Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Все это определяет актуальность и практическую значимость выбранной темы.
Поэтому целью курсовой работы является социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной системе хозяйствования, финансовые решения домашних хозяйств.
Для выполнения постановленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность экономической категории «финансы домашнего хозяйства», функции финансов домашнего хозяйства в условиях современной рыночной экономики;
2. Рассмотреть особенности доходов и расходов домашних хозяйств в России;
3. Обозначить проблемы финансов домашних хозяйств РФ и выделить пути их решения.
Объект исследования:
– Финансовые ресурсы домохозяйств.
– Бюджет домашнего хозяйств.
– Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения.
– Доходы домашних хозяйств.
– Расходы домашних хозяйств.
Методы исследования и изучения, используемые в работе:
– рассмотрение теоретического и практического материала по изучению
финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений;
– анализ полученных материалов, заключения.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание и значение финансов домашних хозяйств……5
1.1. Социально – экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств………………………………………………………...5
1.2. Состав финансовых ресурсов домашних хозяйств и их место в национальной финансовой системе……………………………………...11
2. Доходы и расходы домашних хозяйств в РФ……………………………….18
2.1. Доходы домашних хозяйств…………………………………………18
2.2. Расходы домашних хозяйств………………………………………...29
2.3. Основные проблемы развития доходов и расходов домашних хозяйств……………………………………………………………………33
3. Перспективы развития финансов домашних хозяйств в РФ……………….37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...46
Приложение………………………………………………………………………48
На доходы от личного подсобного хозяйства приходится в среднем 7% совокупного дохода городских домохозяйств и 29% – сельских. Ручной земледельческий труд в свете новых цен может оказаться для многих членов домохозяйств рентабельнее, чем ежедневное «хождение на работу».
Значительную долю в доходах домохозяйств составляют пенсии и различные пособия. Основную часть пенсий и пособий, получаемых населением, выплачивает государство. Поэтому каждый получатель пенсий и пособий должен хорошо знать социальное законодательство, чтобы контролировать правильность начисления причитающихся ему выплат и в полной мере пользоваться предоставленными ему правами и льготами.
Государственное регулирование оплаты труда:
В непростых современных условиях большую роль имеет государственное регулирование оплаты труда. Оно осуществляется с помощью государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации, основными из которых являются:
– величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
– величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
– меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания зарплаты;
– ограничение перечня оснований и размеров удержаний из зарплаты по распоряжению работодателя и размеров налогообложения доходов от зарплаты;
– ограничение оплаты труда в натуральной форме;
– обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
– государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
– ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
– сроки и очередность выплаты заработной платы.
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – это гарантируемый федеральным законом размер месячной зарплаты за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не могут быть ниже минимальной оплаты труда.
Реальное значение МРОТ из – за инфляционного роста цен постоянно снижается. Стремясь оградить его от обесценения, Правительство РФ осуществляет индексацию. За десять с лишним лет МРОТ повышался неоднократно. Однако, несмотря на изменения реальное содержание МРОТ отстает от темпов инфляции и не соответствует прожиточному уровню.
Таблица 3.
Минимальный размер оплаты труда
Дата | В целях регулирования оплаты труда* | В иных целях** |
С 01 июня 2011 | 4611 | 100 |
с 1 января 2009 года | 4330 | 100 |
с 1 сентября 2007 года | 2300 | 100 |
с 1 мая 2006 года | 1100 | 100 |
с 1 сентября 2005 года по 30 апреля 2006 года | 800 | 100 |
с 1 января 2005 года по 31 августа 2005 года | 720 | 100 |
с 1 октября 2003 года | 600 | 100 |
с 1 мая 2002 года | 450 | 100 |
с 1 июля 2001 года | 300 | 100 |
с 1 января 2001 года по 1 июля 2001 года | 200 | 100 |
с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года | 132 | 83,49 |
*
МРОТ в размерах, указанных в
этой колонке, применяется
** МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется для целей:
– исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ;
– выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ;
– исчисления платежей по гражданско – правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ (ч. 2 ст. 5 указанного закона).
Еще одним методом государственного регулирования оплаты труда в стране является – обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Таблица 4.
Среднемесячная
номинальная начисленная
организаций по видам экономической деятельности
(рублей; 1995 г.2009 - тыс.руб.)
|
Сравнение среднемесячной оплаты работников здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки с прожиточным минимумом трудоспособного человека показывает, что она составляет от 95 до 123% этого минимума. Следовательно, денежные доходы такой важной сферы, насчитывающей около 20% всех занятых в экономике, обеспечивают им лишь скромные потребности. Домохозяйства, члены которых заняты в этой сфере, должны ограничивать свои потребности минимумом товаров и платных услуг. Возможность накопления у них почти полностью отсутствует.
К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты — это, прежде всего, пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов государства.
Так с 1 февраля 2011 года произошла индексация трудовых пенсий. Размер трудовых пенсий с 1 февраля 2011 года увеличился на 8,8%. Таким образом, средний размер трудовой пенсии увеличился на 678 рублей с 7820 рублей до 8498 рублей.
Коэффициент индексации составил в феврале 2011 года 1,088. Если вы являетесь получателем трудовой пенсии, то, чтобы узнать, насколько должна была повыситься с первого февраля ваша пенсия, вы должны умножить размер своей пенсии до февраля 2011 года на 1,088.
С 1 апреля 2011 года были проиндексированы государственные и социальные пенсии. Социальные пенсии были проиндексированы на 10,27%. Это означает, что средний размер социальной пенсии увеличился с 4 728 рублей до 5 214 рублей. Социальные пенсии в среднем увеличились на 486 рублей.
Индексация пенсий с 2011 года будет происходить раз в год. Для получателей трудовых пенсий - в феврале, для получателей социальных и государственных пенсий - в апреле.
Кстати, получателей социальной пенсии в России, по данным Пенсионного фонда РФ - 4 млн, а трудовой - 36,6 млн человек. Средняя трудовая пенсия выше, чем социальная.
Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть ВВП, которая расходуется на потребление и накопление.
Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги.
В 2011 году реальные доходы большинства россиян понизятся как минимум на 10-12%. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы ИГСО, решающую роль в сокращении фактических заработков трудящихся, по мнению экспертов, сыграют повышение тарифов, высокая потребительская инфляция, дальнейшая коммерциализация общественной сферы и общее ухудшение условий труда.
Падение реальных доходов населения стало за последние годы устойчивой тенденцией, констатируют специалисты. "С началом в 2008 году глобального кризиса рост реальной заработной платы прекратился. Установилась и окрепла противоположная тенденция. В 2011 году власти, стремясь изыскать новые источники пополнения казны для продолжения своего антикризисного курса, вынуждены будут пойти на принятие непопулярных мер, которые негативно отразятся на жизненном уровне населения", - прокомментировал директор ИГСО Борис Кагарлицкий. По его словам, государство заинтересовано продолжать финансово поддерживать корпорации, все более жестко действуя в отношении непривилегированных компаний, что сказывается на сотрудниках этих компаний.
Высокие
мировые цены на сырье не остановили
деструктивных процессов в
2.2.
Расходы домашних хозяйств
Расходы домашних хозяйств играют существенную роль в экономике страны. Используя свои доходы, домохозяйство обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, оно увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства, как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов – труда и предпринимательской деятельности. Наконец, домохозяйства выступают главными потребителями социально – культурной сферы, которая финансируется государством.
Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений