Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 19:10, курсовая работа
Актуальность данной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования
Возникновение, сущность, цели, функции и методологические принципы финансового прогнозирования ……………………………………………...5
Классификация методов прогнозирования. Обзор базовых методов прогнозирования и точность прогнозов. …………………………………..13
1.3 Прогнозирование и планирование на макро и микро уровнях …………..21
Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов.
2.1. Сферы применения и этапы финансовых прогнозов. …………………..25
2.2. Виды финансовых прогнозов.
2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки………………………………………………………………………..28
2.2.2. Прогнозирование финансового бюджета. ………………………………30
2.2.3.Прогнозирование кредитно-денежных отношений. ……………………33
2.2.4.Прогнозирование платежного баланса и валютного курса …………….36
Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования………………………………..42
Заключение. ……………………………………………………………………...54
Список литературы. ……………………………………………………………..56
Возможности
производственного блока
В каждый из расчетных периодов (годов) объем использования базовых мощностей может быть меньше либо равен имеющемуся на данный момент с учетом ежегодного выбытия. Новые мощности вводятся на весь период использования с единой интенсивностью. Фиксируется уровень налоговых платежей производственного сектора на один рубль выпуска товаров и услуг Базовое значение рассчитано по данным Госкомстата РФ за 2003 г. Динамика этого показателя в расчетном периоде является управляющим параметром. Отметим, что изменение уровня налогообложения приводит в модели к изменению объема остатков денежных средств на счетах предприятий и, следовательно, финансовых пассивов.
Финансовый блок модели описывает проведение основных финансовых операций по привлечению и использованию ресурсов. В качестве ресурсов учитывались собственный капитал банков, остатки на счетах юридических лиц (рублевые и валютные), депозиты юридических и физических лиц (рублевые и валютные), вклады населения до востребования, средства от размещения внутренних инвестиционных займов, иностранные инвестиции, иностранные займы, валютные средства, закупленные на ММВБ, у населения и поступающие на расчетные счета экспортеров. Каждому виду денежных ресурсов соответствует своя "цена" - процентная ставка, размер которой связан корреляционным соотношением со ставкой рефинансирования. Все виды финансовых ресурсов создают два вида банковских ресурсов - "рублевый" и "валютный" В качестве активных операций коммерческих банков в модели учтены кредитование производственного сектора (в рублях и в валюте) и импорта товаров и услуг, продажа валюты юридическим и физическим лицам, размещение государственных ценных бумаг, размещение собственных ресурсов в инвестиционные фонды. К операциям Центрального банка РФ в модели относятся резервирование привлеченных ресурсов коммерческих банков, предоставление ссуд правительству и коммерческим банкам, образование валютных резервов и связанная с этим эмиссия. Погашение внешнего долга осуществляется за счет доходов консолидированного бюджета, а не дополнительной эмиссии, как при формировании валютного резерва.
В
целом функционирование финансовой
системы описывается
Бюджетный блок отражает формирование доходной, и расход ной части консолидированного бюджета в части доходов в расчетах (В дальнейшем под доходами консолидированного бюджета будем понимать доходы в расчетах). В качестве переменных (искомых величин) выступают объемы налоговых поступлений объемы привлечения средств по внутренним и внешним займам, а также платежи по обслуживанию текущей и накопленной задолженности Ограничением на доходы бюджета (нижним) служат планируемые затраты на функционирование бюджетной сферы, в базовом году - фактическая их величина. На расчетный период задается темп их роста. Данный параметр также может быть искомой величиной при проведении рас четов по критерию оптимизации на максимум доходов бюджета.
Сектор домашних хозяйств представлен блоком формирования денежных доходов и расходов населения. Доходы домашних хозяйств в рассматриваемой модели формируются за счет участия в производстве товаров и услуг, продажи наличной валюты банкам, от доходов по ценным бумагам. Расходы представлены затратами на приобретение товаров и услуг, валюты, на сбережения, налоги и фиксированные платежи. Баланс доходов и расходов дополняется остатком наличных денег у населения. В модели заложена возможность многовариантного использования части доходов, которая идет на сбережения. Размер и структура денежных расходов населения заданы по фактическим данным Госкомстата РФ на базовый период (2003 г.). В расчетном периоде возможно изменение структуры расходов при помощи соответствующего набора управляющих параметров. Возможно, и определение максимально достижимого уровня роста доходов домашних хозяйств. Отметим, что при расчете в текущих ценах повышение доходов достижимо при увеличении их номинальной величины, когда возрастает стоимость товаров и услуг, идущих на потребление, хотя реальные доходы могут, и не расти либо вообще снижаться.
Условия (ограничения модели)
Пути использования модели определяются в первую очередь набором реализуемых целевых функции. В рассматриваемой модели возможно применение различных целевых функций максимум маржи (процентного дохода) финансового сектора, максимум доходов консолидированного бюджета, минимизация дефицита консолидированного бюджета, минимизация инфляционной эмиссии. Из перечисленного набора выделяется основная целевая функция для подобного рода моделей - максимум процентного дохода финансового сектора от осуществления всей совокупности финансовых операций.
Для настройки системы и проведения вариационных расчетов в модели задан набор управляющих параметров, определяющих значение технико-экономических показателей развития разных секторов Изменение этих параметров управления позволяет исследовать влияние различных экономических процессов на формирование главных макропоказателей.
Основные управляющие параметры системы моделей:
При
расчетах по всей системе моделей, включая
народно хозяйственный уровень, применена
технология, используемая в оптимизационных
системах управления, - метод генерации
матриц задач исходя из наличной базовой
информации и задаваемой системы управляющих
параметров по всей совокупности учитываемых
в моделипоказателей.
Анализ расчетов по прогнозированию динамики основных показателей
развития экономики
Прежде всего, зафиксируем основные предпосылки. В качестве базового года принят 2001 год. Вся базовая информация взята из официальных статистических публикаций, расчетный период - 2001-2010 годы. Цены постоянные на уровне 2001 г. Курс доллара США по отношению к рублю увеличивается на 5% ежегодно, что соответствует гипотезе экономического прогноза правительства в представленном бюджете на 2003-2005 гг. Таким образом, к 2010 г курс доллара будет равен 46 руб. 66 коп Ставка рефинансирования снижается с 28% в 2001 г до 17% в 2010 г Экспорт может расти ежегодно на 2%, возможный прирост импорта составляет 1% в год. Падение внутренней покупательной способности доллара - 2% в год.17 Уровень налогообложения по всем секторам экономики, на весь расчетный период принят равным существовавшему в базовом году. В расчетах использовался критерий максимизации процентного дохода (маржи) от всей совокупности финансовых операции. Величины денежных доходов и расходов населения выступали как факторы, определяющие темпы роста производства товаров и услуг. Объем планируемой доходной части бюджета в этой модели является социальной нагрузкой на функционирование финансовой системы в том смысле, что выполнение данного ограничения не проектируется прямо на локальную эффективность финансового сектора. Величина и динамика доходов бюджета определяются по критериям социальной, а не финансовой эффективности.
Расчет
максимально возможного темпа роста
ВВП в постоянных ценах. Целью функционирования
финансовой системы, естественно, является
максимизация собственной прибыли, а отнюдь
не максимизация ВВП или реальных денежных
доходов населения. Однако доходы финансовой
системы зависят от объема привлекаемых
ресурсов, так же, как и от объема и структуры
активных операций. А эти параметры определяются
и объемом внутреннего рынка, и объемом
производства товаров и услуг, и объемом
связанных с ними капиталовложений в производственный
сектор. Поэтому процесс расчета максимального
темпа роста ВВП практически сводится
к нахождению компромисса между ростом
прибыли финансового сектора и ростом
социальной нагрузки на систему
Процентный доход финансового сектора, определяемый темпами роста доходов бюджета
Компромисс достигается при среднегодовых темпах роста консолидированного бюджета, равных 2,9%. Темп роста денежных доходов населения при этом составляет 3,5%. Среднегодовой темп роста ВВП, рассчитанный по методу использования доходов, - 4,02%. Среднегодовая доля капиталовложений на производство товаров и услуг в ВВП равна 6,1%. Задание более высоких темпов выводит модель в область недопустимых решений (когда заданные балансовые условия не выполняются). Отметим, что в этих расчетах не учитывались капиталовложения из бюджета на производство товаров и услуг.
Описанный выше вариант расчетов по модели денежного обращения по своей сути реализует чисто монетаристский подход к функционированию экономики. В результате мы получаем, что финансовые ресурсы распределяются по направлениям, где гарантирована максимальная отдача. Государство не финансирует сферу производства товаров и услуг. Финансирование инфраструктуры учтено в расходной части бюджета, которое сказывается на объеме спроса на товары и услуги и на объеме импорта товаров и услуг. Роль государства сводится к установлению правил функционирования экономики (налоги, нормативы и прочие параметры индикативного управления) и к определению социальной нагрузки на экономику - объема финансирования бюджетной сферы.
Рассмотрим
вопрос об эффективности участия
государства в финансировании производства
товаров и услуг. В реальной рыночной экономике
государство выступает как один из участников
рынка труда и капитала. Естественно, государство,
как и любой участник рынка и собственник
средств производства, должно заботиться
об эффективности функционирования своих
активов. Но существует и особая роль данного
участника рынка, эффективность работы
которого определяется не только собственными
доходами, но и доходами экономики в целом.
Это означает, что государство должно
быть обеспокоено расширением налогооблагаемой
базы, поскольку она является экономической
базой реализации его основной социальной
функции.18
Заключение.
На основании исследования проведенного в рамках курсовой работы мы сделали следующие теоретические обобщения и практические рекомендации:
Финансовое прогнозирование - обработка имеющейся на данный момент информации о финансах, закономерностях их изменений, конкретных условиях их функционирования в данный момент времени с использованием специального инструментария количественных оценок и получение представления о направлениях их развития и состояния в будущем.
К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности.
При разработке финансовых прогнозов немаловажную роль играют используемые методы. В мировой практике используется следующая классификация методов финансового прогнозирования: методы экспертных оценок, стохастические методы, детерминированные методы. Наиболее распространенным методом является комбинированный метод, который учитывает все возможные (релевантные) факторы, что означает высокую точность осуществления прогнозируемого сценария.
При
прогнозировании на макроуровне
объектами финансового
Информация о работе Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения