Формирование и использование финансовых ресурсов учереждений здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
а) рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;
б) проанализировать финансовое состояние МУЗ «Городищенская ЦРБ», определить проблемы финансирования и пути их решения.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений здравоохранения
1.1 Содержание финансов некоммерческих организаций
1.2 Источники и механизмы финансирования учреждений здравоохранения
1.3 Направление использования финансовых ресурсов
2.Анализ формирования и использования финансовых ресурсов организации МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.2 Анализ динамики и структуры источников формирования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.3 Анализ динамики и структуры направления использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
3. Выводы и предложения по направлению более эффективного использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Ничего  не сказано о Национальном проекте  здравоохранения. Есть ли он, как он действует? 
Содержание:

Введение

1.Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений здравоохранения

1.1 Содержание финансов некоммерческих организаций

1.2 Источники и механизмы финансирования учреждений здравоохранения

1.3 Направление использования финансовых ресурсов

2.Анализ  формирования и использования финансовых ресурсов организации МУЗ «Городищенская ЦРБ»

2.1 Общая характеристика и организационная структура управления МУЗ «Городищенская ЦРБ»

2.2 Анализ динамики и структуры источников формирования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»

2.3 Анализ динамики и структуры направления использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»

3. Выводы и предложения по направлению более эффективного использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

        Введение

       Успешная  реализация задач, стоящих перед  медицинскими учреждениями, одной из которых является качественное медицинское  обслуживание, в огромной степени определяется рациональным использованием финансовых ресурсов.

       К сожалению, в настоящее время  наблюдается большой разброс  в подходах к использованию средств  медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений. Это и определило актуальность темы курсовой работы.

       Реформы в области здравоохранения на всем протяжении истории современной  России связаны главным образом  с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта проблема является комплексной и требует ответа на целый ряд вопросов, в частности где взять средства (источники финансирования), в каких объемах и как их наиболее эффективно использовать. Впрочем, первый вопрос относится к разряду риторических. Казалось бы, на оказание медицинской помощи направляются средства, поступающие на расчетный счет медицинского учреждения по безналичному расчету из бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации, а также наличных средств, поступающих в кассу учреждения от пациентов за так называемые платные услуги (не говоря уже о средствах, поступающих от пациентов, минуя кассу учреждения). Однако если вспомнить, что и бюджеты различных уровней, и фонды медицинского страхования (как обязательного, так и добровольного) формируются за счет соответствующих налогов и страховых взносов (или опять же целевых налогов), которые платит налогоплательщик (он же пациент), то источник в конечном итоге оказывается один.  
Администрации же различного уровня, выделяющие средства из бюджета, и страховщики, оплачивающие счета медицинских учреждений, получив у населения деньги, выполняют функции покупателей медицинских услуг – по сути, посредников, которым граждане поручили распорядиться переданными средствами, чтобы затем удовлетворить свои потребности в медицинской помощи.  
Таким образом, на первый план выходит вопрос не о том, где взять финансовые ресурсы, а о том, в каком объеме и каким образом можно их получить. С учетом закона воспроизводства объем финансирования системы здравоохранения должен обеспечить как минимум возмещение всех общественно необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению. В последнее время все чаще говорят о бюджетировании, ориентированном на результат. Под результатом, очевидно, следует понимать не только те или иные объемы медицинской помощи оказанной согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, но и состояние здоровья населения.  
К чему приводит недофинансирование здравоохранения в России? Стремление сохранить определенный уровень оказания медицинской помощи заставляет компенсировать имеющийся дефицит за счет пациентов. Хорошо известно, что расходы населения при обращении за медицинской помощью во многих регионах составляют значительную величину: это могут быть выплаты в адрес лечебно-профилактических учреждений или непосредственно медицинскому персоналу, через систему платных услуг или нелегально, как в виде денежной оплаты, так и через косвенные затраты (дополнительные расходы на питание, мягкий инвентарь, транспорт и др.), что способствует развитию теневой экономики в здравоохранении.  
Не вызывает сомнения тот факт, что ресурсное обеспечение и финансирование здравоохранения сегодня не удовлетворяют потребностей отрасли, а это приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению ее гарантированных объемов, увеличению числа платных медицинских услуг за счет уменьшения бесплатных и в конечном итоге влияет на показатели состояния здоровья населения.  
Можно отметить целый ряд специфических особенностей прохождения финансовых потоков на разных этапах системы. Так, объем средств, получаемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования от страхователей, регламентирован единым для всей страны размером страхового взноса и зависит от экономического развития данного региона, количества зарегистрированных страхователей с определенным фондом заработной платы, а также их финансовой дисциплины – он не связан с состоянием здоровья населения, проживающего на данной территории, и его потребностью в медицинской помощи. В свою очередь, страховщики получают средства из фондов ОМС уже по подушевым нормативам, величина которых определена на каждой конкретной территории и обусловлена численностью населения и объемом средств, аккумулированных в территориальном фонде, с учетом количества застрахованных в данной страховой медицинской организации. Финансирование же медицинских учреждений осуществляется, как правило, по тарифам за медицинские услуги и в значительной степени отражает реализованный спрос населения на медицинскую помощь, что практически не учитывается при финансовом обеспечении территориальных программ ОМС.

       Для обеспечения устойчивого функционирования всей системы и более рационального  расходования весьма ограниченных ресурсов здравоохранения требуется очень четкое взаимодействия, особенно финансовое, между всеми субъектами системы ОМС. Сложившееся положение усугубляется и существующим способом оплаты медицинских услуг в системе ОМС, при котором объем средств, получаемых лечебно-профилактическим учреждением, зависит от количества оказанных услуг и тарифа на них. Очевидно, что, будучи заинтересованными в повышении дохода, лечебно-профилактические учреждения, не имеющие возможности повлиять на величину тарифа, вынуждены увеличивать количество услуг, поскольку финансирование осуществляется по принципу «деньги следуют за пациентом». В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в условиях ограниченных ресурсов стимулируется затратный тип функционирования отрасли, а сохранение и укрепление здоровья населения становится для медицинских учреждений экономически невыгодным, не говоря уже о повышении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи. 

       Объект  исследования - МУЗ «Городищенская ЦРБ»

       Цель  данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.

       Данная  цель будет достигнута решением следующих  задач:

       а) рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;

       б) проанализировать финансовое состояние МУЗ «Городищенская ЦРБ», определить проблемы финансирования и пути их решения.

 

        1.Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений здравоохранения

       1.1 Содержание финансов некоммерческих организаций

         Построение социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание роли некоммерческих организаций, оказывающих различные виды социальных услуг. В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

       Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

        1) с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

       2) с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

       3) с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;

       4) со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).

       Исходя  из этого финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и  использованием финансовых ресурсов организаций  для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания.

       Содержание  финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей  и характера их деятельности в  процессе оказания услуг. Это обуславливает  специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.

       Некоммерческие  организации могут создаваться  в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 ГК РФ).

       В Российской Федерации большинство  некоммерческих организаций созданы  в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые  определен Бюджетным кодексом РФ. Необходимость законодательного определения  статуса бюджетного учреждения было вызвано тем, что Гражданский кодекс РФ содержит определение только учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации. При этом в определении учреждения не конкретизированы собственник и источник финансирования учреждения. Бюджетный кодекс РФ уточняет эти моменты и определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную органами государственной власти РФ, субъектов Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). К бюджетным учреждениям относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства. Финансовые ресурсы бюджетных учреждений - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

       Содержание  отношений некоммерческих организаций  с бюджетами разных уровней зависит  главным образом от правового  статуса организации. Для бюджетных  учреждений ввиду необходимости  их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные с бюджетной деятельностью (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог), ассигнования на уплату которых предусмотрены в соответствующих статьях сметы доходов и расходов. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные с этой деятельностью (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка или прибыль от реализации продукции, работ или услуг. Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.

       Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

       Разная  организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования — ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст. 69 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.

       Разные  формы финансирования, применяемые  в отношении некоммерческих организаций  определенных организационно-правовых форм, обусловливают и различный  механизм предоставления средств из бюджета. 

       1.2 Источники и механизмы финансирования  учреждений здравоохранения

       В настоящее время для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники:

       1) Бюджетные средства, выделяемые учреждениям здравоохранения на основе установленных нормативов.

       Нормативы бюджетного финансирования выполняют  роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю.

       2) Ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций.

       3) Денежные средства государственных, частных и общественных организаций, граждан, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе в соответствии с заключением с юридическими лицами договоров и заказам населения. Например, сюда можно отнести поступление денежных средств за предоставление сверхнормативных услуг в области медицинского обслуживания граждан.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов учереждений здравоохранения