Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные виды государственных финансов, их функции;
2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов, перспективы их развития;
3) изучить особенности формирования государственного бюджета;
4) изучить доходы и расходы государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. стр. 3

Глава 1. Государственные финансы ……………………………………….4

1.1 Понятие, функции и структура государственных финансов………..4

1.2 Необходимость государственных финансов………………………...10

Глава 2. Государственный бюджет……………………………………….12

2.1.Общие сведения о государственном бюджете………………………12

2.2 Доходы и расходы бюджета…………………………………..…….14

2.3 Сбалансированность бюджета……………………………………….21

Глава 3. Анализ Федерального бюджета 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов……………………………………………………………26

3.1 Доходы государственного бюджета…………………………………26

3.2 Расходы государственного бюджета………………………………..27

Заключение ………………………………………………………………...30

Список используемой литературы……………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.82 Кб (Скачать документ)

    В результате государственные  финансы можно разграничить на  две группы:

  • централизованные финансы, или государственный бюджет;
  • финансы государственных организаций.

    Централизованные финансы, или государственный бюджет, в самом общем виде включают:

  • бюджеты государственных органов управления, т.е. ту часть общегосударственного фонда денежных средств, направления использования которой определяется в текущем порядке соответствующим органом государственного управления;
  • государственные внебюджетные фонды, т.е. ту часть общегосударственного фонда денежных средств, направления использования которой заранее закреплены (по закону) на каких-то важнейших социальных потребностях общества.

    В свою очередь, финансы государственных организаций имеют две подгруппы в зависимости от источника своих финансовых ресурсов:

  • финансы государственных коммерческих организаций, к которым относятся государственные организации, производящие товары и услуги на платной основе;
  • финансы отраслевых бюджетных организаций, к которым относятся государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и др.

    Структура государственных финансов  представлены на рис. 2 
 
 

 

 
 

   Рис.  2 Структура государственных финансов

    

    Центральное место в государственных  финансах занимает государственный  бюджет, которым распоряжается государственная  власть и от которого полностью  или в значительной степени  зависят и финансы большинства  государственных организаций. 

    1.2 Необходимость государственных финансов.

    Необходимость существования государственных финансов вытекает из:

  • самого существования государства как органа власти;
  • социальных потребностей общества;
  • потребности регулирования рыночной экономики со стороны государства.

    Государство есть исторически  возникшая форма управления человеческим  обществом на определенной территории.

    В древности государства содержали  себя не столько за счет  сбора денег с населения, сколько  за счет натуральных платежей  государству в виде пищи, топлива,  одежды, выполнения других материальных  повинностей (строительство) в  пользу государства и т.д. Однако  с течением времени товарно-денежные отношения набирали силу, и потому натуральное содержание государства было заменено на обязательные денежные платежи.

    Развитие капитализма и материальный  прогресс в развитии общества потребовали нового отношения государства к отдельному человеку как к рабочей силе. Возникли общественные потребности в развитии образования и культуры, здравоохранения. Всё это не могло в должной мере развиваться только на частной основе, а потому необходимо стало участие государства в финансировании социальных услуг, которые оказываются человеку бесплатно или на льготных условиях.

    По мере развития общества  и его экономического потенциала  возникает необходимость участия  государства в регулировании  рыночной экономики, которая по  своей сути есть совершенно  стихийная экономика. Однако конкурентная  борьба на рынке рано или  поздно приводит ко все общей  концентрации капитала в руках  относительно небольшого количества  участников рынка, или к монополии.  Монополия1 – рынок определенного изделия, на котором доминирует единственный производитель, контролирующий цены. Монополия, доведенная до своего логического предела, уничтожает конкуренцию как двигатель рыночного прогресса и тем самым разрушает рынок вообще. Отсюда возникает необходимость большего или меньшего (в зависимости от конкретной ситуации на рынке) участия государства в регулировании рыночных отношений. Одним из важнейших инструментов такого регулирования становятся государственные финансы как сосредоточение огромных денежных ресурсов, способных влиять на ситуацию на любых современных рынках.

       
 

    Глава 2. Государственный бюджет Российской Федерации

    2.1.Общие сведения о государственном бюджете

    В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии,  через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход. Государственный бюджет— важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

    Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Важнейшая функция бюджета — увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели. Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости.

    Государственный бюджет на практике  есть нечто единое целое, поскольку,  исходя из государственного устройства, он разбивается на относительно  самостоятельные бюджеты, которые  образуют систему бюджетов государственного  бюджета страны. Данная система  включает:

  

4 http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_бюджет

  • консолидированный бюджет;
  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта Российской Федерации, или региональный бюджет;
  • бюджет муниципального образования, или местный бюджет;
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

     Консолидированный бюджет5 это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации и бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

    Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

    Федеральный бюджет6 – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. 
 

    

5 http://ru.wikipedia.org/wiki/Консолидированный_бюджет

6 Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 170

    Региональный бюджет7 – совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе

    Местный бюджет8 – бюджет административно-территориальных единиц, управляемых местными органами власти. 

    2.2 Доходы и расходы бюджета

    Доходы государственного бюджета9 это денежные средства, поступающие в бюджет в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Доходы государственного бюджета представляют собой часть денежных доходов, образующих в результате экономической деятельности в стране. Последние принято называть доходной частью бюджета. В рыночных условиях каждый участник рынка (коммерческая организация или трудящийся человек) получает свои денежные доходы в результате либо предпринимательской деятельности в виде прибыли и других видов чистого дохода, либо в результате работы в качестве наемного работника в виде заработной платы. Государство устанавливает законы, в соответствии с которыми часть этих денежных доходов в обязательном порядке изымается у участника рынка и передается в государственный бюджет.

     Практический опыт подсказывает, сколько в среднем денежных доходов может быть направлено в бюджет и в каких формах это лучше сделать. Очевидно, что чем богаче страна, т.е. чем больше ее доходная  

7 http://best-stroy.ru/dic/econ_dict.php?dic_tid=12426&dic_ltr=%D0

8 http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Местный%20бюджет/

9  Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – стр. 172

база (денежные доходы ее граждан и иных участников рынка), тем, при 

прочих  равных условиях, большую абсолютную величину могут

составить доходы государства, не нанося существенного  ущерба для благосостояния ни граждан, ни коммерческих организаций.

    Что касается относительной доли доходов бюджета в общих доходах страны, то она обычно измеряется в процентах от размеров производимого валового внутреннего продукта и по отдельным странам составляет в среднем 30 – 50% его величины.

    Виды доходов государственного  бюджета. Доходы государственного  бюджета делятся на две группы:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

    Налоговые доходы бюджета:

  • в юридическом смысле – это предусмотренные налоговым законодательством виды налогов, сборов, а также пени и штрафы, связанные с ними;
  • в экономическом смысле – это денежные средства участников рынка, передаваемые ими в государственный бюджет в обязательном порядке на безвозвратной и безвозмездной основе.

    Неналоговые доходы бюджета – это все остальные виды доходов государственного бюджета, которые не относятся к налоговым доходам.

    Неналоговые доходы в настоящее время включают следующие основные группы доходов:

  • доходы от внешнеэкономической деятельности:

    - ввозные  таможенные пошлины;

    - вывозные  таможенные пошлины;

    - таможенные  сборы и др.

  • доходы от использования государственного имущества, которые учитываются за вычетом произведенных из них налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством:

    - арендная  плата от использования государственного  имущества коммерческими организациями;

    - проценты  и дивиденды по вложенным государственным  средствам;

    - доходы  от продажи государственного  имущества;

    - другие  доходы;

  • платежи, взимаемые при пользовании природными ресурсами:

    - плата  за негативное воздействие на  окружающую среду;

    - платежи  при пользовании недрами;

    - плата  за пользование водными ресурсами  по межправительственным соглашениям;

    - плата  за пользование лесным фондом (в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) и др.

Информация о работе Государственные финансы