Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные виды государственных финансов, их функции;
2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов, перспективы их развития;
3) изучить особенности формирования государственного бюджета;
4) изучить доходы и расходы государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. стр. 3

Глава 1. Государственные финансы ……………………………………….4

1.1 Понятие, функции и структура государственных финансов………..4

1.2 Необходимость государственных финансов………………………...10

Глава 2. Государственный бюджет……………………………………….12

2.1.Общие сведения о государственном бюджете………………………12

2.2 Доходы и расходы бюджета…………………………………..…….14

2.3 Сбалансированность бюджета……………………………………….21

Глава 3. Анализ Федерального бюджета 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов……………………………………………………………26

3.1 Доходы государственного бюджета…………………………………26

3.2 Расходы государственного бюджета………………………………..27

Заключение ………………………………………………………………...30

Список используемой литературы……………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.82 Кб (Скачать документ)
  • доходы от платных услуг:

    - плата  за услуги по охране имущества  юридических и физических лиц,  оказываемая на договорной основе  органами внутренних дел;

    - доходы  от операций с государственным  материальным резервом;

    плата за пользование радиочастотным спектром и др;

  • штрафы, конфискации, компенсации и др. платежи участников рынка, связанные с применением государственных мер ответственности (уголовной, административной и др.);
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления:

    - в  виде различного рода финансовой  помощи вышестоящих бюджетов  бюджетам нижестоящих уровней,  которая осуществляется в форме  дотаций, субсидий и субвенций.

    Дотация – это бесцелевая форма помощи нижестоящему бюджету, т.е. форма помощи, не имеющая целевой направленности. Субвенция – это целевая форма помощи нижестоящему бюджету, т.е. форма помощи на осуществление им определенных целевых расходов. Субсидия- это частичная целевая форма помощи нижестоящему бюджету, т.е. форма помощи на условиях долевого финансирования определенных целевых расходов;

    - из  бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

    - от  физических и юридических лиц,  включая международные организации  и правительства иностранных  государств.

    Обычно в государственном бюджете  преобладают налоговые доходы, которые  составляют более 90% всех доходов  государственного бюджета. 

    Налог10– это обязательный и индивидуально безвозмездный денежный платеж организации или физического лица в целях финансового обеспечения деятельности государства;

    Сбор11– это обязательный взнос организации или физического лица, уплата которого является одним из условий предоставления им государственным органом власти определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Общее между налогом и сбором  состоит в том, что оба представляют  собой обязательный платеж в  пользу государства.

    Различие между ними состоит  в причинной основе платежа.  Налог уплачивается без какой-либо  конкретной причины по отношение  к участнику рынка. Строго говоря, он ему лично совсем не нужен,  хотя в общественном смысле  государство ему необходимо, ибо  он не может существовать вне  государства. Отдавая налоги, участник  рынка содержит государство. 

10 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 177

11 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 177

    Сбор есть особого рода плата  за право совершать какие-то  действия на территории данного  государства. Сбор есть плата  за получение какого-то разрешения, но не плата за услугу (медицинскую, образовательную, культурную и т.п.), т.е. не плата за полезную трудовую деятельность, результат которой не существует обособленно от самой этой деятельности.

    Налог есть обязательный и  безвозмездный платеж государству,  который прямо или косвенно  уплачивают все организации и  совершеннолетние граждане. Сборы  уплачивают только те организации  и граждане, которые нуждаются  в получении соответствующих  разрешений и других юридических  прав. Можно сказать, что сбор  есть налог, который уплачивается  выборочно. 

     Налоговая база12 – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    Налоговая ставка13величина налога на единицу обложения.

    Налоговая льгота14 – это возможность для отдельных категорий плательщиков налогов по закону не уплачивать налог или уплачивать его в меньших размерах.

    Федеральные налоги15 – это налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны. Они устанавливаются исключительно Налоговым кодексом и в большей мере зачисляются, или уплачиваются, непосредственно в федеральный бюджет или во внебюджетные фонды.

      

12 http://www.legatspb.ru/info/term/index.php?nal_baza=yes

13 http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=law&word=nalogovaya_stavka

14 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 178

15 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 180

     Региональные налоги16 – это налоги, которые обязательны к оплате только на территории данного региона (субъекта Федерации). Они устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Федерации.

     Местные налоги17 – это налоги, которые обязательны к уплате на территории данного муниципального образования. Они устанавливаются Налоговым кодексом и правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Местные налоги, естественно, в большей мере зачисляются, или уплачиваются, непосредственно в местный бюджет.

    Расходы государственного бюджета18 – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства, или расходных обязательств государства.

    Как и доходы, расходы бюджета  могут быть классифицированы  по различным критериям. Различают:

  • экономическую классификацию расходов – это группировка расходов бюджета по их экономическому назначению;
  • ведомственную классификацию расходов -  это группировка расходов, которая отражает их распределение по государственным организациям, которые по закону осуществляют эти расходы (главные распорядители бюджетных средств);
  • функциональную классификацию расходов – это группировка расходов бюджета в соответствии с выполненными государством функциями.

16 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 180

17 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 181

18 – Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 185

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся  на:

  • текущие расходы – это расходы, связанные с текущим функционированием органов государственной власти, включая все виды финансовой помощи нижестоящим бюджетам на текущее функционирование;
  • капитальные расходы – это расходы, связанные с расширенным воспроизводством или увеличением имущества, находящегося в собственности государства; часть капитальных расходов может выделяться в составе расходов государственного бюджета в виде «бюджета развития»;
  • резервные фонды – это денежные средства, входящие в состав расходной части бюджета и расходуемые на финансирование непредвиденных расходов. Их размер не может превышать установленных нормативов. Например, размер резервных фондов в федеральном бюджете не должен превышать 3% его утвержденных расходов.

    По юридическим видам расходы  бюджета могут быть расходами  на:

  • содержание бюджетных учреждений;
  • оплату товаров и услуг, выполняемых по государственным контрактам;
  • обязательные выплаты, или трансферты, населению в виде пенсий, пособий, стипендий и других видов социальных выплат;
  • межбюджетные выплаты, или трансферты;
  • выдачу (предоставление кредитов);
  • обслуживание ранее взятых долговых обязательств (возврат ранее полученных кредитов);
  • другие цели.

    По функциональному назначению  расходы бюджета делятся на  следующие основные группы:

  • государственное управление;
  • оборона;
  • правоохранительная деятельность;
  • международная деятельность;
  • национальная экономика (промышленность и энергетика, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, транспорт и связь и другие отрасли);
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • охрана окружающей среды;
  • социально-культурные мероприятия (образование, наука, здравоохранение, спорт, социальное страхование и обеспечение);
  • финансовая помощь нижестоящим бюджетам;
  • обслуживание государственного долга;
  • резервные фонды;
  • другие расходы.

    Представленные виды расходов  обычно всегда имеют место,  поскольку они напрямую связаны  с самим существованием государства  и в этом смысле данный видовой  состав расходов меняется очень  мало и очень редко. Но вот  внутри каждой группы расходов  ежегодные изменения могут быть  очень значительны. 

    2.3 Сбалансированность бюджета

    Теоретически доходы государственного  бюджета равны его расходам, и  наоборот. Это равновесие доходов  и расходов называется балансом. Баланс, или равенство доходов  и расходов, имеет объективный  характер, так как нельзя истратить  больше того, чем располагаешь  в данный момент времени. 

    Однако на практике всегда  имеет место несоответствие размеров  предполагаемых (планируемых) в будущем  доходов государства требуемым ему расходам. Это расхождение в размерах доходов и расходов внешне обусловлено исключительно тем, что размеры собственных доходов государства не соответствуют размерам требуемых расходов государства, или, как их принято еще называть, расходным обязательством государства. Потенциально имеет место превышение расходов бюджета на его собственными доходами.

    Собственные доходы государства  – это денежные доходы, которые  принадлежат ему как собственнику  и имеют безвозвратный характер. К ним относятся налоговые  доходы и неналоговые доходы, которые поступают в бюджет  по тому или иному закону, или,  выражаясь иначе, по праву собственности  государства на те или иные  виды денежных доходов или  на соответствующее имущество  (государственные земли, строения, ценные бумаги и другое).

    Если государству не хватает  собственных доходов, то оно  может привлекать заемные средства  от других участников рынка  или других государств.

    Дефицит государственного бюджета  – это превышение его расходов  над собственными доходами. Количество  дефицита государственного бюджета  рассчитывается по формуле: 

    где:

    ДФ – дефицит бюджета;

    Д – собственные доходы бюджета;

    Р – расходы (расходные обязательства) бюджета.

    Дефицит государственного бюджета  возникает в случае, когда размеры  статей его расходных обязательств  превышают размеры зафиксированных  источников его собственных доходов.  Дефицит государственного бюджета  всегда имеет всего лишь внешний  характер, ибо если государство  не сможет на самом деле  найти дополнительных денежных средств для финансирования своих расходов, то избыточные расходы не смогут быть произведены и равенство доходов и расходов будет соблюдено автоматически.

    Способы покрытия дефицита. Если государству не хватает имеющихся собственных доходов, то у него есть несколько способов решения проблемы дефицита, основные из которых следующие:

  • увеличение собственных доходов, например, путем:

    - увеличения  ставок налогов и сборов;

    - введение  новых (дополнительных) налогов;

    - продажи  части государственного имущества;

    - получение  безвозмездной финансовой помощи  от других государств;

  • привлечение заемных средств от других участников рынка путем:

    - выпуска  государственных ценных бумаг;

Информация о работе Государственные финансы