Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
а) рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;
б) проанализировать финансовое состояние МУЗ «Городищенская ЦРБ», определить проблемы финансирования и пути их решения.
Введение
1.Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений здравоохранения
1.1 Содержание финансов некоммерческих организаций
1.2 Источники и механизмы финансирования учреждений здравоохранения
1.3 Направление использования финансовых ресурсов
2.Анализ формирования и использования финансовых ресурсов организации МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.2 Анализ динамики и структуры источников формирования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.3 Анализ динамики и структуры направления использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
3. Выводы и предложения по направлению более эффективного использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
Заключение
Библиографический список
4) Доходы от предпринимательской и иных видов деятельности (поступления от продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов и т.п.), выручка от сдачи в аренду основных фондов и имущества учреждения здравоохранения; приобретение ценных бумаг и получение дивидендов по ним и т.п.).
Услуги,
относимые к
5) Добровольные взносы и безвозмездно переданные учреждению здравоохранения материальные ценности, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций, благотворительных и иных общественных фондов, отдельных граждан (включая средства опекунов) и т.п.
6) Другие денежные поступления (кредиты, лизинговые операции, выпуск ценных бумаг и т.п.).
Основными
источниками поступления
Множественность
источников финансирования учреждений
здравоохранения не означает их объединения
и распоряжения одним органом управления:
бюджетными средствами распоряжаются
финансовые органы, а средствами обязательного
медицинского страхования — фонды обязательного
медицинского страхования. Переход к обязательному
медицинскому страхованию привел к необходимости
разграничить расходы на здравоохранение
между этими двумя источниками. За счет
средств медицинского страхования стало
осуществляться финансирование большинства
стационарных и амбулаторно-поликлинических
учреждений в соответствии с договорами
по обязательному медицинскому страхованию.
Бюджетные средства используются только
для финансирования учреждений, оказывающих
помощь при социально значимых заболеваниях
(инфекционные болезни, туберкулез, психиатрия),
а также учреждений скорой медицинской
помощи, станций переливания крови, родильных
домов, домов ребенка. За счет бюджетных
средств также финансируются приобретение
дорогостоящего медицинского оборудования
и капитальный ремонт объектов здравоохранения.
И, наконец, за счет бюджетных ассигнований
осуществляется уплата страховых взносов
за неработающее население (детей, учащихся
и студентов дневных форм обучения, пенсионеров,
зарегистрированных в установленном порядке
безработных).
Рассмотрим их более подробно.
Средства ОМС
Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С точки зрения экономики и социального обеспечения российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины.
При страховом принципе финансирования средства на здравоохранение формируются за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также взносов предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) [16, 41 с.].
В РФ основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном [20, 57 с].
Обязательное медицинское страхование является частью государственного социального страхования (в которое включено также пенсионное обеспечение (за счёт средств, аккумулируемых Пенсионным Фондом РФ), социальное страхование (из средств, поступающих в Фонд социального страхования РФ), социальное обеспечение из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет соответствующих средств.
Альтернативой
системы обязательного
Добровольное страхование расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугами и действует на коммерческих началах. Как правило, ДМС организовано на акционерной форме собственности, а страховые тарифы в системе ДМС строятся по законам рынка.
Медицинское
страхование дополняет
Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ», ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В
России действуют Базовая и
Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.
Отчисления
на ОМС включаются в себестоимость
продукции, а платежи на добровольное
медицинское страхование
Законом
«О медицинском страховании
В первую очередь это страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС.
Взносы поступают следующему участнику системы ОМС - в Федеральный или Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи.
Следующий участник системы ОМС - страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных.
Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.
И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых в государственную программу обязательного медицинского страхования.
Законом «О медицинском страховании граждан РФ» предусмотрена возможность заключения договоров между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения с разными формами собственности. Тем самым стало возможно общественное финансирование негосударственных учреждений. По закону учреждения здравоохранения получают статус «независимого хозяйствующего субъекта». Нормативная база, определяющая варианты организационно-правового статуса таких учреждений, пока слаба. Закон провозглашает право населения на выбор лечебно-профилактического учреждения и врача в рамках договора о медицинском страховании.
В
системе обязательного
1) хозяйствующие субъекты-плательщики перечисляют страховые платежи в федеральный и территориальные фонды медицинского страхования;
2) органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
3) территориальный фонд ежемесячно перечисляет на счета страховщиков средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов и количества застрахованных;
4) страховщики производят оплату, проверяют обоснованность счетов за медицинскую помощь, контролируют объем, сроки и качество ее предоставления;
5) оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме «аванс-окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемами медицинской помощи. В случае необходимости производится перерасчет по ранее авансированным средствам [20, 53 с.].
Средства бюджета
В настоящее время частично сохраняется порядок планирования расходов на здравоохранение, действовавший до появления системы медицинского страхования, т.е. Финансирование учреждений здравоохранения производится на основе сметного принципа: каждому учреждению утверждается смета расходов, производимых за счет выделяемых средств. Финансовые средства планируются и выделяются учреждениям по статьям экономической классификации бюджетных расходов.
Согласно установленному порядку, составление индивидуальной сметы медицинского учреждения осуществляется исходя из нормативов расходов в расчете на единицу объема выполненных работ и показателей объема работы каждого подразделения: среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи расходы планировались по числу врачебных посещений в поликлинике (примерно 12 посещений в год), а по стационарной помощи - по среднегодовому количеству коек [16, 43 с.].
Смета расходов медицинского учреждения включает следующие статьи:
1) фонд заработной платы, устанавливающийся в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы (составляет 60% затрат на содержание медицинских учреждений);
2) начисления на заработную плату в размере 39-40%;
3) расходы на медикаменты в стационарах (по норме расхода на койко-день) и на бесплатную и льготную выдачу медикаментов;
4) расходы на канцелярские и хозяйственные нужды (по норме расхода на одну койку в год);
5) расходы на питание больных (по норме расхода на койко-день);
6) расходы на приобретение оборудования и мягкого инвентаря (по дифференцированным нормам, в зависимости от профиля отделения);
7) командировочные расходы в соответствии с действующими нормами;
8) расходы на капитальный ремонт зданий (на основе финансово-сметных расчетов);
9) прочие расходы: оплата летных часов санитарной авиации, проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.).
Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов учереждений здравоохранения