Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
Привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
Определить роль государства в создании условий для развития малого предпринимательства.
Рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

Содержание

Введение 3 стр.
Глава 1 Теоретические основы финансирования малого бизнеса. 5 стр.
Роль и значение малого бизнеса в экономике. 5 стр.
Правовые основы государственного регулирования малого бизнеса. 8 стр.
Основные направления и формы государственной поддержки малого бизнеса. 11 стр.
Глава 2 Анализ состояния малого бизнеса Москвы и его финансовая поддержка. 14 стр.
2.1 Развитие сферы малого бизнеса Москвы в условиях мирового финансово-экономического кризиса. 14 стр.
2.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. 19 стр.
Глава 3 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. и пути ее совершенствования. 23 стр.
3.1 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. 23 стр.
3.2 Предложения по усовершенствованию Городской программы поддержки малого предпринимательства Москвы. 26 стр.
Заключение 28 стр.
Список литературы 30 стр.

Работа состоит из  1 файл

полное.docx

— 68.09 Кб (Скачать документ)

План

Введение                                                                                                      3 стр. 

Глава 1 Теоретические  основы финансирования малого бизнеса.        5 стр.

    1. Роль и значение малого бизнеса в экономике.                                 5 стр.
    2. Правовые основы государственного регулирования малого бизнеса. 8 стр.
    3. Основные направления и формы государственной поддержки малого бизнеса.                                                                                               11 стр.

Глава 2 Анализ состояния  малого бизнеса Москвы и его финансовая поддержка.                                                                                                14 стр.

2.1 Развитие сферы малого бизнеса Москвы в условиях мирового финансово-экономического кризиса.                                                                       14 стр.

2.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. 19 стр. 

Глава 3 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. и пути ее совершенствования.                                                                                    23 стр.

3.1 Городская  целевая программа развития и  поддержки малого и среднего  предпринимательства в городе  Москве на 2010-2012 гг.                      23 стр.

3.2 Предложения по усовершенствованию Городской программы поддержки малого предпринимательства Москвы.                                                  26 стр.  

Заключение                                                                                                28 стр. 

Список литературы                                                                                    30 стр. 
 
 
 
 
 

   Введение

   В настоящее  время в экономике России ключевым источником роста эффективности  производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

   Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

   Как убедительно  показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют  в кратчайшие сроки осуществить  структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей-собственников.

   Предприятия малого бизнеса являются гибкой и  динамичной формой реализации предпринимательской  деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для  достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы  и потребительских услуг. Предприятия  малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая  свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие  монополизму крупных фирм.           Актуальность проблемы проявляется  в том, что развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

   Цель  работы - проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:

  1. Привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
  2. Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
  3. Определить роль государства в создании условий для развития малого предпринимательства.
  4. Рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
  5. Проанализировать Городскую целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.
  6. Предложить пути совершенствования городской программы поддержки малого бизнеса Москвы.

       В качестве объекта исследования выступает  сектор малого предпринимательства  в стране вообще и в г. Москва в частности. Предметом исследования является система экономических взаимоотношений между государственными органами и субъектами малого предпринимательства.

   При написании  работы применялись монографический  и аналитический методы исследования.

   Информационной  базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические и электронные источники.

   Глава 1 Теоретические основы финансирования малого бизнеса 

  
    1. Роль  и значение малого бизнеса в экономике

  Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно занимает в экономике  и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений  предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных  форм собственности и различных  секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики  можно говорить о трех группах  предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются  как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

  Чаще всего  под малым предприятием понимается небольшое по количеству или объему производство, основанное на определенной форме собственности. В данном случае учитываются только количественные параметры, в реальности формы собственности  и организации хозяйственной  деятельности предприниматель выбирает самостоятельно.

  В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственный  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  А) от 101 до 250 человек включительно – для  средних предприятий;

  Б) до 100 человек  включительно – для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

  Малый бизнес всячески способствует развитию цивилизованной рыночной экономики. В развитых странах  около половины ВВП создается  именно малыми предприятиями.

  Цели, преследуемые малым бизнесов в целом:

  1. Активизация структурных изменений в экономике;
  2. Ликвидация дефицита, увеличение ассортимента продукции, насыщение рынка пользующимися спросом товарами;
  3. Торможение формирования монополий;
  4. Создание здоровой конкуренции;
  5. Снижение уровня безработицы, трудоустройство работников.

  Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

  Однако, малому предпринимательству присущи и  определенные недостатки, среди которых  можно выделить самые существенные:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении собственным делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

  Мировой опыт свидетельствует, что в экономике  даже самых высокоразвитых стран, где  имеются громадные предприятия  и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного  производства, основная масса валового продукта создается большим количеством  малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством  постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей  потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. 

  1.2 Правовые основы  государственной  поддержки малого  бизнеса

  Для обеспечения  функционирования малого бизнеса необходимо оценить наличие и достаточность  нормативно-правовой базы, определяющей особенности деятельности субъектов  малого предпринимательства, меры государственной  поддержки его развития.

  Конституцией  Российской Федерации установлено  право граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для осуществления предпринимательской  и иной не запрещенной законом  деятельности. Малый бизнес является одним из видов предпринимательской  деятельности.  Деятельность субъектов  малого предпринимательства во многом зависит от государственной политики в области поддержки развития этого вида предпринимательства. Меры государственной поддержки малого бизнеса предусмотрены на федеральном, региональном и местном уровнях. В основу этих мер на любом из уровней положены, во-первых, соответствующий  закон (федеральный, региональный, местный), который устанавливает нормативно-правовую базу создания, функционирования и  развития малых предприятий, во-вторых, соответствующая программа поддержки  малого бизнеса.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса