Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать направления государственной поддержки малых предприятий в Российской Федерации и разобрать направления их совершенствования.
Поставлены следующие задачи:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
рассмотреть проблемы финансирования российского малого бизнеса;
привести статистические данные.

Содержание

Введение….................................................................................................................................3
Глава 1. Малый бизнес и финансовая поддержка со стороны государства.........................5
Понятие малого бизнеса.....................................................................................................5
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса..............................................9
Проблемы финансирования российского малого бизнеса.............................................15
Глава 2. Статистика в малом бизнесе...................................................................................19
Заключение..............................................................................................................................23
Список использованной литературы................

Работа состоит из  1 файл

Государственная финансовая поддержка малого бизнеса.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

 Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

  • созданию новых рабочих мест;
  • внедрению новых товаров и услуг;
  • удовлетворению нужд крупных предприятий;
  • обеспечению специализированными товарами и услугами.

 Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.

 Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза (в страховании - часть ущерба, не выплачиваемая (удерживаемая) компанией при наступлении страхового случая (события)).

 Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе. 
  Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия [4]. 
  Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.
 
 
 
 

 1.2 Финансовая поддержка малого бизнеса 

 Субъекты Российской Федерации разрабатывают программы по развитию малого бизнеса. Оказывают имущественную и организационную поддержку. В частности, местным властям в собственность предоставляют объекты жилого фонда, которые они отдают в аренду малому бизнесу по льготным ставкам.

 Финансовая поддержка – это различные субсидии, например, на компенсацию процентов по банковским кредитам, на арендную плату, государственные инвестиции, а также гарантии (поручительства), которые предоставляются за счет средств бюджета. Такие гарантии могут понадобиться предпринимателям, например, при получении кредита.

 Ю. Болдырев в своей статье [8] отмечает, что финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого бизнеса, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров (алкоголь, оружие), а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением обще распространенных (на другие формы поддержки эти субъекты имеют право).

 Такая форма поддержки может развития малого предпринимательства может осуществляться на любом уровне (федеральном, региональном и местном). При этом предусмотрено делегирование таких возможностей с федерального на региональный и муниципальный уровни.

 Правда, в оказании государственной финансовой поддержке конкретной предпринимательской структуре может быть отказано, если, например, ранее в отношении заявителя уже было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли или с момента признания субъекта малого предпринимательства, допустившего нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившего целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года. Вместе с этим, предусмотрено, что любой субъект малого предпринимательства в заявительном порядке может обратиться с просьбой об оказании поддержки и участии в соответствующих программах, причем он должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, согласно статье 14 Федерального закона № 209 – ФЗ от 24.07.2007 г.

 Для поддержки субъектов малого предпринимательства образуется система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность или привлекающихся в качестве поставщиков в целях размещения заказа на поставку товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд или реализации программ малого предпринимательства на всех уровнях, обеспечивающая условия для создания субъектов малого предпринимательства и оказания им поддержки. Эта система организаций является инфраструктурой поддержки субъектом малого предпринимательства. В нее включаются также центры  и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого предпринимательства. Наряду с указанной формой поддержки малого предпринимательства субъекты Российской Федерации должны самостоятельно, за счет средств бюджета, оказывать помощь и в иных формах.

 Финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в следующих основных направлениях [7]:

  • субсидирование проектов начинающих предпринимателей - безвозмездная и безвозвратная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции не более двух лет назад, в размере, не превышающем 350 тыс. рублей;
  • субсидирование субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях, - безвозмездная и безвозвратная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях, в размере, не превышающем 2,5 млн. рублей;
  • компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков - безвозмездная и безвозвратная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях, в виде субсидии для возмещения процентной ставки по кредитам в кредитных организациях;
  • компенсация части выплат по договорам финансовой аренды (лизинга) - безвозмездная и безвозвратная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях, в виде субсидии для возмещения затрат, связанных с выплатами по договорам финансовой аренды (лизинга);
  • субсидирование инновационных высокотехнологичных проектов - осуществляется путём предоставления субъектам малого предпринимательства финансирования в размере, не превышающем 1 млн. рублей.

 Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

 Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям.

 Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

 Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

 Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере [5].

 Многие  региональные власти организуют государственную поддержку малого бизнеса путем создания благоприятных условий для развития небольшого бизнеса, а именно - снижают ставки местных налоговых сборов, что позволяет предпринимателю увеличить собственный капитал.

 Некоторые регионы также предоставляют  возможность приватизировать предпринимателям помещения, которые они занимают долгое время. Такой шаг является неявной формой государственной финансовой поддержки малого бизнеса, имея помещение, начинающий предприниматель может рассчитывать на получение банковского кредита на более выгодных условиях.

 В зависимости от источника получения денежных средств финансирование бывает: 
внутреннее; 
внешнее. 
  Внутренние финансовые ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д. 
Основные формы внешнего финансирования - это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д.

 Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные. 
Основной упор в финансировании субъектов малых предприятий надо делать на внебюджетные источники - банковское и небанковское кредитование, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и так далее [5].

 Также существуют другие формы поддержки малого бизнеса.

 Имущественная поддержка – это возможность для субъектов малых предприятий получать в аренду государственное и муниципальное имущество, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, транспорт, инструменты, инвентарь на льготной или безвозмездной основе. Однако переданное на таких условиях имущество запрещается продавать, передавать в залог и вносить его в качестве уставного капитала организации.

 Информационная поддержка осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления путем размещения на своих официальных сайтах и в средствах массовой информации (СМИ) информации о всех программах поддержки малых предприятий, которые действуют в регионе, указывающей, где и как получить соответствующую помощь, какие нормативные акты для этого приняты, а также информации из области маркетинга, экономики, технологии производства и др.

 Консультационная поддержка оказывается малым предприятиям в виде создания специализированных организаций, участвующих в реализации программы поддержки и осуществляющих консультационные услуги, например, по юридическим, бухгалтерским и другим вопросам. Как правило, консультации бесплатны. Если же нет, то документально подтвержденные затраты на оплату этих расходов можно будет компенсировать за счет специальных средств.

 Поддержка по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров заключается в виде создания органами власти и местного самоуправления условий для повышения профессиональных знаний специалистов, учебно-методической, научно-методической помощи кадрам малых предприятий [6].

 Таким образом, потенциальными ресурсами финансовой поддержки государства являются:

  • отмена авансовой системы уплаты налогов или ее смягчение по сравнению с установленной;
  • авансовый порядок уплаты единого налога без перерасчета;
  • увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;
  • установление временного специального порядка работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющего по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога;
  • развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита);
  • стимулирование экспорта малого предпринимательства через банковскую систему и систему гарантий, посредством льготных кредитов под подписанные контракты развитие; страхование экспортных кредитов;
  • заключение инвестиционных соглашений между государством и крупными сообществами малого предпринимательства, с предоставлением льготных кредитных схем под реализацию конкретных проектов;
  • «квазиконтракты» по поддержке малого предпринимательства;
  • предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации;
  • введение преференций для малого бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд [6].

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансирование малого предпринимательства – это очень трудоемкий и сложный процесс. Россия в этом вопросе отстает от Европы. Нам нужно усилить контроль за целесообразным использованием бюджетных средств для малого предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса