов в условиях товарно-денежных отношений сопровождается движением денежных средств, в процессе которого осуществляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финансовые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).

      Совокупность экономических операций за некоторый период времени обозначается как поток. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансовые.

      Нефинансовые  потоки относятся к операциям, которые совершаются в процессе производства, приобретения товаров или услуг; финансовые включают в себя изменения в финансовых активах и пассивах.

      В условиях функционирования командно-административной системы движение товарных и денежных потоков рассматривалось через призму жесткой плановой организации процесса воспроизводства. Рыночным отношениям присуще более свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перераспределение средств из отрасли в отрасль осуществляется через рынок финансовых ресурсов.

      Рынок финансовых ресурсов выполняет множество  различных функций Основные из них  — перемещение финансовых ресурсов из одной отрасли в другую и  обеспечение тем самым структурных  пропорций и балансов и их движение к более эффективным сферам применения.

      Из  вышесказанного можно сделать вывод, что финансы  — это система  экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами), или совокупность экономических операций, связанных с изменениями в активах и пассивах денежных средств.

      Финансовые  ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы. Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получили методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные.9

      Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики.

        На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются.

      На  втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной программ позволяет судить об ожидаемых результатах осуществления данного комплекса мероприятий. 

      Процесс разработки финансового плана можно  представить в следующем виде:

    • оценка экономических проблем;
    • формулирование целей и разработка комплекса мер;
    • подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;
    • анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.

      Система финансов должна обеспечить расходы  на производство валового внутреннего (национального) продукта Y в виде средств на потребление. С, инвестиций I, государственных закупок G, расходов на торговлю с внешним миром (чистый экспорт Е - М), т.е.

      Y =  C + I + G +  (E-M)

      На  базе ориентированных целей и  мероприятий можно осуществить прогноз макроэкономических параметров на рассматриваемый период.

      Изучение  динамики показателей, определение  мер и целей, разработка планов с  учетом внутреннего состояния экономики и внешнеэкономических перспектив, рассмотрение планов отдельных отраслей и их взаимоувязка, установление предельных значений денежных ограничений — все это непрерывная цепь итераций по разработке оптимального варианта финансового плана в целях обеспечения воспроизводственных процессов в экономике. 10

         2.2. Виды финансовых  прогнозов.

      2.2.1. Сводный баланс  финансовых ресурсов, его содержание  и методика разработки.

      Для осуществления государством своих  функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распределения и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тенденции и закономерности, складывающиеся в финансовых взаимоотношениях между секторами экономки, оценить эффективность налоговой и кредитной политики государства.

      Сводный финансовый баланс (в  ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) — 1) Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. 2) Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. 3) Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

     Финансовые  ресурсы экономики формируются  как совокупность финансовых ресурсов секторов. Они создаются преимущественно в нефинансовом и финансовом секторах и выступают в форме прибыли, дохода и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора могут быть пополнены за счет субсидий государства, кредитов банков. В качестве привлеченных средств финансовых учреждений могут выступать средства государственного бюджета в форме капитальных вложений государственным учреждениям, средства предприятий, населения.

      Финансовые  ресурсы сектора государственных  учреждений формируются за счет централизованных средств государственного бюджета, ресурсов фондов социальной защиты населения, занятости и прочих внебюджетных фондов. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги.

      В секторе экономики "Домашние хозяйства" в финансовые ресурсы включаются доходы, получаемые от ведения домашних хозяйств, индивидуального предпринимательства, собственности в форме дивидендов и процентов и др.

      Финансовые  ресурсы сектора "Остальной мир" формируются из доходов, получаемых от экспорта продуктов и услуг, субсидий на производство и импорт, предпринимательского дохода, дохода от собственности, других доходов и поступлений.

      Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные  части государственного бюджета и внебюджетных фондов.

      В секторе домашних хозяйств предусматривается  расходование финансовых средств на уплату налогов (подоходного, земельного, на недвижимость), обязательных платежей, добровольных взносов, на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и потребление. Эти параметры представляют собой статьи расходной части баланса денежных доходов и расходов населения.

      Финансовые  ресурсы сектора "Остальной мир" используются на уплату налогов на производство и импорт, конечное потребление домашних хозяйств, находящихся за границей, на долгосрочные вложения в производство и расходы, связанные с отчуждением доходов от собственности

      В формировании сводного финансового  баланса государства особое значение имеет денежно-кредитный баланс. Реально формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если они представлены соответствующими денежными средствами. Поэтому динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения финансовых ресурсов.

      "Денежный  голод", или несоответствие денежной  массы объемам доходов, обостряет  кризисные явления и стимулирует  падение производства к уровню, адекватному имеющейся денежной массе.

      2.2.2. Прогнозирование  финансового бюджета.

      Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он, в отличие от сводного финансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет состоит из централизованного и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизованным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия, формирования которых могут пересматриваться.11

      По  форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной — затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.

      Обладая возможностью устанавливать условия налогообложения (налоговые ставки и виды налогов), государство может активно воздействовать на объемы совокупного спроса и предложения.

      Концепция государственного баланса предусматривает  равенство сумм всех государственных расходов и доходов. Однако на практике часто расходная часть бюджета превышает размер доходов. Важно не допустить чрезмерного разрыва между ними и предусмотреть возможные резервы для его ликвидации. Обычно источники покрытия дефицита разделяются на внутренние и внешние займы. Совокупный дефицит, который устраняется за счет внешних займов, оценивается в зависимости от того, каким образом планируется использовать такие средства. Внешний заем, идущий на увеличение расходов внутри страны, будет иметь стимулирующее воздействие на экономику страны. Если же внешний заем ведет к увеличению расходов за рубежом, он не будет оказывать немедленного воздействия на внутренний спрос.

      К внутренним источникам финансирования относятся займы у центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора. Чистый заем (разница между совокупной суммой займов и суммой возврата по ним или обратного займа) у центрального банка увеличивает объем денежной массы.

Информация о работе Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения