Финансовые ресурсы коммерческих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:18, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение финансовых ресурсов предприятия, их структуры, порядка формирования и использования на примере конкретного предприятия данной отрасли.
Объектом исследования данной работы является закрытое акционерное общество «Тандер». Анализируемый период охватывает два года деятельности предприятия – 2010-2011г.г.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 76.57 Кб (Скачать документ)

- платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;

- инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование ноу-хау и т. д.;

- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;

- направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.;

- распределение прибыли между собственниками организации;

- стимулирование работников организации и поддержка членов их семей и т.д.

Если стратегия предприятия  связана с сохранением и расширением  его позиции на рынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в  основные фонды ). Капитальные вложения - это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов организации. В российских условиях весьма актуально увеличение объемов капитальных вложений в связи с необходимостью обновления оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.

Инвестиции в основные фонды, например, коммерческой организации, осуществляются за счет следующих источников: амортизации, прибыли, долгосрочных банковских кредитов, бюджетных кредитов и инвестиций, поступлений от размещения на финансовом рынке акций, поступлений от размещения долгосрочных ценных бумаг.

Кроме расширенного воспроизводства  основных фондов часть прибыли организации  может быть направлена на расширение оборотных фондов - закупку дополнительного  сырья, материалов. Для этой цели могут  также привлекаться краткосрочные  банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения  от основной («материнской») компании, и т.д.

Большое значение для развития бизнеса имеет участие организации  в научных исследованиях. Опыт зарубежных стран показывает, что организации, осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечивают высокий уровень рентабельности. Следовательно, часть прибыли, а  также средства, поступившие в  порядке целевого финансирования (например, бюджетные средства), могут быть предназначены для осуществления  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ (НИОКР).

Для дальнейших накоплений, например, коммерческая организация  может осуществлять вложения не только в собственное производство, но и  в другие активы. Такими активами могут  быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции  других эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, в том числе  государственные и муниципальные  ценные бумаги); банковские депозиты; передача денежных средств другим организациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и др. Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услуги предлагают банки для краткосрочных вложений) до нескольких лет. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в любой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация (в рыночных условиях непредсказуемости вложений тем больше вероятность сохранения средств, чем больше набор активов, в которые осуществляются вложения).

Одно из главных отличий  коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций  распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных  акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль  соответственно с долей участия  в уставном капитале. Прибыль унитарных  предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать  в виде неналоговых доходов в  соответствующий бюджет. Размер и  регулярность выплат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наряду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации.

Финансовые ресурсы организации  могут быть источником расходов, связанных  со стимулированием работников и  поддержкой членов их семей. За счет прибыли  многие организации в настоящее  время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы  на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением, приобретают  жилье; осуществляют доплаты к государственным  пособиям на детей; заключают договоры добровольного медицинского страхования  сотрудников и членов их семей, дополнительного  пенсионного обеспечения.

Поскольку основной задачей  коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно  возникает проблема выбора направления  использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации  или вложения в другие активы. Как  известно, экономическое значение прибыли  связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие  основные направления использования  финансовых ресурсов коммерческой организации:

·Капитальные вложения.

·Расширение оборотных фондов.

·Осуществление научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

·Уплата налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.   Направления  повышения эффективности использования финансовых ресурсов коммерческих организаций

Эффективность использования  финансовых ресурсов характеризуется  оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность  управления можно повышать уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств не требует  капитальных затрат и ведет к  росту объемов производства и  реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные  средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая  их часть, неплатежи покупателей  отвлекают значительную часть средств  из оборота .

В качестве оборотного капитала на предприятии используются текущие  активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую  продукцию; продукция продается  в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут  быть направлены на оплату пассивов. Кроме  того, они могут использоваться для  приобретения основного капитала или  выплачены в виде доходов владельцам.

Один из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного  вида текущих активов в том  или ином объеме носят специфический  для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом  продаж) сокращает возможность образования  дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих  запасов от прекращения процесса производства или покупки более  дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

Повышение оборачиваемости  оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

-   планирование закупок  необходимых материалов;

-   введение жестких  производственных систем;

-   использование современных  складов;

-   совершенствование  прогнозирования спроса;

-   быстрая доставка  сырья и материалов.

  Второй путь ускорения оборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

Уровень дебиторской задолженности  определяется многими факторами: вид  продукции, емкость рынка, степень  насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система  расчетов и др. Управление дебиторской  задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью  формальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата товаров постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят  от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что

-   покупатель получает  двухпроцентную скидку в случае  оплаты полученного товара в  течение десяти дней с начала  периода кредитования;

-   покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;

-   в случае неуплаты  в течение месяца покупатель  будет вынужден дополнительно  оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов  с целью погашения задолженности  являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа  задолженности специальным организациям (факторинг).

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в  лучшем использовании наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой  один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому  к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас  денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены  модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

-   общий объем денежных  средств и их эквивалентов;

-   какую долю следует  держать на расчетном счете,  а какую в виде быстрореализуемых  ценных бумаг;

-   когда и в каком  объеме осуществлять взаимную  трансформацию денежных средств  и быстрореализуемых активов.

По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные  активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола  и модель Миллера-Ора. Непосредственное применение этих моделей в отечественную  практику пока затруднено ввиду сильной  инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг  и т.п., поэтому ниже приведено  лишь краткое теоретическое описание данных моделей .

Модель Баумола. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует  их в течение некоторого периода  времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг  предприятие вкладывает в краткосрочные  ценные бумаги. Как только запас  денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие  продает часть ценных бумаг и  тем самым пополняет запас  денежных средств до первоначальной величины.

Информация о работе Финансовые ресурсы коммерческих предприятий