Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Все это определяет актуальность и практическую значимость выбранной темы.
Поэтому целью курсовой работы является социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной системе хозяйствования, финансовые решения домашних хозяйств.
Для выполнения постановленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность экономической категории «финансы домашнего хозяйства», функции финансов домашнего хозяйства в условиях современной рыночной экономики;
2. Рассмотреть особенности доходов и расходов домашних хозяйств в России;
3. Обозначить проблемы финансов домашних хозяйств РФ и выделить пути их решения.
Объект исследования:
– Финансовые ресурсы домохозяйств.
– Бюджет домашнего хозяйств.
– Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения.
– Доходы домашних хозяйств.
– Расходы домашних хозяйств.
Методы исследования и изучения, используемые в работе:
– рассмотрение теоретического и практического материала по изучению
финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений;
– анализ полученных материалов, заключения.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание и значение финансов домашних хозяйств……5
1.1. Социально – экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств………………………………………………………...5
1.2. Состав финансовых ресурсов домашних хозяйств и их место в национальной финансовой системе……………………………………...11
2. Доходы и расходы домашних хозяйств в РФ……………………………….18
2.1. Доходы домашних хозяйств…………………………………………18
2.2. Расходы домашних хозяйств………………………………………...29
2.3. Основные проблемы развития доходов и расходов домашних хозяйств……………………………………………………………………33
3. Перспективы развития финансов домашних хозяйств в РФ……………….37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...46
Приложение………………………………………………………………………48

Работа состоит из  1 файл

курсовая обновл 2011.doc

— 981.50 Кб (Скачать документ)

      На  доходы от личного подсобного хозяйства приходится в среднем 7% совокупного дохода городских домохозяйств и 29% – сельских. Ручной земледельческий труд в свете новых цен может оказаться для многих членов домохозяйств рентабельнее, чем ежедневное «хождение на работу».

      Значительную  долю в доходах домохозяйств составляют пенсии и различные пособия. Основную часть пенсий и пособий, получаемых населением, выплачивает государство. Поэтому каждый получатель пенсий и пособий должен хорошо знать социальное законодательство, чтобы контролировать правильность начисления причитающихся ему выплат и в полной мере пользоваться предоставленными ему правами и льготами.

      Государственное регулирование оплаты труда:

      В непростых современных условиях большую роль имеет государственное  регулирование оплаты труда. Оно осуществляется с помощью государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации, основными из которых являются:

   величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

   величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников    организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;

   меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания зарплаты;

   ограничение перечня оснований и размеров удержаний из зарплаты по распоряжению работодателя и размеров налогообложения доходов от зарплаты;

   ограничение оплаты труда в натуральной форме;

   обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;

   государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

   ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

   сроки и очередность выплаты заработной платы.

      Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – это гарантируемый  федеральным законом размер месячной зарплаты за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

      Месячная  зарплата работника, отработавшего  за этот период норму рабочего времени  и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не могут быть ниже минимальной оплаты труда.

     Реальное  значение МРОТ из – за инфляционного роста цен постоянно снижается. Стремясь оградить его от обесценения, Правительство РФ осуществляет индексацию. За десять с лишним лет МРОТ повышался неоднократно. Однако, несмотря на изменения реальное содержание МРОТ отстает от темпов инфляции и не соответствует прожиточному уровню.

Таблица 3.

Минимальный размер оплаты труда

Дата В целях регулирования  оплаты труда* В иных целях**
С 01 июня 2011 4611 100
с 1 января 2009 года 4330 100
с 1 сентября 2007 года 2300 100
с 1 мая 2006 года 1100 100
с 1 сентября 2005 года по 30 апреля 2006 года 800 100
с 1 января 2005 года по 31 августа 2005 года 720 100
с 1 октября 2003 года 600 100
с 1 мая 2002 года 450 100
с 1 июля 2001 года 300 100
с 1 января 2001 года по 1 июля 2001 года 200 100
с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года 132 83,49
 

  * МРОТ в размерах, указанных в  этой колонке, применяется исключительно  для регулирования оплаты труда,  а также для определения размеров  пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

  ** МРОТ в размерах, указанных в  этой колонке, применяется для целей:

– исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ;

  – выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ;

    исчисления платежей по гражданско – правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ (ч. 2 ст. 5 указанного закона).

      Еще одним методом государственного регулирования оплаты труда в стране является – обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Таблица 4.

Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата работников  
организаций по видам экономической деятельности 
(рублей; 1995 г.2009 - тыс.руб.)

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Вся экономика 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1 18637,5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 259,4 985,1 1434,6 1876,4 2339,8 3015,4 3646,2 4568,7 6143,8 8474,8 9619,2
Рыболовство, рыбоводство 746,2 2845,6 3839,3 5031,3 5444,5 7084,9 10233,5 12310,8 14797,0 19498,9 22913,5
Добыча полезных ископаемых 1067,2 5940,2 9099,2 11080,9 13912,4 16841,7 19726,9 23145,2 28107,5 33206,1 35363,4
из нее:                      
добыча топливно-энергетических 
  полезных ископаемых
1211,9 6985,1 10905,4 13080,3 16135,5 19903,3 23455,9 27614,5 33275,5 39051,3 41568,3
добыча полезных ископаемых,  
  кроме топливно-энергетических
752,6 3999,5 5386,5 7035,0 9395,7 10876,6 13176,0 15363,7 19092,7 22937,4 24064,1
Обрабатывающие  производства 453,8 2365,2 3446,6 4439,1 5603,4 6848,9 8420,9 10198,5 12878,7 16049,9 16583,1
из  них:                      
производство  пищевых продуктов,  
  включая напитки, и табака
492,6 2183,4 3126,7 4065,9 5026,7 6065,8 7303,8 8806,7 11069,2 13930,4 15653,1
текстильное и швейное  
  производство
240,8 1214,8 1764,8 2241,7 2803,0 3356,5 3986,0 4964,3 6589,5 8453,6 9020,5
производство  кожи, изделий из 
  кожи и производство обуви
277,1 1347,8 1986,1 2621,1 3230,0 3774,7 4695,3 5649,1 7537,0 9522,3 10073,2
обработка древесины и 
  производство изделий из дерева
390,9 1739,1 2310,3 2980,2 3754,8 4614,6 5895,4 6950,4 8815,6 11301,1 10947,2
целлюлозно-бумажное 
  производство; издательская и 
  полиграфическая деятельность
569,7 2736,6 4309,0 5480,2 6848,4 7892,0 9418,6 10923,6 13792,0 17631,7 17707,1
производство  кокса и 
  нефтепродуктов
810,9 4916,3 7012,4 9625,3 11879,0 13729,3 19397,1 22319,6 28565,0 34912,5 37963,7
химическое  производство 517,6 2754,6 3901,8 4899,5 6154,8 7682,7 9928,3 11599,3 14615,9 18219,9 19428,7
производство  резиновых и 
  пластмассовых изделий
424,6 2140,4 3032,2 3957,1 4950,7 5956,8 6879,2 8767,7 11082,6 13464,0 13850,6
производство  прочих  
  неметаллических минеральных 
  продуктов
489,7 2182,0 3220,0 4134,2 5207,8 6422,4 7921,8 9983,8 13193,3 16371,8 16053,7
металлургическое  производство и 
  производство готовых 
  металлических изделий
687,9 3854,9 5242,4 6285,2 7731,2 9196,8 10260,7 12001,5 14990,7 18171,1 17946,3
производство  машин и 
  оборудования
377,9 1975,3 3073,5 4066,6 5169,7 6514,2 8379,8 10418,0 13479,8 16940,0 17009,6
производство  
  электрооборудования, 
  электронного и оптического  
  оборудования
370,7 2003,6 2998,8 3815,7 5108,5 6431,7 8218,8 10289,8 13114,4 16608,9 17360,4
производство  транспортных 
  средств и оборудования
493,6 2454,1 3664,6 5099,9 6365,0 7828,0 9377,4 11431,2 14013,6 17330,9 17367,8
прочие производства 373,8 2053,2 2738,2 3279,3 4045,2 5182,0 6386,8 8278,0 10114,1 12593,4 12543,1
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 786,9 3156,5 4434,8 5869,4 7235,3 8641,8 10637,3 12827,5 15587,3 19057,4 21554,2
Строительство 587,3 2639,8 3859,3 4806,9 6176,7 7304,7 9042,8 10869,2 14333,4 18574,0 18122,2
Оптовая и  розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 357,6 1584,5 2294,9 3068,9 3974,2 4906,2 6552,1 8234,9 11476,3 14927,4 15958,6
Гостиницы и рестораны 325,3 1640,0 2403,6 3039,3 3966,7 4737,3 6033,4 7521,7 9339,0 11536,2 12469,6
Транспорт и связь 702,9 3220,2 4304,2 5851,5 7471,3 9319,9 11351,1 13389,9 16452,3 20760,8 22400,5
из них  связь 586,2 2879,2 4131,2 5661,5 7304,2 8974,2 11389,1 13220,3 16042,6 19918,1 20923,1
Финансовая  деятельность 755,2 5232,2 8885,2 13245,9 15561,2 17383,8 22463,5 27885,5 34879,8 41871,8 42372,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 416,2 2456,7 3545,6 4677,1 6196,3 7795,4 10236,8 12763,2 16641,6 21275,0 22609,7
Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 517,0 2712,1 3754,9 5200,4 6913,8 7898,6 10958,5 13477,3 16896,3 21344,1 23960,0
Образование 309,3 1240,2 1833,0 2927,3 3386,6 4203,4 5429,7 6983,3 8778,3 11316,8 13293,6
Здравоохранение и предоставление  
социальных услуг
345,0 1333,3 1959,9 3141,3 3662,6 4612,0 5905,6 8059,9 10036,6 13048,6 14819,5
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 470,7 1548,0 2311,7 3183,1 3920,3 4822,7 6291,0 7996,4 10392,2 13538,6 15070,0
 

      Сравнение среднемесячной оплаты работников здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки с прожиточным минимумом трудоспособного человека показывает, что она составляет от 95 до 123% этого минимума. Следовательно, денежные доходы такой важной сферы, насчитывающей около 20% всех занятых в экономике, обеспечивают им лишь скромные потребности. Домохозяйства, члены которых заняты в этой сфере, должны ограничивать свои потребности минимумом товаров и платных услуг. Возможность накопления у них почти полностью отсутствует.

      К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты — это, прежде всего, пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов государства.

     Так с 1 февраля 2011 года произошла индексация трудовых пенсий. Размер трудовых пенсий с 1 февраля 2011 года увеличился на 8,8%. Таким образом, средний размер трудовой пенсии увеличился на 678 рублей с 7820 рублей до 8498 рублей.

     Коэффициент индексации составил в феврале 2011 года 1,088. Если вы являетесь получателем трудовой пенсии, то, чтобы узнать, насколько должна была повыситься с первого февраля ваша пенсия, вы должны умножить размер своей пенсии до февраля 2011 года на 1,088.

     С 1 апреля 2011 года были проиндексированы государственные и социальные пенсии. Социальные пенсии были проиндексированы на 10,27%. Это означает, что средний размер социальной пенсии увеличился с 4 728 рублей до 5 214 рублей. Социальные пенсии в среднем увеличились на 486 рублей.

     Индексация пенсий с 2011 года будет происходить раз в год. Для получателей трудовых пенсий - в феврале, для получателей социальных и государственных пенсий - в апреле.

     Кстати, получателей социальной пенсии в  России, по данным Пенсионного фонда  РФ - 4 млн, а трудовой - 36,6 млн человек. Средняя трудовая пенсия выше, чем социальная.

      Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов  населения.

      Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

      Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть ВВП, которая расходуется на потребление и накопление.

      Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги.

      В 2011 году реальные доходы большинства  россиян понизятся как минимум  на 10-12%. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических  исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы ИГСО, решающую роль в сокращении фактических заработков трудящихся, по мнению экспертов, сыграют повышение тарифов, высокая потребительская инфляция, дальнейшая коммерциализация общественной сферы и общее ухудшение условий труда.

      Падение реальных доходов населения стало  за последние годы устойчивой тенденцией, констатируют специалисты. "С началом  в 2008 году глобального кризиса рост реальной заработной платы прекратился. Установилась и окрепла противоположная тенденция. В 2011 году власти, стремясь изыскать новые источники пополнения казны для продолжения своего антикризисного курса, вынуждены будут пойти на принятие непопулярных мер, которые негативно отразятся на жизненном уровне населения", - прокомментировал директор ИГСО Борис Кагарлицкий. По его словам, государство заинтересовано продолжать финансово поддерживать корпорации, все более жестко действуя в отношении непривилегированных компаний, что сказывается на сотрудниках этих компаний.

      Высокие мировые цены на сырье не остановили деструктивных процессов в российской экономике. На грани разорения тысячи предприятий. "Вопреки официальным  данным реальные доходы населения сокращаются. Их падение за 2010 год, вероятно, составило около 10%, - полагает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. - Экономика не смогла выйти из угнетенного состояния, что диктует дальнейшее сокращение покупательной силы заработной платы. Но повышение косвенных налогов и тарифов может резко усилить падение реальных доходов трудящихся и пенсионеров". Однако итоговое падение внутреннего потребления не рассматривается чиновниками как серьезная проблема - мощный фактор углубления хозяйственного, социального и политического кризиса, констатировал эксперт. 
 
 

                

    2.2. Расходы домашних хозяйств 

      Расходы домашних хозяйств играют существенную роль в экономике страны. Используя  свои доходы, домохозяйство обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, оно увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства, как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов – труда и предпринимательской деятельности. Наконец, домохозяйства выступают главными потребителями социально – культурной сферы, которая финансируется государством.

Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений