Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель работы - проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
Привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
Определить роль государства в создании условий для развития малого предпринимательства.
Рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
Введение 3 стр.
Глава 1 Теоретические основы финансирования малого бизнеса. 5 стр.
Роль и значение малого бизнеса в экономике. 5 стр.
Правовые основы государственного регулирования малого бизнеса. 8 стр.
Основные направления и формы государственной поддержки малого бизнеса. 11 стр.
Глава 2 Анализ состояния малого бизнеса Москвы и его финансовая поддержка. 14 стр.
2.1 Развитие сферы малого бизнеса Москвы в условиях мирового финансово-экономического кризиса. 14 стр.
2.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. 19 стр.
Глава 3 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. и пути ее совершенствования. 23 стр.
3.1 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. 23 стр.
3.2 Предложения по усовершенствованию Городской программы поддержки малого предпринимательства Москвы. 26 стр.
Заключение 28 стр.
Список литературы 30 стр.
За весь период мониторинга преобладающему числу предприятий (порядка 60%) удавалось поддерживать фонды оплаты на докризисном уровне. Наихудшие времена пришлись на второй квартал 2009 года. Затем ситуация стала улучшаться. Адекватный балансовый индекс по данному показателю в первом квартале 2010 года превысил уровень IV квартала 2008 года на 1,7%.
Одним из показателей, находящихся в зоне повышенного внимания, является динамика численности работников предприятий. С учетом этого, мониторинг поведения малых фирм на рынке труда был начат в январе 2009 года. Как и по другим показателям, характеризующим внутрифирменное состояние на предприятиях, оценивалось количество компаний, где численность персонала росла, не изменялась или падала (см. рис.5).
Несмотря
на то, что на преобладающем количестве
предприятий численность
В целом, влияние кризиса на малый бизнес выражается в существующих финансовых проблемах. Поддержка малого бизнеса и среднего бизнеса включена в перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством РФ по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Поддержка малого бизнеса имеет основную цель — использовать его потенциал для создания новых рабочих мест. Чтобы снизить влияние, которое оказывает кризис и малый бизнес сделать устойчивее, Правительством осуществляется:
2.2 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007))
Можно выделить
следующие формы
Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) предоставление субсидий допускается: из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами; из бюджетов субъектов РФ — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ; из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.
В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства. Одни специалисты считают, что оно должно быть отменено, и выдвигают при этом ряд аргументов. Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства. Во-вторых, оно ставит субъектов малого бизнеса в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать. В-третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий.
Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого бизнеса. Средства из государственного бюджета могут предоставляться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности.
Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в БК РФ. В ст. 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст. 6 данного Кодекса бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели.
Бюджетный
кредит может быть предоставлен малому
предприятию на основании договора
на условиях возмездности, возвратности
и только при условии предоставления
заемщиком обеспечения
Одной из форм бюджетного кредитования малого бизнеса является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст. 66 первой части НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.
Субъекты
малого предпринимательства могут
получать ссуды из федерального бюджета
на основании Указа Президента от
08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления
финансовой поддержки предприятиям
за счет средств федерального бюджета»
(в ред. от 13.04.1996). Согласно данному
указу, беспроцентная возвратная ссуда
из средств федерального бюджета
может предоставляться
Рассмотрим
другую форму бюджетного финансирования
малого бизнеса — государственные
и муниципальные гарантии. Государственные
и муниципальные гарантии — это
не только эффективный путь использования
государственных и
Согласно
ст. 115 БК РФ государственной или
муниципальной гарантией
Глава 3 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. и пути ее совершенствования
3.1 Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Законом города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" и другими нормативно-правовыми актами в целях дальнейшего развития и совершенствования системы поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве Правительство Москвы утвердило Городскую целевую программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010 – 2012 гг. (далее - Программа). Проанализируем ее в экономическом аспекте и рассмотрим основные положения, относящиеся к малому бизнесу.
С экономической точки зрения можно выделить следующие цели Программы:
- увеличение
вклада субъектов малого
- увеличение
налоговых поступлений в
Основные задачи Программы
1) создание
общих условий для развития
предпринимательской
2) оказание
поддержки субъектам малого
3) развитие,
совершенствование и
По направлению
"Оказание поддержки субъектам
малого предпринимательства города
Москвы в следующих формах:
- финансовой
поддержки;
- информационной
поддержки;
- поддержки
в продвижении производимых
- консультационной
поддержки;
- правовой
поддержки;
- поддержки
в области подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
По направлению "Развитие и обеспечение деятельности системы поддержки субъектов малого предпринимательства":
- развитие
и обеспечение деятельности
- развитие
и обеспечение деятельности
- организационно-методическое
сопровождение системы
- программно-коммуникационное
обеспечение деятельности организаций
инфраструктуры поддержки субъектов малого
предпринимательства;
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса