Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рост розничного
кредита опережает рост активов
российского банковского
Розничный кредит растет
опережающими темпами по сравнению
с депозитами физлиц. В то же время
население остается нетто-кредитором:
по состоянию на 1 ноября 2007 г. вклады
физлиц (4,7 трлн руб., или 189,5 млрд долл.)
превышали кредиты физлицам (3,0 трлн руб.,
или 122,4 млрд долл.) в 1,5 раза (рис. 3.2.7). Банки
вошли в зону турбулентности. Хотя Россия
и находится на периферии мирового финансового
рынка, двойной кризис (глобальный кризис
ликвидности и кризис ипотеки sub-prime в США)
существенно влияет на деятельность российских
банков. Основное следствие глобального
кризиса ликвидности для российского
финансового рынка - дефицит ликвидности,
проявляющийся, в частности, в росте ставок
МБК, особенно в налоговые периоды (рис.
3.2.8).
Рис. 3.2.7. Темпы роста
кредитов, выданных физлицам, и вкладов
физлиц за 10 мес. 2007 г.
До августа приток
иностранного капитала был основным
источником роста российского банковского
сектора. Оскудение этого источника
снизило темп роста капитала и
банковских активов, включая кредитные
портфели. Замедление роста банков
тормозит рост экономики.
Рис. 3.2.8. Ставки однодневного
МБК mosprime rate
Переоценка рисков
банковского сектора вывела на первое
место риск ликвидности, обошедший
прежних лидеров - кредитный риск
и риск регулирования. Рост волатильности
финансового рынка усиливает
роль процентного и валютного
риска.
Все значительнее становится
роль ЦБ РФ как гаранта стабильности
банковской системы, поддерживающего
ликвидность в национальном банковском
секторе.
Перспективы скорейшего
преодоления мировыми финансами
зоны турбулентности маловероятны - их
будет лихорадить, по меньшей мере,
первую половину 2008 г. Поэтому российским
банкам следует приготовиться к
новой фазе глобального кризиса
ликвидности. Возможен переход двойного
кризиса в рецессию экономики
США. Снижение спроса со стороны главного
импортера мира вызовет снижение
мирового спроса и обвал цен на
энергоносители, что является основным
риском для нашей экономики.
Усиление дефицита
ликвидности и волатильности
рынка может привести к точечным
дефолтам банков. Возрастет число
убыточных банков, хотя фактический
убыток может быть скрыт, например,
снижением резервов. В условиях сжатия
ликвидности наибольшие трудности
с рефи- нансированием испытывают
мелкие банки, для которых становятся
недоступны каналы МБК. Мелкие и средние
банки не способны в условиях дефицита
ликвидности удовлетворять
Важное следствие дефицита ликвидности - торможение процесса секьюритизации активов.
3.3 Обобщение основополагающих
аспектов регулирования
Одним из ключевых элементов
концепции реформирования бюджетного
процесса является оценка эффективности
бюджетных расходов, то есть оценка
качества и объема предоставленных
услуг. Переход к бюджетированию
по результатам деятельности обусловливает
необходимость проведения контроля
эффективности использования
Контроль эффективности
предусматривает не только выявление
законности использования ресурсов
бюджетной системы, констатацию
фактов отклонений в финансово-хозяйственной
деятельности объектов контроля от норм
действующего законодательства, выработку
предложений по их устранению, но и
оценивает состояние объекта
контроля в целом, достижение им запланированных
целей. Контроль эффективности ориентирован
на конечный результат с принятием
мер по устранению финансовых и иных
нарушений и доведение до логического
завершения результатов контрольных
мероприятий.
Экспертиза финансово-
При комплексной
оценке эффективности бюджетных
расходов и управления государственной
и муниципальной собственностью
анализируются: социальная эффективность
с точки зрения достижения определенных
социально значимых результатов
от предоставленных бюджетных
Например, экономическая
эффективность при
Таким образом, эффективность
государственного финансового контроля
может рассматриваться, с одной
стороны, как его влияние на эффективность
использования государственных
и муниципальных ресурсов, с другой
как собственно эффективность осуществления
контрольной деятельности. Для оценки
результативности контрольной деятельности
должны быть использованы методы статистического
анализа (анализ индексов, регрессионный
анализ и т.п.), хорошо известные из
вузовских курсов.
Результативность
контрольной деятельности, по нашему
мнению, следует оценивать количеством
достигнутых результатов в
Результативность
государственного финансового контроля
во многом зависит, как от результатов
контрольной деятельности органов
государственного финансового контроля,
так и от затрат на осуществление
самого государственного финансового
контроля. При этом снижение затрат
является важным элементом оценки результативности.
Это позволяет определить контуры
содержания всех форм (предварительного,
текущего и последующего) контроля,
его главные цели и методологию
осуществления. Как показывает опыт,
снижение затрат не всегда приводит к
повышению эффективности. Регулирование
затрат органов государственного финансового
контроля необходимо осуществлять таким
образом, чтобы сохранялась
При определении
степени результативности государственного
финансового контроля в части
его влияния на эффективное использование
бюджетных ресурсов выделить ту долю
управленческого эффекта, которая
падает именно на государственный финансовый
контроль, не представляется возможным.
Общий критерий управленческого
эффекта, значение факторов и система
показателей пока не нашли отражения
в статистической отчетности. Между
тем реализация мероприятий государственного
финансового контроля в полном объеме
способствует укреплению финансовой дисциплины
и эффективному использованию ресурсов
бюджетной системы, от которых зависит
положительная динамика объемов
фактических расходов, в том числе
имеющих социальный характер, направляемых
на достижение общественно значимых
целей и получение социального
эффекта в таких сферах как
здравоохранение, образование и
т.д. В связи с этим можно предположить,
что критерием социального
Целостное представление
о результативности государственного
финансового контроля должно исходить
из согласованности его задач
с перспективными целями бюджетной
политики государства, воздействия
внешних и внутренних факторов, оказывающих
влияние на реализацию результатов
контрольной деятельности органов
государственного финансового контроля.
Среди внешних факторов,
оказывающих влияние на повышение
качества контрольной деятельности,
следует выделить своевременное
устранение недостатков по результатам
контрольных мероприятий
Можно сформулировать
ряд основных направлений, позволяющих
достичь высшей степени результативности,
а именно:
- соблюдение контрольно-
- использование тех
методов контроля, которые обеспечивают
наибольшую вероятность
- внедрение в контрольный
процесс новых технологий, координация
контрольной деятельности в
(муниципальными) финансами,
в том числе по выработке
государственной политики в
- усиление информационного
взаимодействия с
- формирование
- установление и
соблюдение
Сегодня среди первоочередных
задач для повышения
Определяющим в
достижении максимальной результативности
государственного финансового контроля
является реализации результатов деятельности
контрольно-счетных органов в
полном объеме посредством усиления
взаимодействия с правоохранительными
органами, а также упорядоченности
процедуры оперативного устранения
недостатков. В связи с этим достаточно
важно соблюдать единый подход к
реализации результатов контрольной
деятельности и вытекающими из этого
обстоятельствами. Такой подход к
организации сквозной системы исполнения
результатов контроля, охватывающий
«результаты—меры—отчетность», актуален,
поскольку содержит признаки результативного
контроля, гармонично сочетающегося
с механизмом управления и учета.
Это означает не что иное, как
встраивание системы контроля в
планы социально-экономического развития
страны, направленное на достижение социально
значимых результатов.
Надлежащая реализация
результатов контрольной