Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты финансового менеджмента, его цели, задачи, функции, а также основные финансовые концепции. В первом разделе курсовой работы дана теоретическая база применения основных прогнозно-аналитических методов и приемов, используемых в финансовом менеджменте.
Во втором разделе работы приведены методические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Фин.мен.курс.раб.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

Анализ и управление денежным потоком позволяют определить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчитаться по своим текущим обязательствам и осуществлять инвестиционную деятельность.

 

Эффективность управления активами.

     При анализе  состояния компании важно определить, насколько эффективно менеджмент управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу предприятия можно судить о характере используемых компанией активов. Большая сумма накопленной амортизации по отношению к имеющимся недвижимому имуществу, машинам и оборудованию дает основания полагать, что у компании старое оборудование, требующее обновления. Если в балансе появились большие суммы денежных средств, можно предположить, что имеются излишние деньги, которые могли быть использованы с большей пользой. Для выявления тенденций в использовании имеющихся у компании ресурсов используется ряд коэффициентов, основанных на соотношении товарооборота и величины капитала, необходимого для обеспечения такого объема операций.

 

 

 

2.2 Управление  пассивами.

Управление  дебиторской задолженностью.

В составе оборотных  средств важным компонентом фондов обращения являются дебиторская  задолженность и денежные средства. Средства в дебиторской задолженности  свидетельствуют о временном  отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть  допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности.

Существуют различные  виды дебиторской задолженности: товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары и услуги, расчеты по полученным векселям, расчеты с дочерними  предприятиями , с бюджетом, с персоналом по прочим операциям,  авансы, выданные поставщиками подрядчикам, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, расчеты с прочими дебиторами.

Средства в товарах  отгруженных составляют значительную долю всей дебиторской задолженности  на предприятиях, производящих продукцию. Для управления дебиторской задолженности предприятиям можно использовать следующие мероприятия:

- Исключение из числа  партнеров предприятия дебиторов  с высоким уровнем риска. Эта  мера приемлема как для развитых  рыночных отношений, так и для периода становления и развития рынка.

 Для реализации  данного метода управления дебиторской  задолженностью, руководитель, ответственный  за данное мероприятие , должен  собрать информацию о клиентах-дебиторах   и проанализировать ее , принять  решение о предоставлении или об отказе в кредите.

-Периодический пересмотр  предельной суммы кредита. Определение  предельных размеров предоставляемых  кредитов должно исходить из  финансовых возможностей предприятия,  прогнозируемого числа получателей  кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть  дифференцирован по группам предстоящих дебиторов, исходя из финансового состояния отдельных клиентов.

- Использование возможности  оплаты дебиторской задолженности  векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.

- Формирование принципов  осуществления расчетов предприятия  с контрагентами на предстоящий  период. Эти принципы должны быть   дифференцированы по отношению к поставщикам сырья и материалов и покупателям готовой продукции и определять  два основных направления: формирование приемлемых форм расчета с контрагентами.

- Выявление финансовых  возможностей предоставления фирмой  товарного (коммерческого) или  потребительского кредита. Осуществление  этих форм кредита требует наличия у промышленного предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.

-Определение возможной  суммы оборотных средств, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному и потребительскому  кредиту, а также по выданным  авансам. 

- Формирование условий  обеспечения взыскания дебиторской  задолженности. В процессе формирования этих условий на фирме должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга. К таким мерам относятся: оформление товарного кредита обеспеченным векселем, требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и др.

- Формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательства контрагентами-дебиторами.

- Определение процедуры   взыскания дебиторской задолженности.  Эта процедура должна предусматривать  сроки и форму предварительного  и последующего напоминания контрагентам-дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долг и другие действия.

- использование современных  форм рефинансирования дебиторской  задолженности. Развитие рыночных  отношений и инфраструктуры финансового рынка РК позволяют использовать предприятиям ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются факторинг, учет векселей, форфейтинг.

 

   На уровень  дебиторской задолженности влияют  следующие основные факторы:

Анализ и планирование  денежных потоков с учетом коэффициентов  инкассации.

В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:

 сравнение дополнительной  прибыли , связанной с той или  иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими  при изменении  политики реализации  продукции;

Сравнение  и оптимизация  величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности , т.е.  оценка вероятности безнадежных долгов  - один из важнейших вопросов  управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам  дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может  при этом  использовать накопленную  на предприятии  статистику, а также  прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния  дебиторской задолженности приведен ниже  в таблице.

 

 

 

 

 

Оценка реального  состояния дебиторской задолженности

Классификация дебиторов  по срокам возникновения задолженности

Сумма дебиторской задолженности  тыс. тг.

Удельный вес в общей  сумме, %

Вероятность* безнадежных долгов, %

Сумма безнадежных долгов, тыс. тг.

Реальная величина задолженности, тыс. тг.

0-30 дней

30-60дней

60-90 дней

90-120 дней

120-150 дней

150-180 дней

180-360 дней

свыше 360

1000

600

500

100

50

20

10

2

43,82

26,29

21,91

4,38

2,19

0,88

0,44

0,09

2

4

7

15

25

50

75

95

20

24

35

15

12,5

10

7,5

1,9

980

576

465

85

37,5

10

2,5

0,1

Итого:

2282

100.00

5.52**

125.9

2156.1


 

*рассчитывается на  основе экспертных оценок или  на основе статистики самого  предприятия .

** Расчетная величина 125,9/2282 *100%=5,52%

 

Цифры говорят, что предприятие  не получит 125,9 тыс. тг. дебиторской  задолженности  (5,52% от общей суммы). Соответственно, именно на эту сумму  целесообразно  сформировать резерв  по сомнительным долгам.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию  следует разрабатывать  широкое  разнообразие моделей  договоров  с гибкими  условиями формы  оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Предложение  скидок оправдано  в 3 основных ситуациях.

 

СИТУАЦИЯ 1.

Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат.

 

СИТУАЦИЯ 2.

Система скидок интенсифицирует  приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.

 

СИТУАЦИЯ 3.

Система скидок за ускорение  оплаты более эффективна, чем система  штрафных санкций за просроченную оплату.

Речь вновь идет о  спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной  продукции, поэтому следует точно  оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

Рассмотрим пример сравнительной оценки двух вариантов краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:

предоставление скидки ради скорейшего покрытия потребности  в ДС;

 получение кредита  без предоставления скидки.

  Исходные данные:

- инфляционный рост  цен—в среднем 2% в месяц;

- договорной срок оплаты  – 1 месяц;

- банковский процент  по краткосрочному кредиту-40%годовых;

- при оплате по факту  отгрузки в начале месяца скидка 3%;-

-рентабельность альтернативных  вложений капитала—10%годовых.

Расчет приведен в таблице.

                             Расчет финансового результата.

 

Показатель 

Предоставленные скидки

Кредит

1.Индекс цен

2.Коэффицент дисконтирования

3.Потери от скидки  с каждой 1000тг.,тг.

4.Потери от инфляции  с каждой 1000тг., тг.

5.Доход от альтернативных вложений капитала,тг.

6.Оплата процентов,тг.

7.Финансовый результат,тг.

1,02

0,98

 

30

 

 

(1000-30)*0,1*0,98=95,06

  _

 

95,06-30=65,06

1,02

0,98

 

1000-1000*0,98=20

 

 

(1000*0,1)*0,98=98

1000*0,4/12=20

 

98-20-33,33=44,67


     Расчет  показывает. Что при предоставлении скидки фирма может получить доход больше,чем при использовании кредита.

Как уже было сказано, одним из важнейших моментов в  управлении оборотным капиталом  является определение разумного  соотношения между дебиторской  и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с  точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при пользовании скидок. Предположим, что поставщики сырья и материалов представляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения покупателя, использующего для досрочной олаты кредит под 40% годовых. Расчет приведен в таблице.

                   

                                 Расчет финансового результата

                                (Расчет на каждую 1000тг.)

Показатель

Оплата со скидкой

Оплата без скидки

1.Оплата за сырьё,тг.

2.Расходы по выплате  %,тг.

         950

         950*0,4*45/360=47,5

             1000

                -

3. Итого 

        997,5

             1000


      

Предприятию выгодно  использовать скидки и совершать  досрочную оплату. Однако 5% -ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что и показывают следующие расчеты:

 

Минимально допустимый уровень скидки = 40%/360*45=5%.

 

Максимально допустимая величина скидки = 1000*5%= 50 тг. с каждой 1000тг.

 

    Таким образом,  система скидок способствует защите предприятия оьт инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

 

Управление  запасами.

Производственные запасы включают в себя: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы.  Управление запасами представляет собой сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового и производственного менеджмента переплетаются. Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного,  а следовательно и всего операционного цикла, уменьшить  текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.  Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

В связи с различным  характером функционирования их в процессе производства методы нормирования отдельных  элементов производственных запасов неодинаковы.

Норматив оборотных  средств, авансируемых в сырье, основные материал и покупные полуфабрикаты  определяются по формуле: Н=РхД,

Где Р- среднесуточный  расход сырья, материалов и покупных полуфабрикатов;

Д – норма запаса в днях.

Среднесуточный расход по номенклатуре потребляемого сырья  основных материалов и покупных полуфабрикатов исчисляется путем деления суммы  их затрат за соответствующий квартал  на число дней в квартале.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В настоящее время  финансовый менеджмент является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру.Финансовый менеджмент как самостоятельное явление возник в 70-е гг. и к настоящему времени превратился в прикладную экономическую науку.

Информация о работе Финансовый менеджмент