Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Понятие государственных финансов их функции 5
1.2 Государственный бюджет 8
1.3Финансовый контроль, его сущность, виды,
формы и методы - СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 16
2.1 Фискальная политика государства 16
2.2 Кейнсианский подход в рассмотрении фискальной политики
государства 17
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
3.1 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан 20
3.2 Анализ показателей финансового сектора экономики на современном этапе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

азамат курсовая..docx

— 79.49 Кб (Скачать документ)

     

1) подоходный  налог (включающий в себя и  налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

     

2) косвенные  налоги (в первую очередь, налог  на добавленную стоимость);

     

3) пособия по  безработице;

     

4) пособия по  бедности.    Целями   фискальной  политики   как любой стабилизационной (антициклической) политики  , направленной на сглаживание  циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

     

1) стабильного  экономического роста; 

     

2) полной занятости  ресурсов (прежде всего решение  проблемы циклической безработицы);

     

3) стабильного  уровня цен (решение проблемы  инфляции).    Инструментами   фискальной     политики   выступают   расходы   и доходы   государственного   бюджета, а именно:

     

1) государственные  закупки; 

     

2) налоги;

     

3) трансферты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

3.1 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан

          

Главным звеном финансовой системы РК является государственный  бюджет - годовой план доходов государства  и его расходов. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов  и расходов и отвечает требованиям  жить по средствам. Бюджетная политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно сказывается на возможностях реализации более эффективной бюджетной политики.           Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности.        Расходная часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. Структура расходной части бюджета в определенной степени зависит от ориентации государственной политики.    Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется целью создать наилучшие условия для функционирования рыночной системы - это охрана института частной собственности, создание условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств на поддержание высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке. Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.        Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства [5, 203].      Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:

1) разработку  основных направлений социально-экономической  политики, стратегических и тактических  мер по ее осуществлению;

2) разработку  государственных социально-экономических  и научно-технических программ, индикативных  планов;

3) разработку  и исполнение республиканского  бюджета;

4) разработку  и осуществление мер по укреплению  финансовой системы страны, обеспечение  контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;

5) осуществление  структурной и инвестиционной  политики;

6) организацию  управления государственной собственностью;

7) решение вопросов  социально-экономического развития  регионов;

8) разработку  мер по реализации внешнеэкономической  политики, сотрудничеству с другими  государствами и взаимодействию  с международными финансовыми  организациями;

9) осуществление  иных полномочий в соответствии  со статусом, определенным Конституцией  страны.

Общегосударственные финансы управляются Министерством финансов. Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных представительных и исполнительных органов, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов и налоговых органов.  Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.    Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.  Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.          Задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств [5, 211].    Таким образом, общегосударственные финансы Казахстана представлены государственным бюджетом, внебюджетными фондами, государственным кредитом и фондами страхования. Самую большую роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет.

3.2 Анализ показателей финансового сектора экономики на современном этапе

Рассмотрим более  подробно показатели финансового сектора  на современном этапе (таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели финансовой системы Республики Казахстан по состоянию на 1 марта 2009 года, млрд. тенге

 
Наименование Банковский  сектор Накопитель-ные пенсионные фонды Страховой сектор Небанковские  организации  
Совокупные  активы 13 373,2 69,1 293,9 212,7  
Совокупные  обязательства 11 993,7 12,9 123,7 164,0  
Собственный капитал 1 379,5 59,2 170,2 48,7  
           

Банковская система - наиболее динамично развивающийся  сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны [6]. По состоянию на 1 марта 2009 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 37 банками второго уровня.

    

Совокупные активы банков по состоянию на 1 марта 2009 года составили 13 373,2 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 1 450,6 млрд. тенге или 12,2%. Значительное увеличение активов обусловлено  переоценкой активов номинированных в иностранной валюте, вследствие девальвации тенге в феврале 2009 г. По состоянию на 1 марта 2009 года, активы номинированные в иностранной валюте составили 60,4% от совокупных активов.

            

На 1 марта 2009 года совокупный расчетный собственный  капитал банковского сектора  составил 1 935,0 млрд. тенге, уменьшившись за месяц на 4,5 млрд. тенге или 0,2%.         Ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) по состоянию на 1 марта 2009 года составил 10 243,7 млрд. тенге, увеличившись за февраль на 1 126,7 млрд. тенге или на 12,4%. При этом, займы нерезидентам РК на 1 марта текущего года составили 1 887,6 млрд. тенге или 18,4% от ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. данный показатель составлял 1 424,1 млрд. тенге или 16,1%). По состоянию на 1 марта 2009 года, займы выданные в иностранной валюте составили 58,8% от совокупного судного портфеля.            В структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 марта 2009 года доля стандартных кредитов составила 37,6%, сомнительных - 55,2%, безнадежных - 7,2%. (По состоянию на 1 марта 2008 года доля стандартных кредитов составляла 41,9%, сомнительных - 56,2%, безнадежных - 1,9%). Сумма кредитов, относящихся к сомнительным займам 5 категории и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам) 1 составила 1 234,4 млрд. тенге или 12,1% от совокупного ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. - 354,5 млрд. тенге или 4,0%). 3        Займы, по которым имеется просроченная задолженность по платежам свыше 90 дней на 1 марта текущего года составили 656,4 млрд. тенге или 6,4% от ссудного портфеля банков (на 1.01.2009 г. - 476,3 млрд. тенге или 5,2%).

     

Объем провизий по займам по состоянию на 01 марта 2009 г. составил 1 499,5 млрд. тенге или 14,6% от кредитного портфеля, за отчетный месяц, увеличившись на 413,9 млрд. тенге или 38,1%. Провизии увеличились, в связи с доформированием провизий против займов выданных в иностранной валюте (переоценка в связи девальвацией тенге в феврале 2009 года), а также значительным доформированием провизий одним банком, по итогам проведения инспекторской проверки.

Рисунок 3. Динамика кредитного портфеля банков с 01.01.08 по 01.03.09

Общая сумма  депозитов от юридических и физических лиц (за исключением банков и международных  финансовых организаций) по состоянию  на 1 марта 2009 года составила 8 137,6 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 1 202,4 млрд. тенге или на 17,3%. Сумма вкладов  юридических лиц (без учета вкладов  дочерних организаций специального назначения) составила 3 795,7 млрд. тенге (46,6% от общей суммы вкладов), увеличившись за февраль на 602,3 млрд. тенге (18,9%). Вклады дочерних организаций специального назначения составили 2 718,0 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 482,6 млрд. тенге или на 21,6%, в связи с переоценкой вследствие девальвации тенге в феврале 2009 года. Сумма вкладов физических лиц составила 1 623,9 млрд. тенге (20,0% от общей суммы вкладов), увеличившись за февраль 2009 года на 117,5 млрд. тенге (7,8%). По состоянию на 1 марта 2009 года, вклады, номинированные в иностранной валюте, составили 54,3% от совокупных вкладов клиентов (без учета вкладов дочерних организаций специального назначения).

Таблица 2. Обязательства  перед нерезидентами БВУ РК по срокам платежа, оставшимся до погашения  по состоянию на 1 марта 2009 года. млрд. тенге

 
Наименование Сумма  
до  востребования 73,3  
до 1 месяца 227,5  
от 1 до 3 месяцев 296,3  
от 3 месяцев  до б месяцев 223.5  
от  б месяцев до 1 года 603,9  
от 1 года до 2 дет 721,8  
от 2 до 3 лет 623,7  
от 3 до 5 лет 712,5  
Свыше 5 лет 1 954,8  
Нефинансовые  обязательства 34,6  
Обязательства перед нерезидентами 5 471,7  
     

Совокупная сумма  доходов банков второго уровня на 1 марта 2009 года составила 1 305,0 млрд. тенге, что больше аналогичного показателя прошлого года в 3,2 раза. Сумма расходов - 1 568,7 млрд. тенге (без учета подоходного  налога составившего на отчетную дату 1,7 млрд. тенге) что больше аналогичного показателя прошлого года в 4,2 раза. Чистый убыток банков на 1 марта 2009 года составил 265,4 млрд. тенге, при этом чистый доход  на 1 марта 2008 года составил 26,5 млрд. тенге.

За нарушение  банковского законодательства в  феврале 2009 года банкам было вынесено 2 письменных предупреждения, 3 письма-обязательства, 17 письменных предписаний.          По состоянию на 1 марта 2009 года в процессе принудительной ликвидации по решению суда находятся 5 банков (АО «Валют-Транзит Банк», АО «Наурыз Банк Казахстан», ОАО «Бизнесбанк», ОАО «Казпочтабанк», ОАО «Комирбанк»).

В феврале 2009 года по вопросам регулирования деятельности банков второго уровня и банковских конгломератов Правлением Агентства  было принято ряд постановлений:

- О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23 февраля 2007 года №49 «Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию»;

- О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года №98 «Об утверждении Инструкции о требованиях к представлению временной администрацией (временным администратором) банка, страховой (перестраховочной) организации и накопительного пенсионного фонда отчетности и иной информации»;

- О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 9 января 2006 года №6 «Об утверждении Правил назначения и деятельности временной администрации (временного администратора) банка, страховой (перестраховочной) организации и накопительного пенсионного фонда»;

- О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года №358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня»;

Информация о работе Государственные финансы