Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Понятие государственных финансов их функции 5
1.2 Государственный бюджет 8
1.3Финансовый контроль, его сущность, виды,
формы и методы - СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 16
2.1 Фискальная политика государства 16
2.2 Кейнсианский подход в рассмотрении фискальной политики
государства 17
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
3.1 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан 20
3.2 Анализ показателей финансового сектора экономики на современном этапе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

азамат курсовая..docx

— 79.49 Кб (Скачать документ)

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

– Счетная  палата;

– Контрольно-ревизионная  служба;

– Государственное  Казначейство;

– Государственная  налоговая администрация;

– Государственная  комиссия по ценным бумагам и фондовому  рынку;

– Комитет  по надзору за страховой деятельностью;

– Аудиторская  палата и аудиторские фирмы.     Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля. К ним относятся такие универсальные принципы как независимость и объективность, компетентность и гласность.       Финансовый контроль как область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.         Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.          Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи:

– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами  денежных доходов и фондов народного  хозяйства;

– обеспечение  своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом;

– выявление  внутрипроизводственных резервов роста  финансовых ресурсов, в том числе  по снижению себестоимости и повышению  рентабельности;

– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных  учреждениях, а также правильному  ведению бухгалтерского учета и  отчетности;

– обеспечение  соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие          Управление финансами: понятие, функции, задачи Перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них имеет определенную цель, и поэтому не может происходить стихийно. Он предполагает организацию определенной системы управления. Управление - это целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления. Управление финансами - (англ. financial management) - сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Управление финансами является составной частью управления социально-экономическими процессами в обществе через регулирование финансовых отношений. Составляющей управлением финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями. Объектами управления финансами являются различные виды финансовых отношений, в том числе специфические, которые предопределяются социальным строем государства, политической ситуацией в стране, раскладом политических сил и другими факторами, оказывающими влияние на распределительные процессы. В соответствии со структурой финансовой системы по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов). Непосредственным объектом управления является денежный оборот и финансовые ресурсы в данной сфере финансовых отношений. Субъектами управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов являются специальные службы, называемые финансовым аппаратом. Субъектами управления финансами домохозяйств являются сами домохозяйства. Субъекты управления - это законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся Министерство финансов и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы. Управление финансами хозяйствующих субъектов и домохозяйств регулируется налоговой системой, регламентацией кредитных отношений, регулированием финансового рынка, системой государственной поддержки, системой пенсионного обеспечения, регулированием доходов работающего населения и т.д., т.е. носят опосредованный характер. Также к опосредованным методам управления финансами можно отнести · формирование и поддержание конкурентной среды в экономике, воспрепятствование образованию монополий; · проведение эффективной экономической политики; · содействие развитию рынка капитала, рынка страховых услуг; · защита контрактных отношений между субъектами рынка; · государственное регулирование цен естественных монополий.       На финансовую деятельность хозяйствующих субъектов государство также воздействует посредством прямых методов:

 ·лицензирование  предпринимательской деятельности, установление квот на производство  некоторых товаров, установление  предельных цен на некоторые  товары;

· финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации некоторых товаров  и услуг;

· применение государственной монополии и  акцизного налогообложения на отдельные  виды товаров;

· система  социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев  населения;

 ·  установление льгот по налогам  для некоторых налогоплательщиков;

· применение финансовых санкций к нарушителям  финансовой дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  
2.1 Фискальная политика государства

     Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.   Главным инструментом правительственной политики в экономической сфере является государственный бюджет. Сбалансированный бюджет означает, что государственные доходы, состоящие из налогов, сборов и других поступлений, равны государственным расходам. К сожалению, баланс расходов и доходов в большинстве стран мира достигается редко. "Нормальным" и наиболее распространенным явлением можно считать бюджет, где расходы превышают доходы в течение одного года. Более редким является бюджет, имеющий излишек, т.е. превышение доходов над расходами. Управление госбюджетом и есть фискальная политика.  Государственный бюджет - главный инструмент фискальной политики. Его влияние на экономику огромно, потому что госбюджет - политическая переменная. Это значит, что политики могут произвольно менять эту переменную, ставя перед собой очень крупные макроэкономические задачи. При помощи фискальной политики совокупные расходы и совокупный спрос можно стимулировать, а можно и ограничивать. Бюджетный дефицит может возникнуть из-за двух главных причин. Во-первых, его могут вызвать сознательные действия правительства, которое в силу необходимости решило тратить больше, чем имеется доход. Возникающий по этой причине дефицит называют активным бюджетным дефицитом. Во-вторых, бюджетный дефицит может образоваться вследствие рецессии, снижения реального национального дохода, из-за чего сократятся доходы бюджета. Такой дефицит называют пассивным бюджетным дефицитом. В течение длительного времени среди экономистов преобладала точка зрения о том, что госбюджет должен быть всегда сбалансированным. Однако кейнсианцы уже в 30-годы придерживались иного мнения. Даже относительно небольшого объема автономных расходов, которые могут быть добавлены из какого-то источника, окажется достаточно для кратного увеличения совокупного спроса. А правительство должно расходовать много на образование, медицину, пенсии, строительство дорог и т.д. Кроме того, правительство может манипулировать налогами, что, в конечном счете, ведет к изменениям в располагаемом доходе.         Дж. Кейнс обнаружил, что главным виновником экономической нестабильности являются колебания совокупного спроса. Поэтому он считал стабилизацию спроса и его поддержание на уровне, обеспечивающем полную занятость, важнейшей задачей. В соответствии с рекомендациями Дж. Кейнса после Великой депрессии все западные станы начали осуществлять стабилизационную фискальную политику, которая затем разделилась на несколько типов.

2.2 Кейнсианский подход в рассмотрении фискальной политики государства

     Расширительная  фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения, налоговых ставок, что  ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство  будет покрывать за счет займов у  населения, страховых компаний, промышленных фирм и т.д. Оно может занять и  у центрального банка.   В случае рецессивного разрыва будет действовать механизм автоматической перестройки. Однако кейнсианцы считают, что этот механизм медлителен. Потребуется много времени на перестройку цен на факторы, чтобы восстановить полную занятость. Поэтому правительство должно помочь этому механизму. Таким образом, расширительная фискальная политика проводиться в случае рецессионального разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Кейнсианцы считают, что в этом случае необходим плановый бюджетный дефицит. Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Снижение правительственных расходов уменьшит совокупный спрос. Такого же результата можно добиться при помощи повышения налогов.             Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления. При этом антициклическая фискальная политика должна на просто поддерживать достаточный для обеспечения полной занятости уровень совокупного спроса. Она должна делать это так, чтобы не спровоцировать инфляцию.   Однако бюджетные дефициты и излишки, возникающие вследствие проведения расширительной, ограничительной или антициклической фискальной политики, могу иметь различные последствия. Причем эти последствия могут влиять на существенную перестройку кейнсианской модели.          Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:

1) увеличение  государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание  1 и 2. Другими словами, если  в исходном пункте имеет место  сбалансированный бюджет, фискальная  политика должна двигаться в  направлении правительственного  бюджетного дефицита в период  спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место  вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает в себя:

1) уменьшение  правительственных расходов, или  2) увеличение налогов, или 3) сочетание  1 и 2. Фискальная политика должна  ориентироваться на положительное  сальдо правительственного бюджета,  если перед экономикой стоит  проблема контроля над инфляцией.

виды, цели и инструменты фискальной политики:

В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, инструменты    фискальной    политики   используются по-разному. Выделяют два вида   фискальной     политики  : 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Рис.10-1.  Виды фискальной политики
    а) Стимулирующая фискальная политика б) Сдерживающая фискальная политика
   
 
            
 

 
   

Стимулирующая   фискальная     политика  применяется при спаде (рис.

10.1(а)), имеет  целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая  фискальная  политика   используется при буме (при пере- греве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение  инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:    а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.          Кроме того, различают   фискальную    политику  : 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

     

Дискреционная   фискальная     политика  представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины   государственных   закупок, налогов и трансфертов с целью   стабилизации   экономики Автоматическая   фискальная     политика    связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

Информация о работе Государственные финансы