Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
Привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
Определить роль государства в создании условий для развития малого предпринимательства.
Рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

Содержание

Введение 3 стр.
Глава 1 Теоретические основы финансирования малого бизнеса. 5 стр.
Роль и значение малого бизнеса в экономике. 5 стр.
Правовые основы государственного регулирования малого бизнеса. 8 стр.
Основные направления и формы государственной поддержки малого бизнеса. 11 стр.
Глава 2 Анализ состояния малого бизнеса Москвы и его финансовая поддержка. 14 стр.
2.1 Развитие сферы малого бизнеса Москвы в условиях мирового финансово-экономического кризиса. 14 стр.
2.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. 19 стр.
Глава 3 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. и пути ее совершенствования. 23 стр.
3.1 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. 23 стр.
3.2 Предложения по усовершенствованию Городской программы поддержки малого предпринимательства Москвы. 26 стр.
Заключение 28 стр.
Список литературы 30 стр.

Работа состоит из  1 файл

полное.docx

— 68.09 Кб (Скачать документ)

  Основополагающим  документом, определяющим общие положения  в области государственной поддержки  и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации, устанавливающим  формы и методы государственного стимулирования и регулирования  деятельности субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон № 209-ФЗ.

  Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства  в нашей стране обеспечивается Федеральным  законом № 209-ФЗ, принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями  правительства РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов  РФ.

  На наш  взгляд, нормативно-правовую базу обеспечения  государственной поддержки развития малого предпринимательства можно  представить в виде схемы. 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Схема 1. Нормативно-правовая база обеспечения государственной  поддержки развития малого предпринимательства

  При исследовании законодательной базы, посвященной  проблемам малого предпринимательства, может сложиться мнение, что нормативные  правовые акты, регулирующие малый  бизнес, насыщены преимуществами, стимулирующими и поддерживающими развитие малых  предприятий. На самом же деле можно  с уверенностью говорить о том,  что действующее законодательство во многом несовершенно практически  во всех областях функционирования малого бизнеса.  Например, заметим, Закон  № 209-ФЗ не содержит каких-либо требований специальной регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства  для документального подтверждения  статуса малого предприятия. 
 
 
 
 

  1.3 Основные направления и формы государственной поддержки малого бизнеса

  В любой  стране систематизированная государственная  поддержка малого предпринимательства  имеет колоссальное значение для  экономики в целом, и особенно важна такая протекционистская  политика для малого бизнеса России.

  Очень важным для органов власти является определение  приоритетных  направлений развития малого предпринимательства.

  Основные  направления государственной поддержки:

  1. Создание упрощенной системы ведения отчетности и распределения льгот в сфере налогообложения;
  2. Формирование отлаженной жизнеспособной системы поддержки и развития малого бизнеса;
  3. Открытие доступа к использованию субъектами алого предпринимательства государственных  бюджетных, материально-технических и информационных ресурсов, а также к новейшим научно-техническим и информационным разработкам и технологиям;
  4. Формирование упрощенного порядка регистрации субъектов малого бизнеса, содействие в решении вопросов, связанных  патентованием и лицензированием их деятельности, сертификации их продукции, предоставлении государственной статистической отчетности;
  5. Поощрение внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, содействие в развитии  торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с иностранными государствами;
  6. Налаживание образовательной системы, предоставление возможностей подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для организаций малого предпринимательства. Федеральные органы исполнительной власти должны заниматься в пределах своей компетенции при осуществлении политики, подразумевающей государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, разработкой предложений по улучшению законодательной базы Российской Федерации в сфере государственной поддержки малого предпринимательства;
  7. Проведение анализа малого бизнеса и эффективности проводимых мероприятий по его государственной поддержке;
  8. Организация разработок и реализация федеральных программ государственной поддержке малого бизнеса;
  9. Подготовка предложений о введении для субъектов малого предпринимательства налоговых льгот и льгот в других областях;
  10. Распределение выделяемых федеральным бюджетом средств и различного рода внебюджетных фондов Российской Федерации для оказания поддержки малому предпринимательству.

  Одним из важнейших элементов государственного содействия развитию малого предпринимательства  служит прямая финансовая помощь, осуществляемая посредством льгот и субсидий, предоставляемых малым организациям. Кроме того, возможно предоставление гарантий при оформлении ими займов, кредитов, ссуд у коммерческих источников, не мене важно льготное налогообложение.

  С другой стороны, существенное положительное  влияние оказывает государственное  содействие малому предпринимательству  в виде системы государственных  заказов (в основном используется в  промышленности). Другим элементом  политики по  поддержке малых  предприятий является создание бизнес-инкубаторов, оказание различного рода консультационных услуг малому бизнесу.

  Поддержка малого предпринимательства должна проводиться и на региональном уровне. Существует множество видов подобной поддержки: от прямого финансирования и субсидий до льготных форм кредитования и селективного гарантирования кредитов.

  Правительство РФ перед утверждением федерального бюджета рассматривает на Федеральном  собрании РФ проекты по федерально-значимым программам, по отношению к которым и будет проводиться государственная поддержка малого предпринимательства.

  Финансовое  обеспечение государственной политики в области поддержки малого предпринимательства  ведет Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства, созданный  по инициативе Правительства РФ.

  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  осуществляет заказа федеральных программ по государственной поддержке малого бизнеса. Он тесно связан в своей  работе с государственными и муниципальными фондами.

  Не менее  сложной проблемой является нехватка инвестиционных ресурсов. Государство  оказывать финансовую помощь всем не может, так как не располагает  достаточным количеством денежных средств. Альтернативой является государственная  собственность, которую целесообразнее не выставлять на продажу на аукционах, а сдавать предпринимателям алого  бизнеса на конкурсной основе в долгосрочную аренду под низкий процент (лизинг).

  Большое стимулирующее действие на развитие малого бизнеса может оказать  грамотная налоговая политика государства. Посредством налоговых инструментов проводится дифференциация налогов  для ограничения или стимулирования некоторых видов предпринимательской  деятельности, установление чрезмерно  обременительных налогов не будет  пополнять казну, а со временем разорит  ее, разрушив предварительно сектор малого бизнеса.

  В развитых западных странах широко используются и нетрадиционные виды финансовой помощи, например, лизинговые кредиты, лизинг недвижимости: строительство производственных помещений банком и последующая  сдача его в аренду организации  с условием его постепенного выкупа. Такие виды финансовых услуг необходимо развивать и в России. 
 

  Глава 2 Анализ состояния малого бизнеса Москвы и его финансовая поддержка

  2.1 Развитие сферы  малого бизнеса  Москвы в условиях  мирового финансово-экономического  кризиса.

            В данном параграфе представлены  статистические сведения изменениях  в сфере малого предпринимательства  в Москве, произошедших с ноября 2008 года по март 2010 года.

  Данное  обследование проводилось под руководством НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами развития предпринимательства во всех столичных округах.

  Изменения из-за кризиса в  объемах продаж, выручке

  В числе  наиболее подпавших под влияние  кризиса показателей оказались  объемы продаж предприятий. 

  Таблица №1. Изменения из-за кризиса в объемах продаж

  (Здесь  и данные в процентах) 

  Дата   «+»   «=»   «-»   Н/о   БИ    
  IV кв, 08   9,7   43,1   35,9   11,3   116,9
  I кв, 09   8,4   30,2   52,7   8,7   85,9
  II кв, 09   7,9   30,8   54,9   6,4   83,8
  III кв, 09   7,4   33,6   53,6   5,4   87,4
  IV кв, 09   10,5   36,9   47,1   5,5   100,3
  I кв, 10   11,9   37,0   45,2   5,9   103,7

 
 

  По объемам  производства по истечении первого  квартала 2010 года малому бизнесу не удалось вернуть ситуацию на докризисный  уровень. В 2008 году соответствующий  балансовый индекс (БИ) превышал 100-ый уровень, который соответствует относительно благоприятному состоянию на предприятиях. До четвертого квартала 2009 года индекс держался ниже благоприятного уровня. Пик падения пришелся на II квартал. Далее наметилась повышающая тенденция. Переломными стали последние три месяца 2009 года, когда индекс приблизился к «нулевой» отметке, а затем устремился в зону «плюс».

  Примечание.

  Здесь и  далее используются следующие обозначения:

  - «+» - увеличение (улучшение) показателя;

  - «=» - показатель не изменился;

  - «-» - уменьшение (ухудшение) показателя;

  - Н/о - неопределенные ответы;

  - «БИ» - балансовый  индекс, представляющий собой разность  между числом предприятий, на  которых значение показателя  улучшилось или не изменилось, и теми, где ситуация ухудшилась.

  ВАЖНО: «+» и «-» характеризуют изменение показателя, а не его позитивность/негативность

  Изменения по затратам на производство

  С самого начала кризис сказался в затратах на производство, когда доля предприятий  с увеличившимися производственными  затратами многократно доминировала. В течение трех кварталов 2009 года ситуация развивалась по неблагоприятному сценарию и пик ухудшения пришелся где-то на второй квартал. Далее наметились позитивные сдвиги. БИ стал подрастать и в последнее полугодие несколько  превысил уровень конца 2008 года. Но ситуация остается напряженной, так как почти каждое второе предприятие вынуждено работать с увеличением затрат. (см. таблица 2).

  Таблица №2. Изменения по затратам на производство  
(Данные в процентах)

  Дата   «+»   «=»   «-»   Н/о   БИ    
  IV кв, 08   47,8   37,3   3,8   11,1   93,3
  I кв, 09   52,6   31,9   6,7   8,8   86,0
  II кв, 09   55,6   31,0   6,2   7,2   81,6
  III кв, 09   54,8   32,0   6,5   6,7   83,7
  IV кв, 09   46,6   39,4   6,6   7,4   99,4
  I кв, 10   48,4   36,4   6,9   8,3   94,9

  Изменения цен реализации продукции

  Для повышения спроса на продукцию предприятия  пытаются оптимизировать ценообразование (см. рис.1).

  Ценовое поведение предприятий из-за кризиса  в течение года изменялось незначительно. Каждая вторая фирма, как и в 2008 году, продолжает удерживать цены на докризисном  уровне. Примерно каждое третье предприятие  практикует повышение цен и только каждое десятое их снижение. Тем не менее, имела место и некоторая динамика в ценообразовании. Более интенсивно цены росли во втором квартале. Позже ситуация постепенно изменилась в лучшую сторону. Рисунок 1. Изменения цен реализации продукции

  Изменения фондов оплаты труда

  Мониторинг  фондов оплаты труда был запущен  с января 2009 года и, как оказалось, в относительно лучший период деятельности малого бизнеса (см. данные табл. 3).

  Таблица №3. Изменения фондов оплаты труда  
(Данные в процентах)

  Дата   «+»   «=»   «-»   Н/о   БИ    
  IV кв, 08   Данные  не собирались
  I кв, 09   12,4   59,3   23,3   5,1   148,4
  II кв, 09   11,6   58,4   25,9   4,1   144,1
  III кв, 09   12,2   57,7   26,3   3,8   143,6
  IV кв, 09   11,7   57,9   25,8   4,6   143,8
  I кв, 10   12,6   60,5   22,2   4,7   150,9

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса