Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам курсовой работы относятся исследование теоретико-методических основ финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности финансового контроля и пути его совершенствования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание финансового контроля………………………………………5
2. Виды финансового контроля…………………………………………….9
3. Методы финансового контроля………………………………………….24
4. Организация финансового контроля в Российской Федерации…….....38
5. Пути совершенствования финансового контроля
в Российской Федерации…………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы
Аудиторский контроль в РФ
(аудиторская деятельность) осуществляется
в соответствии с Федеральным
законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности», который определяет
правовые основы регулирования аудиторской
деятельности в Российской Федерации,
а также в соответствии с иными
федеральными законами, регулирующими
отношения, возникающие при осуществлении
аудиторской деятельности. Отношения,
возникающие при осуществлении
аудиторской деятельности, могут
регулироваться также указами Президента
РФ, постановлениями Правительства
РФ. Органы исполнительной власти осуществляют
регламентацию аудиторской
Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).
Аудиторская деятельность осуществляется
в форме обязательного и
В отдельных случаях орган государственной власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.
Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.
Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.
Например, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р, предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль. [20, c.154-162]
Федеральным законом от 16.07.1999
№ 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного
страхования» предусмотрено, что одним
из основных принципов осуществления
обязательного социального
В системе обязательного пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции. [7]
Роль финансового контроля
в создании адекватной современным
экономическим условиям системы
управления финансами трудно переоценить.
В связи с этим большое значение
приобретает необходимость
Совершенствование финансового
контроля в РФ должно осуществляться
по следующим основным направлениям.
Создание методологических основ финансового
контроля в РФ как важнейшей составляющей
общенационального контроля позволит
всем субъектам контроля и субъектам
хозяйствования получить четкие ориентиры
в процессе определения и реализации
своих задач, функций, полномочий, а
также определить цели, задачи, принципы,
этические нормы финансового
контроля и т.п. Следует также
законодательно определить: виды финансового
контроля, субъекты и объекты финансового
контроля, разделить сферы внешнего
и внутреннего финансового
В вопросах совершенствования
финансового контроля большая роль
принадлежит различным
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
В современных условиях отсутствует
механизм взаимодействия органов государственного
финансового контроля и законодательной
(представительной) и исполнительной
власти, разработка которого является
ключевым вопросом организации государственного
финансового контроля в РФ. Важным
вопросом является также определение
органа, обладающего статусом высшего
контрольного органа. Кроме того, необходимо
четко определить статус органов
государственного финансового контроля
по отношению к органам
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем
объеме финансовых нарушений, выявляемых
в ходе осуществления финансового
контроля, является нецелевое использование
бюджетных средств. При этом недостаточно
четко определены основания, по которым
использование бюджетных
Важной проблемой
Для повышения эффективности
проведения ревизий финансово-
Важным вопросом совершенствования
контроля является исключение дублирования
действий контрольных органов, заключающееся
в совершении различными органами своих
функций в отношении одних
и тех же объектов контроля, - Министерства
финансов РФ, органов федерального
казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных
органов, созданных главными распорядителями
и распорядителями бюджетных
средств при осуществлении
Органы налогового и таможенного
контроля должны более тесно взаимодействовать
с контрольными органами исполнительной
власти, прежде всего с органами
федерального казначейства и Счетной
палатой РФ. Кроме того, повышению
эффективности налогового контроля
будут способствовать: решение задач,
связанных с разработкой форм
и методов контрольной работы
в отношении
Использование новых информационных
технологий должно стать фактором повышения
совершенствования
В целях совершенствования
аудиторского контроля особого внимания
заслуживает проблема повышения
качества оказываемых аудиторских
услуг. Важное значение в этой связи
приобретает разработка дополнительных
критериев, характеризующих деятельность
аудиторских организаций помимо
соблюдения действующих правил (стандартов).
Кроме того, повышению качества оказываемых
аудиторских услуг будут
Важным направлением совершенствования
аудиторского контроля в РФ должно
стать изменение характера
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами