Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Понятие государственных финансов их функции 5
1.2 Государственный бюджет 8
1.3Финансовый контроль, его сущность, виды,
формы и методы - СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 16
2.1 Фискальная политика государства 16
2.2 Кейнсианский подход в рассмотрении фискальной политики
государства 17
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
3.1 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан 20
3.2 Анализ показателей финансового сектора экономики на современном этапе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Понятие государственных финансов их
функции 5
1.2 Государственный бюджет 8
1.3Финансовый контроль, его сущность, виды,
формы и методы - СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 11
2. МЕТОДЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И
2.1 Фискальная политика государства 16
2.2 Кейнсианский подход в рассмотрении
фискальной политики
государства
17
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА
В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
21
3.1 Структура
и особенности формирования и развития
финансовой системы Республики Казахстан
3.2 Анализ показателей финансового сектора
экономики на современном этапе
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Финансовые системы возникли с зарождением
классового общества и развивались как
часть политической, социальной и экономической
системы государства. Финансовая система
государства представляет собой совокупность
финансово-экономических институтов,
каждый из которых опосредует фонд денежных
средств, это определение в экономическом
смысле. В юридическом смысле под финансовой
системой понимается совокупность финансовых
учреждения государства (финансовое ведомство
и его подразделения, налоговые органы,
государственные банки, государственные
страховые компании). Финансовая система
РК носит рыночный характер и обычно состоит
из пяти звеньев: государственный бюджет,
местные финансы, специальные фонды, финансы
государственных банков, финансы государственных
предприятий и корпораций.
Финансовая система может быть построена
на принципе единства, либо на принципе
относительной автономности институтов
финансовой системы.
Общественные отношения, выступающие
предметом финансового права в целом,
так и отдельных его институтов, в частности,
являются финансово-экономическими отношениями.
Определенные группы этих отношении образуют
институты финансовой системы (финансово-экономические
институты). Наряду с прямым администрированием,
информационным воздействием, законодательной
и нормативной деятельностью финансы
являются одним из инструментов социального
менеджмента.
История экономического развития и финансов
показывает, что в периоды относительного
благополучия и устойчивого развития
государства для оживления деловой активности
используют либеральный подход, а в периоды
кризисов и возрастания социальной напряженности
усиливается роль государства, государственных
финансов в социальных и экономических
преобразованиях.
Аргументом в пользу того, что финансы
охватывают все стадии воспроизводственного
процесса может быть то, что движение денежных
средств носит как пространственный, так
и временной характер. При этом движение
во времени существует объективно и всегда
вне зависимости от воли хозяйствующих
субъектов. Такое движение объективно
обеспечивает перераспределение денежных
средств даже тогда, когда нет их пространственного
движения. Существует тесная взаимосвязь
цены, зарплаты, кредита с возможностью
и интенсивностью источников финансовых
ресурсов, временной ценностью финансовых
потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи,
представляется, может позволять отнести
цену, зарплату, кредит к категориям относительно
самостоятельным, но входящим в сферу
финансовых отношений.
В состав децентрализованных финансов
кроме денежных отношений, опосредующих
кругооборот денежных фондов предприятий
могут быть включены и денежные распределительные
и перераспределительные отношения в
рамках финансово-промышленных групп,
холдингов, а также финансы предпринимателей
без образования юридического лица, инвестиционная
деятельность граждан по сохранению или
изменению своего социального статуса. Финансы
играют различную роль в деятельности
организационно-
Целью курсовой работы является дать общую
характеристику государственных финансов
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и
их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации
фискальной политики;
- финансовую систему Республики Казахстан
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие государственных финансов их
функции
Государственные финансы являются составной
частью общей финансовой системы. Экономика
стран в соответствии с системой национальных
счетов подразделяется, как известно,
на пять секторов: нефинансовые корпоративные
и квэзикорпоративные предприятия; финансовые
учреждения; государственное управление;
частные некоммерческие учреждения, обслуживающие
домашние хозяйства (население); домашние
хозяйства. К этим секторам добавляется
сектор остальных стран мира. К каждому
из этих секторов относятся соответствующие
институциональные единицы. Совокупность
финансов институциональных единиц каждого
сектора в их взаимодействии между собой
и другими секторами образует финансы
секторов экономики. Государственные
финансы — это финансы сектора государственного
управления. Сектор государственного
управления наряду с нефинансовыми корпоративными
и квэзикорпоративными предприятиями,
финансовыми учреждениями, частными некоммерческими
учреждениями, обслуживающими домашние
хозяйства, и домашними хозяйствами является
составной частью экономики. В силу этого
он участвует в общем, кругообороте доходов,
расходов и выпуска продукции. [7, с. 53] Государственные
финансы являются инструментом мобилизации
средств всех секторов экономики для проведения
государственной внутренней и внешней
политики. Это единый комплекс финансовых
операций органов государственного управления,
с помощью которого они аккумулируют денежные
ресурсы и осуществляют денежные расходы.
Средства, мобилизуемые через государственный
бюджет и государственные внебюджетные
фонды, используются для расходов на общегосударственные
нужды, которые не могут быть удовлетворены
за счет частного предпринимательства.
К ним, в частности, относятся государственное
управление, общественная безопасность
граждан, социальные программы, экология,
оборона и др. Перераспределение ресурсов
между секторами экономики, социальными
группами и территориями является в принципе
важным рычагом структурной перестройки
экономики, реализации целевых программ.
Масштабы перераспределения средств во
многом зависят от уровня развития и состояния
экономики и степени участия государства
в экономической жизни, финансировании
социальных расходов, стимулировании
сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне
от всеохватывающей планово-распределительной
системы до чисто рыночной, свободной
экономики. Однако и первое, и второе —
крайности. Свободного рынка практически
не существует. Итак, предпосылками возникновения
и развития финансов было возникновение
товарно-денежных отношений, а также появление
и развитие различных видов государственных
образований. Поэтому можно утверждать,что
финансы – это продукт развития товарно-денежных
отношений и государства. Финансы могут
успешно функционировать, активно содействовать
экономическому и социальному прогрессу
только при активном вмешательстве в эти
процессы государства. Финансы являются
одной из важнейших экономических категорий,
отражающей экономические отношения,
возникающие в процессе создания и использования
денежных средств. Во всех общественно-экономических
формациях основой общественных отношений
являются производственные (экономические
отношения). Категория финансов характеризует
сущность особой формы производственных
отношений, связанных с распределением
и перераспределением части стоимости
ВВП и национального дохода. Вся совокупность
производственных отношений (а в их числе
и финансовые) составляет экономическую
структуру общества, реальный базис, на
котором возвышается юридическая и политическая
надстройка. Финансы – это всегда денежные
отношения, но не любые денежные отношения
– это финансовые отношения. Финансы обладают
такими признаками, по которым их безошибочно
можно выделить из ряда других возможных
денежных отношений. Финансы всегда опосредованы
правовыми актами, регулирующими денежные
отношения. Нефинансовые денежные отношения
такими актами не регулируются. Субъекты
таких отношений сами определяют пропорции
обмена, его условия (при купли – продажи,
заимствования денег и др.). Одним из главных
признаков финансов является их денежная
форма выражения и отражения финансовых
отношений реальным движением средств
(наличным или безналичным). Идет ли речь
о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения
на предприятиях, или о перечислении налогов
и сборов в государственный бюджет и внебюджетные
фонды, – во всех этих и подобных им финансовых
операциях происходит движение денежных
средств. Однако движение финансовых средств
само по себе не раскрывает сущности финансов. Реальное
движение денежных средств происходит
на второй и третьей стадиях воспроизводственного
процесса – в распределении и обмене. На
второй стадии движения стоимости в денежной
форме происходит обособленно от движения
товаров и характеризуется ее отчуждением
(переходом из рук одних владельцев в руки
других) или целевым обособлением (в рамках
одного владельца) каждой части стоимости.
На третьей стадии распределенная стоимость
(в денежной форме) обменивается на товарную
форму. Отчуждения самой стоимости здесь
не происходит. Таким образом, на второй
стадии воспроизводства имеет место одностороннее
движение денежной формы стоимости, а
на третьей – двухстороннее движение
стоимости, одна из которых находится
в денежной форме, а другая – в товарной.
Так как на третьей стадии воспроизводственного
процесса происходят постоянно совершаемые
обменные операции, не требующие какого-либо
общественного инструмента, то финансам
здесь нет места. Областью возникновения
и функционирования финансов является
вторая стадия воспроизводственного процесса,
на которой происходит распределение
стоимости общественного продукта по
целевому назначению и субъектам хозяйствования,
каждый из которых должен получить свою
долю в произведенном продукте. Поэтому,
важным признаком финансов как экономической
категории является распределительный
характер финансовых отношений. Однако
и этого признака недостаточно для полной
характеристики сущности финансов. Разнообразие
распределительных отношений приводит
к тому, что на ІІ-й стадии воспроизводственного
процесса действуют разные экономические
категории: финансы, кредит, цена, заработная
плата. Финансы существенно отличаются
от других категорий, функционирующих
на стадии стоимостного распределения.
1.2 Государственный бюджет
В огромном
многообразии финансовых связей можно
выделить обособленные сферы, отличающиеся
отдельными общими чертами. Так, особую
область стоимостного распределения валового
общественного продукта образуют финансовые
отношения, складывающиеся у государства
с предприятиями, организациями, учреждениями
и населением. Этим отношениям присуще
то общее, что возникают они в распределительном
процессе, непременным участником которого
является государство, и связаны с формированием
и использованием централизованного фонда
денежных средств, предназначенного для
удовлетворения общественных потребностей.
Данная совокупность финансовых отношений
составляет экономическое содержание
понятия, носящего название государственный
бюджет.
- представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;
- предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
- выражает
такую стадию стоимостного
1.3. Финансовый
контроль, его сущность, виды, формы и методы
- СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Контроль
за состоянием экономики, развитием социально-экономических
процессов в обществе является важной
сферой управленческой деятельности.
Одним из звеньев системы контроля выступает
финансовый контроль. Его значение заключается
в содействии успешной реализации финансовой
политики государства, обеспечении процессов
формирования и эффективного использования
финансовых ресурсов во всех сферах и
звеньях народного хозяйства. Роль финансового
контроля при переходе к рынку многократно
возрастает.
– ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;
– налоговое
ведомство с подчинением
– контролирующие
структуры в составе
– негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
– службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует часто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно создают правовую основу для организации финансового контроля: