Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные виды государственных финансов, их функции;
2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов, перспективы их развития;
3) изучить особенности формирования государственного бюджета;
4) изучить доходы и расходы государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. стр. 3

Глава 1. Государственные финансы ……………………………………….4

1.1 Понятие, функции и структура государственных финансов………..4

1.2 Необходимость государственных финансов………………………...10

Глава 2. Государственный бюджет……………………………………….12

2.1.Общие сведения о государственном бюджете………………………12

2.2 Доходы и расходы бюджета…………………………………..…….14

2.3 Сбалансированность бюджета……………………………………….21

Глава 3. Анализ Федерального бюджета 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов……………………………………………………………26

3.1 Доходы государственного бюджета…………………………………26

3.2 Расходы государственного бюджета………………………………..27

Заключение ………………………………………………………………...30

Список используемой литературы……………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.82 Кб (Скачать документ)

    Содержание

Введение……………………………………………………………….. стр. 3

    Глава 1. Государственные финансы ……………………………………….4

1.1 Понятие, функции и структура государственных финансов………..4

1.2 Необходимость государственных финансов………………………...10

Глава 2. Государственный бюджет……………………………………….12

2.1.Общие  сведения о государственном бюджете………………………12

2.2 Доходы  и расходы бюджета…………………………………..…….14

2.3 Сбалансированность  бюджета……………………………………….21

Глава 3. Анализ Федерального бюджета 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов……………………………………………………………26

3.1 Доходы  государственного бюджета…………………………………26

3.2 Расходы  государственного бюджета………………………………..27

Заключение  ………………………………………………………………...30

Список  используемой литературы……………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Когда дают определение финансам, чаще всего их отождествляют с деньгами. Действительно, финансы всегда выступают в денежной оболочке. Нет денег - нет финансов. Финансы - категория экономическая и прежде всего связана с существованием государства. Исследование государственных финансов является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, так как они образуют важнейшую часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой.

    Элементы финансовых отношений  можно найти уже в рабовладельческом  обществе, когда для поддержания  государственной власти необходимо  было получать регулярные денежные  средства в виде дани, налогов,  пошлин. Наивысшее развитие финансы  получают в капиталистическом  обществе. При социализме финансы  также выполняли свои функции.

    Финансы - это денежные отношения,  связанные с образованием и  использованием целенаправленных  фондов денежных средств. Эти  фонды денежных средств получают  форму финансовых ресурсов. 
    Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов.

    Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

    1) рассмотреть основные виды государственных  финансов, их функции; 
    2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов, перспективы их развития;

    3) изучить особенности формирования государственного бюджета;

    4) изучить доходы и расходы государственного бюджета. 
     

    Глава 1. Государственные финансы.

    1.1 Понятие, функции и структура государственных финансов

    С экономической точки зрения  государственные финансы1 – это отношения между государством и другими участниками рынка, связанные с формированием финансовых доходов государства и их использованием. Под участниками рынка в данном случае понимаются как организации, так и население, или юридические и физические лица.

    С объектной стороны дела государственные  финансы представляют собой общегосударственный  фонд денежных средств и имущества  (вещей), который находится в собственности  государства и управляется им. Старое название этого фонда  как фонда только денежных  средств государства – государственная  казна.

    Когда говорят о государственных  финансах, то обычно упор делается  лишь на один объект этих  отношений – на денежные средства, которые являются наиболее мобильным  (подвижным) объектом финансовых  отношений по сравнению с вещественными  объектами. Вещественные объекты  государственных финансов представлены  огромной собственностью, которой  располагается государство на  землю, природные (полезные) ископаемые, леса, воды, здания и сооружения  и т.д.

    Общегосударственный фонд денежных  средств государства – это  общее количество денежных средств,  которое поступает в распоряжение  государства от других участников  рынка за установленный промежуток  времени, обычно за год, и  расходуется в соответствии с  функциями государства. Не использованные  в данном году остатки поступивших  денежных средств переходят в  фонд следующего года.

    В организационном плане существование  государственных финансов 

1 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 155 

обеспечивается  целой совокупностью государственных организаций, которые на правовой (законодательной) основе осуществляют сбор денежных средств с участников рынка и их последующее распределение между ними же, но уже в соответствии с государственными интересами (целями, задачами).

    В целом государственные финансы  (в части денег как объекта  отношений) охватывают специфические  отношения по поводу образования  общегосударственного фонда денежных  средств, сами денежные средства, сконцентрированные в этом фонде,  и государственные организации, собирающие и использующие эти денежные средства.

     Функции государственных финансов вытекают из их необходимости. В конечном счете, можно сказать, что эти функции должны обеспечить выполнение всех тех задач, которые выполняет современное государство. Любая деятельность государства требует того или иного

количества  денежных средств на ее осуществление. Однако с учетом 

двойственной  роли современного государства –  как органа управления

обществом и как органа управления (регулирования) рынком, функции государственных  финансов можно условно разбить  на две группы (рис.1):

  • общественные
  • рыночные

    Общественные функции государственных финансов2 – это функции, которые обеспечивают существование государства как органа управления обществом.

   

2 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 158 

     Рыночные функции государственных финансов3 – это функции, которые обеспечивают государственное регулирование современного рынка. 

     

 

 

Рис. 1 Функции государственных  финансов 

     Общественные функции государственных  финансов условно могут быть  поделены на политические и  социальные. Политические функции  затрагивают интересы общества  в целом, социальные функции  имеют целевую направленность  по отношению к тем или иным  социальным группам населения.

    К политическим функциям государственных финансов относится финансовое обеспечение:

  • функционирования государственного аппарата управления, или органов государственной власти;
  • национальной безопасности и охраны общественного порядка;
  • оказания помощи другим государствам.

  

 3 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 158 

     К социальным функциям относится финансирование:

  • выплат денежных пенсий и пособий соответствующим группам населения;
  • функционирования социально – культурных учреждений, которые предоставляют бесплатные (или только частично оплачиваемые) услуги населению: школ, больниц, музеев и другое;
  • фундаментальной науки и (классического) искусства;
  • работы общественного транспорта и иных общественно значимых отраслей экономики, в которых частный капитал не применяется из-за отсутствия в них прибыли, но без которых современное общество уже не может существовать.

    Рыночные функции государственных  финансов могут быть разделены  на две группы:

  • прямого воздействия, т.е. рыночные функции, которые непосредственно влияют на тех или иных конкретных участников рынка;
  • косвенного воздействия, т.е. рыночные функции, которые влияют на рынок в целом.

    Прямые рыночные функции государственных финансов имеют место в тех случаях, когда осуществляется:

  • финансирование каких-то целевых инвестиционных программ (строительство объектов, предприятий и т.д.);
  • оказание финансовой помощи или льгот (в разрешенных формах) тем или иным участникам рынка;
  • установление государственной монополии на производство и (или) реализацию тех или иных товаров;
  • в иных случаях.

    Косвенное воздействие государственных  финансов на рынок проявляется  через:

  • общий объем государственного фонда денежных средств и его размеры по отношению ко всей массе товаров, производимых в стране;
  • состав и структуру денежных доходов и расходов государства;
  • проводимую политику в области государственных финансов и финансовое законодательство.

    На практике общественные и  рыночные функции государственных  финансов в ряде случаев могут  тесно переплетаться, потому что  на деньгах «не написано», для  чего они используются, и потому  одна и та же денежная сумма  может выполнять и общественную  роль, например, пенсия, позволяющая  жить старому человеку, и рыночную  функцию, ибо от общего размера  пенсий в стране зависит денежная  масса, уровень цен, спрос на  те или иные виды товаров  и услуг и т.п.

     Состав государственных финансов  определяется тем, что включается  в понятие самого государства.

    Современное государство представляет  собой не только аппарат собственно  государственной власти, но оно  одновременно является и участником  рынка, или хозяйствующим субъектом,  который может производить какие-то  товары и оказывать услуги. В  указанном смысле государство  представляет собой две группы  организаций: управленческие (властные) организации, которые являются  собственно властными структурами,  хозяйствующие организации, производящие  товары и услуги. Хозяйствующие  организации могут быть двух  типов: коммерческие государственные  организации, которые покрывают  свои расходы выручкой от реализации  производимой продукции, и отраслевые  бюджетные организации, затраты  которых финансируются из государственного  бюджета, поскольку они предоставляют  свои услуги бесплатно или  лишь с частичной оплатой. К  отраслевым бюджетным организациям  в основном относятся организации  образования (школы, техникумы, вузы и др.), медицинского обслуживания (поликлиники, больницы и др.) и других общественно значимых социальных сфер.

Информация о работе Государственные финансы