Финансы и финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:37, реферат

Описание

Финансы представляют собой денежные, отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа по финансам и финансовому рынку праву.docx

— 79.84 Кб (Скачать документ)

Министерство образования республики беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

 

 

 

Самостоятельная  работа

 

 

 

По дисциплине ______Финансы и финансовый рынок_______, вариант ____,

Слушателя группы _БДз-211_, __заочной_______________ формы обучения,

спец. _1-25 02 72 «Банковское дело»___________________________________

__________________________________________________________________ 

________________Ивановой Елены Сергеевны__________________________

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил(а) _Цымбаленко С.Н.___

                                                              (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи, 2012г.

 

 

 

 

Тема «Сущность и функции  финансов»

Вопрос: Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Финансы представляют собой денежные, отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства [14, c.15].

По мнению многих экономистов, для  финансов характерны две функции: распределительная  и контрольная [14, с.16].

К дискуссионным относится вопрос об определении финансово как экономической категории. Ряд экономистов (В.П. Дьяченко, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионова и др.) считают, что финансы представляют собой денежные отношения или совокупность денежных отношений. Другая группа экономистов (Д.А. Аллахвердян, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина и др.) утверждают, что финансы – это экономические отношения или совокупность экономических отношений. Есть и третья группа экономистов (В.М. Федосов, С.Я. Огородник, Н.Е. Заяц и др.), которые определяют финансы как специфическую форму производственных отношений [14, с.20].

К числу дискуссионных относится  и вопрос о специфических признаках  финансов как экономической категории. Ряд экономистов утверждают, что  одним из важнейших специфических  признаков финансов является их императивный, т.е. властный характер. Это означает, что финансовые отношения, существующие в национальной экономике, устанавливаются, организуются, перестраиваются, совершенствуются государством.

По мнению многих экономистов, первый специфический признак финансов как экономической категории  состоит в том, что финансы  имеют денежную форму выражения, т.е. деньги являются обязательным условием существования финансов. Вторым специфическим признаком финансов является то, что с их помощью осуществляется первичное распределение стоимости, а также ее перераспределение. Третьим специфическим признаком финансов является то, что финансы всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Одним из самых дискуссионных является вопрос о количестве и названиях функций финансов. Выделяется несколько функций, такие как хозрасчетная, стимулирующая, регулирующая, стабилизационная, производственная, социальная, плановая и др.

Некоторые экономисты отрицают факт существования контрольной функции  финансов. В частности, Б.М. Сабанти считает, что контроль есть функция управления. Отдельные экономисты (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчева и др.) считают, что финансам присущи такие две функции, как формирование доходов и фондов и использование денежных доходов и фондов.

 

Вопрос: Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями.

Наука о финансах – это учение о специфических денежных отношениях, которые возникли в определенных исторических условиях [11, c.6]. Финансовая наука изучает действие экономических законов в сфере финансовых отношений, а также роль финансов в сознательном использовании этих законов [9, с.63].

Закон накопления непосредственно связан с распределением и перераспределением чистого дохода общества, который определяет рост национального богатства, являясь основой наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Непосредственно этот закон находит свое проявление через национальный доход и формы его выражения: фонд потребления и фонд накопления [9, с.63].

Закон распределения по труду. Определяет главные направления роста и совершенствования общественного производства на основе материальной заинтересованности через такие экономические категории, как оплата по труду рабочей силы, ее расширенное воспроизводство [9, с.64].

Закон стоимости (осевой закон) и многочисленные законы производства, распределения, обмена и потребления представляют единую систему. Наличие финансов как стоимостной категории обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости [9, с.64].

Закон денежного обращения выражает необходимую и устойчивую взаимозависимость между объемом денежной и товарной массы в обращении, уровнем цен на товары и скоростью оборота денежной единицы [9, с.65].

 Взаимосвязь финансов и цены

Определить границы действия, формы  и механизм взаимосвязи финансовых отношений и цены – одна из важнейших теоретических проблем финансовой науки [9, c.65].

Экономическим инструментом, через  который происходит первичное распределение  стоимости на ее составные части, является цена. Цена – основа и начало распределительного процесса, поскольку  в ней отражены основные элементы стоимости [9, с.65]. Основным элементом цены, который является исходным в определении финансов и носителем финансовых отношений в процессе их первичного распределения по составным элементам, является чистый доход.

Процесс взаимодействия и взаимосвязи  финансов и цены происходит следующим  образом: во-первых, через цену совершается  первичное распределение ВВП  и национального дохода его основных структурных элементов, включая чистый доход; во-вторых, часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства, восполнение необходимого продукта; в-третьих, другая часть чистого дохода, реализуемая в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей; в-четвертых, расщепление чистого дохода и направление одной части его на расширенное воспроизводство и другой – в централизованный фонд финансовых ресурсов опосредуют начало процесса перераспределения ВВП и национального дохода.

Взаимосвязь финансов и заработной платы

В распределении ВВП в денежной форме наряду с ценой и финансами участвует заработная плата. Как экономическая категория заработная плата выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости и формированием при этом индивидуальных доходов, поступающих от работников в зависимости от количества и качества их труда [9, с.68]. С одной стороны, финансы создают условия для действия отношений, составляющих содержание заработной платы. С другой стороны, заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает одним из источников формирования финансовых ресурсов предприятий.  

Таким образом, заработная плата позволяет  определить параметры фонда оплаты по труду и осуществить его использование. С помощью финансов формируются, распределяются и используются различные денежные фонды (в их числе фонд заработной платы).

Взаимосвязь финансов и кредита

Финансы тесно связаны с кредитом, имеют  родственную экономическую природу [9, с.70]:

- основой функционирования и  финансов и кредита являются  товарно-денежные отношения;

- финансы и кредит выражают  движение стоимости в ее денежной  форме;

- в финансовых и кредитных  отношениях деньги используются  в функциях средства обращения  или средства платежа;

- посредством финансов и кредита  формируются и используются фонды  денежных средств государства  и субъектов хозяйствования;

- в кругообороте фондов предприятия  нет различия между «собственным»  и «кредитным» рублем.

Участвуя в распределении созданного в обществе валового продукта в денежной форме, финансы и кредит дополняют  друг друга: функционирование финансов создает основу для создания кредитных  ресурсов; функционирование кредита  позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства. Кредит имеет дело лишь с временно свободными денежными средствами, поэтому его сфера применения ограничивается перераспределением стоимости ВВП. Отличительная черта – возвратность. Кредитные ресурсы отражают движение не всех, а только временно свободных финансовых ресурсов и доходов.

 

Тема «Финансовая система государства»

Финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев  финансовых отношений и соответствующих  им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [14, с.26].

Вопрос: Финансовая система Австралии

Организационное построение финансовой системы Австралии, соответствующее  структуре управления, которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая система каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею [8, c.451].

На финансы федеральных органов  власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций  штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

Важнейшей статьей расходов федерального правительства являются расходы  на оборону и содержание административно-управленческого  аппарата. Вторую важную группу расходов составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. Основными статьями в данной группе являются пенсии по старости или инвалидности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п. Значительно возросли затраты федерального бюджета на образование и здравоохранение.

Система оказания помощи сельскому  хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных программ прямого и косвенного субсидирования, стабилизации цен, государственных  закупок продукции фермеров по фиксированным  ценам, предоставления займов. Государство  берет на себя проведение научных  исследований в области сельского  хозяйства [8, c.457].

Велика роль федеральных финансов в развитии производственной инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог национального  значения, строительство ирригационных  сооружений, объектов электроэнергетики  требуют колоссальных капитальных  вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции. В Австралии существует национальная система автомобильных дорог, финансируемая федеральным правительством.

Отличительной чертой финансовой системы  Австралии является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным органам власти (в отдельные годы – от 25 до 30 %).

Через федеральные финансы перераспределяется 4/5 доходов, мобилизуемых органами государственной  власти всех уровней. Доходы федерального бюджета на 92-96 % формируются из налоговых  поступлений, среди которых основными  являются подоходный налог с населения, налог на прибыли компаний, акцизы, налог с продаж. Вторым и третьим по значению источником поступлений федеральных органов являются косвенные налоги – акцизы и налог с продаж. Группа «другие налоги» содержит около десятка различных налогов и сборов. 

В расходах штатов преобладают затраты  на образование, на экономику – в  основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение. На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий по охране окружающей среды.

Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за счет субсидий федерального правительства. Остальная  часть доходов почти исключительно  состоит из налогов, среди которых  преобладают налог на заработную плату (отчисления в фонды социального  страхования и обеспечения), сборы  и лицензии за регистрацию и использование  личного транспорта, почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства  штатов активно используют финансы  для привлечения новых инвестиций.

На органы местного самоуправления Австралии возложены в основном экономические функции: строительство  и эксплуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь  автомобильных дорог, жилищно-коммунального  хозяйства. На эти цели идет около 2/3 расходов местных органов. Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость.

Информация о работе Финансы и финансовый рынок