Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать направления государственной поддержки малых предприятий в Российской Федерации и разобрать направления их совершенствования.
Поставлены следующие задачи:
привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
рассмотреть проблемы финансирования российского малого бизнеса;
привести статистические данные.

Содержание

Введение….................................................................................................................................3
Глава 1. Малый бизнес и финансовая поддержка со стороны государства.........................5
Понятие малого бизнеса.....................................................................................................5
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса..............................................9
Проблемы финансирования российского малого бизнеса.............................................15
Глава 2. Статистика в малом бизнесе...................................................................................19
Заключение..............................................................................................................................23
Список использованной литературы................

Работа состоит из  1 файл

Государственная финансовая поддержка малого бизнеса.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

 1.3 Проблемы финансирования российского малого бизнеса 

      Основной  отличительной особенностью малых  форм организации производства является высокая мобильность, обеспечивающая быстрое перемещение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в сферы  повышенного спроса. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Поэтому для его успешного функционирования требуется соответствующее законодательное, имущественное, финансовое, кадровое, информационное, организационно-методическое и техническое обеспечение. Сегодня наиболее острыми проблемами, сдерживающими развитие малого бизнеса, являются отсутствие серьезной финансовой поддержки и несовершенство нормативно-правовой базы [4]. Первое положение подтверждает анализ источников финансирования малых предприятий (см. табл. 1.3.1). 

      Таблица 1.3.1 

      Источники финансирования развития малых предприятий (в %х).

Виды источников Все предприятия «Молодые» «Взрослые»
Внутренние  источники

В том числе:

- доходы от  деятельности малых предприятий

- личные средства  учредителей

Внешние источники

В том числе:

- кредиты  банков

- средства  новых компаньонов

- частные  займы

- займы других  организаций

Нет возможности  развиваться

76,4 

67,0

21,7

25,5 

9,4

6,6

17,9

9,4

21,7

80,0 

72,0

28,0

32,0 

8,0

12,0

20,0

8,0

16,0

75,3 

65,4

19,8

23,5 

9,9

4,9

17,3

9,9

23,5

 

     Таким образом, финансирование малого бизнеса  может осуществляться из внутренних и внешних источников предприятия (кредиты, займы (у юридических и физических лиц), и за счёт бюджетного финансирования малого и среднего бизнеса).

     Основным  же источником финансирования малого бизнеса являются собственные средства владельцев малых предприятий и  прибыль, полученная в результате деятельности бизнеса. Зачастую собственных средств катастрофически не хватает, причём нехватка финансов может ощущаться как на этапе создания бизнеса (так называемый стартовый капитал), так и в процессе развития предприятия.

     Недостаток  финансирования малого бизнеса может не только разрушить все планы на дальнейшее расширение бизнеса, но и поставить под угрозу саму деятельность предприятия. Если у крупных организаций и предприятий есть больше способов решить проблему финансирования, например, провести эмиссию акций предприятия, то малый бизнес такой возможности не имеет. 

   Получение кредита является ключевой проблемой  малого бизнеса. Сегодня докризисные  тенденции наращивания банковских портфелей кредитов малому и среднему бизнесу сменились на прямо противоположные: на фоне сокращения числа малых и средних предприятий, объемов и прозрачности их бизнеса усложнилась оценка кредитоспособности малых и средних предприятий; ужесточились требования банков к финансовому состоянию и периоду работы на рынке и условия кредитования (суммы кредитов снизились в 2 – 2,5 раза, сроки кредитования – до 1 – 2 лет, процентные ставки повысились до 20 – 25% годовых в рублях и выше, большинство банков ужесточило подходы к залогам). Кроме того, сейчас кредитование малого бизнеса проводится только для тех предприятий, которые уже отработали более шести месяцев после регистрации, а в некоторых банках этот срок может достигать и трех лет.

   Банки предоставляют кредит для предпринимателей на организацию или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, для приобретения нового оборудования, движимого или недвижимого имущества и т.д. Одна из проблем, с которой сталкиваются субъекты малого предпринимательства, – это достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Средняя максимальная процентная ставка, по которой выразили готовность платить опрошенные предприниматели, на сегодняшний день составляет от 10 до 13% годовых. Большинство банков же официально предлагают ставки выше тех, по которым готовы платить предприниматели. Все это не способствует росту привлекательности банковских структур и их продуктов у субъектов малого предпринимательства.

   Одной из актуальных проблем при кредитовании малых предприятий является проблема наличия ликвидного обеспечения. Для того чтобы получить банковский кредит, предприниматели должны предоставить банку ликвидный залог в виде оборотных средств, собственного движимого или недвижимого имущества или же имущества третьих лиц, а также гарантией для банков служит поручительство третьих лиц [6].

   В связи c трудностью получения кредита появилась новая государственная программа поддержки кредитования малого бизнеса, осуществляемая корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Согласно этой программе, Внешэкономбанк получает от государства средства, которые потом распределяет между банками (банками-партнерами), желающими финансировать малый бизнес. Внешэкономбанк выдаёт средства банкам под определённый процент, а банки, в свою очередь, добавляют к нему свою выгоду. Но общая сумма процентов всё равно получается ниже, чем по другим кредитам малому бизнесу.

 Наиболее  же привлекательный вариант для  малого бизнеса – финансирование за счёт бюджета, т.к. в этом случае денежные средства возвращать не нужно, и процент за их использование не начисляется. Единственное, что нужно сделать – представить отчёт о целевом расходовании данной финансовой поддержки. 

 В рамках целевых программ, разработанных  на общегосударственном уровне и  в регионах, финансирование малого бизнеса осуществляется на определённых условиях. То есть чтобы получить субсидии, предприятие должно соответствовать определённым требованиям, которые могут несколько отличаться в зависимости от конкретной программы поддержки малого бизнеса. Есть и обязательные условия, которые действуют для всех целевых программ. К ним относятся следующие требования:

  • предприятие должно быть включено в Единый реестр субъектов малого предпринимательства;
  • предприятие не должно иметь задолженности по платежам в бюджет;
  • отсутствие просроченной задолженности по кредитам.

 Следует также учитывать, что бюджетное  финансирование малого бизнеса в  рамках различных программ проходит в основном на конкурсной основе [5].

 Таким образом, для решения проблем финансирования малого предпринимательства необходимо:  на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, предоставлять налоговые льготы банкам, кредитующим субъектов малого бизнеса; оптимизировать налогообложение малого предпринимательства, чтобы налоговое бремя не являлось причиной ликвидации деятельности субъектов малого бизнеса; совершенствовать работу лизинговых компаний, предоставлять налоговые и иные льготы тем из них, которые предоставляют свои услуги малым предприятиям по низким процентным ставкам; привлекать для финансирования малых предприятий службы занятости, чтобы их средства шли не только на выплату пособий по безработице, но и, например, на льготное кредитование тех предпринимателей, которые помогают решать проблему занятости населения; увеличить количество государственных заказов, предоставляемых малым предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение; повысить ответственность региональных органов власти за поддержку и развитие малого бизнеса, контролировать целевое использование бюджетных средств на финансово-инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства [5].

 Исходя  из этого, сделаем вывод, о том, что  главные проблемы финансирования российского  малого бизнеса, это:

  • получение кредита;
  • высокая ставка по налогам;
  • следует предоставлять налоговые льготы;
  • плохой контроль за целевым использованием бюджетных средств на поддержку малого предпринимательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Статистика в малом бизнесе 

 Современная российская экономика строится таким образом, что большая часть представителей малого и среднего бизнеса предпочитают не показывать полные статистические данные о своем предприятии.  

 В любом  государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реальность такова, что частные предприятие не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в  частном бизнесе.

 На основании  статистики в малом бизнесе государственные органы также могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

 Несмотря  на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся  данных можно сделать некоторые  выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП российской Федерации составляет около 40 %, а на малых и средних предприятиях работает около 60 % населения. Представленные данные не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики, то есть легальную финансово-хозяйственную деятельность с элементами нарушения налогового, трудового и гражданского законодательства [9]. 

 Около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

 Более «чистая» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.

 По мнению государственных органов, в течение  ближайших 10 лет доля малого бизнеса  в ВВП нашей страны должна составить 60 – 70 %, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.

 В 2010 году Министерством Экономического Развития России было увеличено финансирование поддержки малого бизнеса на 6,2 миллиарда рублей, общий бюджет программы составил 10,5 миллиардов рублей. По итогам 2010 года из регионов поступило заявок на 21 миллиард рублей, заявок поступило в 3 раза больше чем в предыдущем году.

 Министерством Экономического Развития России было принято решения о выделение 1,7 миллиарда рублей 56 регионам на грантовую поддержку малого и среднего бизнеса для открытия собственного бизнеса.

 На развитие и улучшение условий бизнеса  в 2010 году поступило в 7 раз больше запросов.

 В будущем  Министерство экономического развития планирует перенести финансирование малого и среднего бизнеса в программы муниципалитетов. Основные программы по помощи малому бизнесу должны находиться в муниципалитетах, а в регионах должны остаться только крупные предприятия со своей инфраструктурой. Благодаря мерам поддержки развития предпринимательства бюджеты отдельных регионов выросли в десятки раз.

 Программы поддержки малого бизнеса направлены на изменения условий внешней среды для последующего развития условий внутренний среды предприятия.

 В 2010 году начали постепенно уменьшать грантовую поддержку, потому что уровень безработицы снижается. Но более 2 млрд. рублей было направлено на поддержку стартующих компаний. Порядка 2 млрд. рублей выдают компенсации инновационным компаниям. Это очень важное новое направление поддержки.

 Выделяют такой приоритет, как модернизация бизнеса. Здесь речь идет о технологическом переоснащении, о внедрении технологий, которые уже существуют и конкурентоспособны за рубежом. Ключевым инструментом здесь является лизинг. В этом году выделили ресурсов на 1 млрд. 235 млн руб. на поддержку лизинга в 49 регионах. Это примерно означает субсидирование на 12-15 млрд. рублей лизинга нового технологического оборудования, машин для малого бизнеса. В том числе эти ресурсы направляются и на такую программу, как «Лизинг-грант», когда начинающий предприниматель получает на руки не деньги, а субсидирование лизинга оборудования или первый взнос [10].

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса