Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам курсовой работы относятся исследование теоретико-методических основ финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности финансового контроля и пути его совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание финансового контроля………………………………………5
2. Виды финансового контроля…………………………………………….9
3. Методы финансового контроля………………………………………….24
4. Организация финансового контроля в Российской Федерации…….....38
5. Пути совершенствования финансового контроля
в Российской Федерации…………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 107.42 Кб (Скачать документ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ, БЮДЖЕТА  И СТРАХОВАНИЯ 

Факультет              Менеджмента и маркетинга

Специальность    

 

Курсовая работа

по дисциплине:

«Государственные и муниципальные  финансы»

на тему:

«Финансовый контроль в системе  управления финансами»

Вариант № 8

 

                                                                          Исполнитель: 

                                                                           Курс:                 

                                                                           Группа:             

                                                                           № зачетной книжки:

                                                                           Руководитель:

 

Липецк 2012

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Содержание финансового контроля………………………………………5
  2. Виды финансового контроля…………………………………………….9
  3. Методы финансового контроля………………………………………….24
  4. Организация финансового контроля в Российской Федерации…….....38
  5. Пути совершенствования финансового контроля

в Российской Федерации…………………………………………………48

Заключение……………………………………………………………………….55

Список используемой литературы……………………………………………..59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется  тенденциями укрепления государственной  власти, повышением роли государства  в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и  правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля. 
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения.

Актуальность рассматриваемой  темы обусловлена значением финансового контроля в повышении качества государственного управления, обеспечении подотчетности властных структур обществу и его дальнейшей демократизации, в управлении финансовой безопасности страны.

Для современной России, таким образом, в высшей степени  важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан становится организация надежного контроля за исполнением бюджетов и надлежащим использованием государственного и  муниципального имущества. Однако требования и задачи, предъявляемые в настоящее  время к контрольным органам, могут быть выполнены лишь в том  случае, если при их организации  будет учтен не только зарубежный опыт, но и отечественный, особенно если будет использовано накопленное  бесценное теоретическое наследие, что в общественном сознании закреплено как уроки прошлого.

Анализ истории развития Российского государства, управления его финансовыми ресурсами, системы  государственного контроля над публичными финансами указывает на необходимость  воссоздания в современной России целостного предоставления о государственном счетоводстве, т.е. системы взглядов о финансовом контроле, которое может стать составной частью финансового права и теории управления.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ  финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса  мер направленных на его совершенствование.

К основным задачам курсовой работы относятся исследование теоретико-методических основ финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности финансового контроля и пути его совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание финансового контроля

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях  народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно  возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов, которая и определяет значение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости  от социально-экономического положения  государства, расширения прав хозяйствующих  субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных  организационно-правовых форм предпринимательства  содержание финансового контроля существенно  обогащается.

Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических  форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными исполнительными  органами власти всех уровней, а также  специально созданными учреждениями и  включает: контроль за соблюдением  финансово – хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования  фондов денежных средств, оценку и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль в  отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного  и других видов контроля) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Основными задачами финансового  контроля являются:

    • Проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;
    • Выявление резервов роста финансовых ресурсов;
    • Правильность составления и исполнения бюджета;
    • Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня:

1. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.

  1. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  2. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
  3. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  4. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  5. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  6. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  7. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
  8. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
  9. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства

 Задачи по обеспечению  интересов собственника

Первый и основной интерес  собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :

  • сокращение активов,
  • наращивание кредиторской задолженности,
  • увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается  по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:

  1. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  3. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  4. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  5. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
  6. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  7. Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
  8. Анализ мер по оптимизации налогового бремени. [23, с.621-642]

 

 

 

  1. Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями. Государственный финансовый контроль осуществляется, прежде всего, за финансовой деятельностью органов исполнительной власти. Он предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации, прежде всего, охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

Счетная палата – высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный  Федеральному собранию. Счетная палата- юридическое лицо. Возглавляет её председатель, назначаемый Госдумой на 6 лет. Коллегия Счетной палаты включает 12 аудиторов. Текущую контрольную  работу выполняет аппарат – инспекторы Счетной палаты.

Счетная палата РФ является единственным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок  деятельности которого определены Федеральным  законодательством – Конституцией РФ, Бюджетный кодексом РФ, Федеральным законом «О счетной палате РФ» [8], законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют её компетенцию, т.е. право осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, предоставленное только Счетной палате, одновременно является и её обязанностью.

Деятельность Счетной  палаты связана с контролем за федеральной собственностью и контролем  за расходованием федеральных средств. Контролю подлежат все хозяйствующие  субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной  с получением и использованием средств  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов, либо связанные  с использованием или управлением  федеральной собственностью, а также  с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства  РФ, связанной с обслуживанием  и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования  иностранных кредитов и займов, а  также предоставления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата РФ – единственный в стране орган государственного финансового контроля, контрольные  функции которого охватывают весь бюджетный  процесс от начала формирования бюджетной  заявки до получения конечных результатов.

По своему правовому статусу  Счетная палата является независимым  органом государственного финансового  контроля. Она самостоятельно формирует  свой план работы и графики контроля, в обязательном порядке представляет Федеральному Собранию РФ заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

Основными формами контроля Счетной палаты являются тематические проверки и ревизии. При выявлении  нарушений руководителям проверяемых  организаций направляются представления  для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения  государственных средств дела передаются в правоохранительные органы.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами