Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа действующей организации расчетов дать рекомендации по совершенствованию безналичных расчетов, вскрыть имеющиеся недостатки и достоинства различных форм организации безналичных расчетов.
Всё вышесказанное позволяет определить следующие основные правила проведение безналичных расчётов: движение средств по банковским счетам опосредствуется движением расчётных документов, которые рассматриваются как платёжные инструкции клиента; движение документов происходит в определённой последовательности, которая называется документооборотом, она зависит от содержания платёжных инструкций; форма расчётного документа, его реквизиты, количество регламентируются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения; списание средств со счёта плательщика происходит в пределах остатка счёта в календарной очерёдности; при недостаточности средств на счёте плательщика для выполнения обязательств соблюдается очерёдность платежей; списание средств со счёта плательщика происходит с учётом срока платежа; со стороны плательщика осуществляется контроль за наличием на счёте средств, необходимых для выполнения обязательств, возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.
Безналичные расчеты приобретают особую актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку позволяют заметно увеличить эффективность банковской деятельности и снизить до минимума затраты на банковские операции. Дело в том, что безналичные расчеты выполняются банками посредством перечислений по счетам, используемых для замещения наличных денег. Фактически, безналичные расчеты включают в себя всю совокупность форм и способов расчетов и требования, предъявляемые к таким расчетам зависят от уровня развития и методов управления народным хозяйством.
При наличии общих правил проведения расчётов безналичные расчёты обладают большим многообразием. Для исследования их особенностей можно использовать различные критерии, среди которых традиционными являются: состав участников, размер платежа, платёжный инструмент, форма расчётов.
Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц. Рост платежного оборота, и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек обращения и сокращения трудовых затрат.
Данная проблема не может быть решена при массовом использовании существующих форм денег, т.к. в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обусловливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Основной путь ее решения - это использование так называемой "безбумажной" технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран с рыночной экономикой в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и создания специализированных технических устройств для их автоматической обработки.
В нашей стране была разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения. Системный замысел соответствует научно-техническому уровню современного, банковского производства и приемлем при незначительной модификации для любой банковской системы, как существующей, так и перспективной. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.
Процесс автоматизации разворачивается в кредитно-финансовой сфере на нескольких уровнях. С одной стороны, кредитными институтами вводятся сложенные внутрибанковские и межбанковские системы, а также электронные технические средства, обслуживающие область оптового банковского бизнеса. С другой стороны, внедряются системы розничного автоматизированного обслуживания клиентов – как юридических, так и физических лиц.
Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов, населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания частных лиц на дому и на рабочем месте, как способ доведения розничных услуг до потребителя и некоторые другие.
Следующая форма безналичного денежного оборота – пластиковая карточка, платёжный инструмент, посредством которого её держатели могут осуществлять безналичные расчёты и получать наличные денежные средства. Расчёты пластиковыми карточками предполагают наличие определённой системы, в состав которой входят банки и иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием пластиковых карточек. В составе системы выделяют её владельца, банк-эмитент, банк-эквайер. Владельцем системы является лицо, которое определяет правила и стандарты проведения участником различных операций с использованием пластиковых карточек и обладает определёнными обязательствами.
Среди банков, входящих в систему, особое место занимают банки-эмитенты, которые осуществляют эмиссию карточек, а также расчётное кассовое обслуживание держателей данных карточек. Банк-эквайер – это банк, проводящий операции по обслуживанию карточек, что определяется как эквайринг. Эти операции разнообразны и отражают деятельность банка: по сбору и обработке информации, поступающей от предприятий торговли и сервиса, банкоматов, пунктов выдачи наличных денежных средств; передаче обработанной информации; расчётному обслуживанию предприятий торговли и сервиса; кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом.
Приведённый перечень показывает, что использование карточек не ограничивается безналичными расчётами, предполагает получение наличных денежных средств и участие в иных операциях, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Банк-эмитент является и банком-эквайером, но банк-эквайер не обязательно есть банк-эмитент, хотя все они рассматриваются как уполномоченные банки, то есть действующие на основании соответствующей лицензии Национального банка Республики Беларусь.
Безналичные расчёты с использованием пластиковых карточек совершаются согласно договору, заключаемому банком с владельцем системы расчётов по установленным им стандартам и правилам. Перечень систем, действующих на территории Республики Беларусь и с владельцами которых банки вправе заключать договоры, публикуется Национальным банком страны. системы (например, ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белпромстройбанк» и др.) и международные системы (VISA В их состав входят внутренняя система «БелКарт», внутренние частные, Eurocard/Mastercard и др.). Под частной системой понимают систему, в которой участником является только один банк-эмитент. Внутренняя система предполагает, что участник и владелец являются резидентами, международная система требует наличия нерезидента как среди участников, так и (или) в качестве её владельца.
Для отражения операций с использованием карточек применяется карт-счёт, который открывается банком-эмитентом клиенту на основании заключённого между ними договора карт-счёта. В зависимости от того, кто является владельцем счёта, карточки бывают личными и корпоративными. Личная карточка выдаётся на основании договора, заключённого с клиентом физическим лицом или по доверенности физического лица.
Корпоративная карточка выдаётся на основании договора, заключённого с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при этом держателем карточки выступает физическое лицо, которое осуществляет операции с использованием карточки, что предполагает наличие трудового договора между держателем и клиентом и, как правило, доверенности клиента.
Система, построенная на предоплаченных карточках с полным учётом операций, аналогична системам с дебетовыми и кредитными карточками и предполагает ведение эмитентами полного учёта движения средств с открытием счёта каждому клиенту. Карточка электронных денег рассматривается как заменитель наличных денежных средств и имеет хождение на уровне банкнот и монет, что позволят её владельцу передавать хранящиеся на ней электронные деньги другому лицу без использования его банковского счёта.
Учёт владельцев карточек электронных денег, а также операций с ними в банке-эмитенте не ведётся, эмитент несёт только обязательства по погашению электронных денег, хранящихся на карточке, перед её предъявителем.
Расчёты по операциям с использованием пластиковых карточек осуществляются в форме дебетового банковского перевода с применением карт-чеков, которые представляют собой документ первичного учёта, сформированный устройством регистрации операций с участием пластиковой карточки.
Электронные деньги — это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям:
фиксируются и хранятся на электронном носителе.
выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость.
принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.
Термин «электронные деньги» является относительно новым и часто применяется к широкому спектру платежных инструментов, которые основаны на инновационных технических решениях. Следствием этого, является отсутствие единого, признанного в мире определения электронных денег, которое бы однозначно определяло их экономическую и правовую сущность.
Электронным деньгам свойственно внутреннее противоречие — с одной стороны они являются средством платежа, с другой — обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах. Такой парадокс можно пояснить с помощью исторической аналогии: в свое время банкноты тоже рассматривались, как обязательство, которое подлежит оплате монетами или драгоценными металлами. Очевидно, что с течением времени, электронные деньги будут являться одной из разновидностей формы денег (монеты, банкноты, безналичные деньги и электронные деньги). Так же очевидно, что в будущем центробанки будут производить эмиссию электронных денег, так же как сейчас чеканят монету и печатают банкноты.
Распространённым заблуждением является отождествление электронных денег с безналичными деньгами.
Электронные деньги, являясь неперсонифицированным платежным продуктом, могут иметь отдельное обращение, отличное от банковского обращения денег, однако могут и обращаться в т.ч и в государственных или банковских платежных системах.
В соответствии с Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 г. N 201, под электронными деньгами понимаются хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов и выражающие сумму обязательств эмитента перед держателем по погашению электронных денег. Таким образом, по своей сути титульная стоимость электронных денег должна выражать номинальную стоимость денежных средств, внесенных держателем эмитенту этих электронных денег. Однако для того чтобы электронная стоимость стала электронными деньгами, она должна обладать одним важным свойством обычных денег - возможностью служить средством платежа, т.е. стоимость, записанная на электронном устройстве, должна приниматься по номиналу наряду c традиционными деньгами в предприятиях торговли и сервиса, не принадлежащих эмитенту.
Другой важной характеристикой электронных денег, отличающих их от других предоплаченных продуктов, является то, что электронная стоимость является не персонифицированной, т.е. обмен электронных денег на наличные денежные средства и осуществление операций с ними не требует подтверждения личности их держателя. Таким образом, электронные деньги, по аналогии с обычными деньгами, являются инструментом на предъявителя.
Принимая во внимание специфику института электронных денег, Национальный банк Республики Беларусь определил, что эмиссию электронных денег на территории Республики Беларусь могут осуществлять только банки. Кроме того, распространение электронных денег может осуществлять юридическое лицо - агент по договору с банком-эмитентом.
Эмитируемые банками электронные деньги могут быть номинированы в белорусских рублях или в иностранной валюте.
Задача развития безналичных расчетов населения чрезвычайно актуальна и сулит немалые выгоды как в целом для государства, так и для населения, а также для банковской системы и торговых (бытовых) организаций. Т.к. тем самым сократит потребность в наличных деньгах и уменьшит издержки обращения, а также позволит ускорить оборот денежных средств в хозяйстве, расширить рынок платных услуг и будет способствовать росту сбалансированности денежных доходов и расходов населения.
Для населения развитие безналичных расчетов привлекательно с точки зрения удобства осуществления расчетов за приобретаемые товары длительного пользования, повышения безопасности при расходовании денежных средств. Для банковской системы расширение безналичных расчетов создает возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов и увеличения доходов за счет развития новых видов платных услуг.
Перспективным направлением развития и совершенствования безналичных расчетов населения через банки является внедрение новой техники и технологии в банковскую практику.
Сегодня осуществлять банковские операции в таких гигантских объемах, в нужном темпе с высокой точностью немыслимо без современных информационных технологий, базирующихся на хорошо отлаженных локальных, региональных и глобальных компьютерных системах.
Развитие системы безналичных расчетов в Республике Беларусь находит государственную поддержку. Ведь именно государство должно быть заинтересовано в широком привлечении средств населения в банки, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и контроле за операциями на потребительском рынке.