Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования

Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования ……………………………………………...5
Классификация методов прогнозирования. Обзор базовых методов прогнозирования и точность прогнозов. …………………………………..13
1.3 Прогнозирование и планирование на макро и микро уровнях …………..21

Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов.

2.1. Сферы применения и этапы финансовых прогнозов. …………………..25

2.2. Виды финансовых прогнозов.

2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки………………………………………………………………………..28

2.2.2. Прогнозирование финансового бюджета. ………………………………30

2.2.3.Прогнозирование кредитно-денежных отношений. ……………………33

2.2.4.Прогнозирование платежного баланса и валютного курса …………….36

Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования………………………………..42

Заключение. ……………………………………………………………………...54

Список литературы. ……………………………………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

Чупахина 4-ИЭ-1 курсовая работа печать.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

      Использование концепции малой страны позволяет  прогнозировать объем импорта на основе факторов спроса. Цены на импорт (в иностранной валюте) должны определяться на основании анализа мировых цен, рынков и тенденций в странах — конкретных торговых партнерах. Уравнение спроса на импорт описывается следующим образом:

      

      где Си - стоимость импорта; Рв - цена за импорт в национальной валюте; Ув — внутренний доход (или спрос на внутреннем рынке); Рв — внутренние цены.

      Доходы  от инвестиций в результате прямых и иных капиталовложений необходимо разграничить. Доход от прямых инвестиций зависит от накопленных в прошлом иностранных инвестиций и может реализовываться только после значительного срока в связи с правовыми ограничениями на репатриацию средств. В случае же дохода от прочих инвестиций выплата процентов и поступления отражают сумму и стоимость прошлых и настоящих предоставленных и полученных иностранных займов, а также уровень международных резервов.

      Переводы  зарплаты работников часто являются основными компонентами частных  односторонних трансфертов. Можно  провести разграничение между общим заработком работающих в стране пребывания и той суммой, которая репатриируется.

      При прогнозировании финансового счета  необходимо различать три основные категории: прямые инвестиции, перемещения средне- и долгосрочного капитала и краткосрочные перемещения.

      Объем прямых инвестиций связан с наличием инвестиционных возможностей и перспективами быстрого экономического роста, Наличие четких сформированных правил и цоложе-ний представляет собой составную часть климата, благоприятного для инвестиций, точно так же, как и заслуживающая доверия политика правительства, направленная на достижение стабильности макроэкономических показателей.

      Для планирования притока государственного средне- и долгосрочного капитала можно использовать информацию, содержащуюся в проектах бюджета и планах развития, а также поступающую из стран-инвесторов. Доступ многих стран к международным займам ограничен и склонен изменяться в зависимости от условий, преобладающих на международных рынках капитала. В условиях отсутствия ограничений на перемещение капитала происходит взаимозаменяемость национальных (внутренних) и иностранных ценных бумаг, при этом важную роль играют различия ставок процента.

      Таким образом, валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка либо быть регламентированной решением правительства или его главным финансово-кредитным органом (центральным банком).

      Спрос и предложение валюты зависят  от экспорта и импорта. Увеличение экспорта ведет к росту стоимости валюты этой страны. Увеличивается стоимость валюты и при уменьшении импорта. Вместе с тем воздействие экспорта и импорта на величину обменного курса взаимозависимы. Степень воздействия увеличивающегося экспорта на обменный курс зависит от реакции импорта на этот курс и наоборот. Реагирование экспорта и импорта на изменения цены зависит от доступности конкурирующей альтернативы. Если большое количество стран конкурируют в экспортировании товаров и услуг, то величина экспорта будет очень чувствительной даже к небольшим изменениям обменного курса. Если в стране есть свои, национальные товары и услуги, которые могут заменить импортные, то небольшое увеличение в цене импорта приведет к заметному воздействию на величину импорта этих товаров и услуг.

      Потоки  международных кредитов могут полностью  компенсировать воздействие международной торговли на обменный курс. Значительное увеличение импорта может финансироваться займами у экспортирующих стран. Это не изменит курс обмена.

      При прогнозировании валютного курса  используются методы экспертных оценок и статистические методы. В мировой практике широкое распространение получили многофакторные модели. Уравнение для прогноза курса валют строится с учетом факторов, влияющих на его формирование ценных бумаг могут только профессионалы. Там, где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Построение системы  прогноза государственных  финансов как основа любого финансового  прогнозирования

      Деятельность  государственных структур в сфере  управления финансовыми ресурсами  как сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации

      Обеспечить  комплексную информационно-аналитическую поддержку формирования решений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные системы поддержки принятия решений (СППР) В общем случае под СППР понимаются программные системы, имеющие следующие компоненты.

      СППР  в сфере управления государственными финансами предусматривает

      •  мониторинг отчетности государственных  органов, обеспечивающих поступление  налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней,

      • мониторинг государственного финансирования расходов, осуществляемого из бюджетов всех уровней, и использования распорядителями бюджетных средств полученных ассигнований

      •   мониторинг привлечения внутренних и внешних заимствований в  бюджеты всех уровней и расходования средств на их погашение и обслуживание14

      Анализ  показателей, характеризующих государственные финансы

      •  динамики и структуры поступления  налогов и сборов, задолженности и недоимки по их уплате,

      •   взаимосвязей между поступлением государственных доходов и влияющими на этот процесс факторами,

      •   динамики и структуры государственных расходов, соотношения государственных доходов и расходов, межбюджетных отношений,

      •  источников финансирования дефицита и  направтений распределения профицита  государственного бюджета,

      •  обеспеченности потребностей платежного оборота денежными знаками

        Прогнозирование   движения государственных  финансовых ресурсов

      •   прогнозирование поступления налогов  и сборов в бюджеты всех уровней  с учетом различных вариантов решений в обмети государственной налоговой и бюджетной политики, макро - и

      •  оценку обоснованности проектов доходов бюджетов всех уровней,

      •  планирование государственных расходов с учетом прогнозов поступления  доходов и оценки     потребностей     получателей     бюджетных средств,

      •  разработку оптимальной стратегии  управления внутренним и внешним государственным долгом, которая в долговременной перспективе обеспечит устойчивый экономический рост при исполнении обязательств РФ по внутренним и внешним займам

      Принципы  построения и архитектура СППР

      Накопленный авторами опыт теоретических исследований и разработки, внедрения и сопровождения СППР в области управления государственными финансами позволяет выдвинуть базовые принципы построения таких систем

      интеграция    информационных,    науч-но-методопогических и аналитических ресурсов,

      •  унификация процедур учета и контроля,

      •  использование в практике планирования и управления государственными финансами  результатов анализа, прогнозирования и вариантного моделирования тенденций на макро- и микроэкономическом уровнях

      В архитектуре СППР, построенных на этих принципах, важнейшим компонентом является комплекс математических моделей анализа, прогнозирования всех видов и этапов движения государственных финансовых ресурсов.  В составе данного комплекса моделей выделяются

      I. Модели доходов государственного бюджета, предназначенные для прогнозирования поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней При этом используются различные методики

      •  статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных статистических моделей (применяется только при краткосрочном прогнозировании, при этом формируемый прогноз обязательно дополняется интервальной оценкой его доверительных границ),

      •  прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей, преимущественно   методами   факторного   анализа, между поступлениями налогов и сборов и показателями социально-экономического развития (используется только для налогов и сборов в рамках календарных периодов, в течение которых не планируется изменений нормативов государственной налоговой и бюджетной политики),

      •   имитационное моделирование тематически  описывает зависимость поступления каждого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов, индивидуального для каждого вида налогов. 15

        В число факторов входят:

      1) нормативы государственной налоговой  и бюджетной политики (ставки  налогов и сборов, нормативы распределения  доходов между бюджетами различных уровней),

      2)   показатели  социально-экономического  развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу, - прибыль предприятии и организации, облагаемые обороты товаров и услуг, объемы производства подакцизных товаров, денежные доходы населения, объемы производства в отраслях, осуществляющих природопользование итд ,

      3)   ключевые  финансовые  индикаторы  — курсы валют, цены на мировых  товарных рынках на основные  виды российского экспорта итд

      Значения  показателей-факторов в прогнозном периоде могут задаваться экспертно (например, значения ставок и нормативов, предлагаемые проектами законов о бюджете, изменениями Налогового кодекса) или формироваться расчетным путем. Так, например, показатели социально-экономического развития могут быть рассчитаны с помощью статистических моделей или имитационных моделей социально-экономического развития Российской Федерации.

      Описанный комплекс имитационных моделей успешно применяется в ряде СППР, реализованных компанией «Прогноз» (www. Prognoz. ru) для различных органов государственной власти Российской Федерации, а так же крупных экономических объединений, холдингов, предприятий. 
 
 
 

      Система моделей анализа  и прогнозирования  народно-хозяйственных, межрегиональных  и региональных финансовых потоков

Производственный  блок. Обычно в прогнозных моделях процесс производства описывается в виде набора функций "затраты-выпуск", то есть указываются коэффициенты затрат других продуктов и ресурсов на производство единицы каждого из учитываемых продуктов  Классический пример - модель межотраслевого баланса, на идеях которого основаны практически все модели народно-хозяйственного прогнозирования. В разработанной модели денежного обращения применен тот же подход к отображению процесса производства, однако нам удалось уйти от смешанного натурально-стоимостного отражения информации. Выпуск продукции представлен как создание и использование финансовых ресурсов тою или иного вида. Результатом функционирования блока производства являются выпуск товаров и услуг в стоимостной форме, а также "производство" денежных доходов населения и финансовых средств предприятий. Предприятия тоже "производят" прибыль и налоги в консолидированный бюджет в расчете на единицу выпускаемой "продукции" Потребление ресурсов блоком производства включает использование собственных финансовых средств, привлечение кредитов (в рублях и валюте), капиталовложений из инвестиционного фонда Инвестиции формируются за счет средств пенсионного накопительного фонда, средств населения, выделяемых на покупку ценных бумаг, размещения внутренних займов, вложений собственных средств финансового сектора в ценные бумаги.  При определенных вариантах расчетов инвестиционный фонд может формироваться и за счет средств консолидированного бюджета.

Информация о работе Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения