Государственные и муниципальные заимствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание

Дня разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета, Россия, как и большинство стран мира, использует государственные внешние и внутренние заимствования. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……………..3
1. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение………………………………………………………….…………………………….…5
2. Классификация и виды государственных займов…………………………………….……8
3.Общая характеристика государственных ценных бумаг………………………………….15
4. Управление государственным кредитом…………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………….………30

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 122.15 Кб (Скачать документ)

                                                               Оглавление 

 Введение…………………………………………………………………………..……………..3

1. Государственные  и муниципальные заимствования,  их содержание и значение………………………………………………………….…………………………….…5

2. Классификация  и виды государственных займов…………………………………….……8

3.Общая характеристика государственных ценных бумаг………………………………….15

4. Управление  государственным кредитом…………………………………………………..18

 Заключение…………………………………………………………………………………….28

 Список литературы…………………………………………………………………….………30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение

 

          Государственные заимствования  выступают важным элементом общегосударственных  финансов. Государство, причем это  характерно не только для России, постоянно испытывает большую  потребность в финансовых ресурсах, деньгах. 

     Дня разрешения противоречия между величиной  необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета, Россия, как и большинство стран мира, использует государственные внешние и внутренние заимствования. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

     Государственные заимствования – один из инструментов финансовой политики органов власти. Привлекая дополнительные средства, определяя условия их привлечения, используя полученные ресурсы для  реализации стратегических задач экономики, которые не могут быть решены (или  ввиду их масштабности или слабой прогнозируемости) частными компаниями, государство может закладывать  основы последующего экономического роста, сглаживать временные и пространственные неравномерности экономического развития, влиять на активность частных компаний в той или иной области деятельности.

     Благоприятная экономическая ситуация в современной  России создает возможности для  эффективного вложения средств. И частные  инвесторы активно используют эту  возможность. Государство, как один из основных субъектов  экономики, не должно оставаться в стороне от этого  процесса. А это, в свою очередь, подводит нас к мысли о том, что основным направлением деятельности государства  в области заимствований должно быть не сокращение государственного долга, а эффективное его использование.

     Использование государственных заимствований  должно основываться на глубоком понимании  их сущности, четком определении их целей, знании способов их применения, учете исторического опыта.

     В результате государственных заимствований  формируется государственный долг. В настоящих условиях государственный  долг выдвинулся в центр экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным.

     В данной работе рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с  использованием государственных заимствований. При этом была сделана попытка  их рассмотрения с той точки зрения, которая принята в государствах имеющих продолжительный и успешный опыт их использования.

     Цель  данной работы – изучение категории  государственных займов и анализ состояния государственных заимствований  в современной России.

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Государственные  и муниципальные  заимствования, их  содержание и значение 

              Государственный кредит является  одним из элементов, составляющих  финансовую систему государства.  Он представляет собой особую  форму кредита, при которой  государство или местные органы (муниципальные) выступают  в   роли заемщика или кредитора,  а кредит приобретает вид государственного  займа и реализуется через  определенный банк. В тех случаях,  когда государство является заемщиком,  оно привлекает временно свободные   денежные средства граждан, хозяйствующих   субъектов РФ, а также иностранных  государств, международных  финансовых  фондов (например, Международного валютного  фонда). При этом оговариваются  все условия: срочность, платность  и возвратность. Становясь гарантом, отвечая за погашение кредитов, государство является кредитором.

     Под заимствованиями (займами) понимают передачу экономическому субъекту денежных средств, которые тот обязуется возвратить в той же сумме с уплатой  процента (платы) на сумму займа. В  некоторых случаях в заимствования  включают также кредиты и займы, по которым у данного экономического субъекта возникают обязательства  как у гаранта их погашения.

     В западной литературе сложилась классификация  задолженности, основанная на противопоставлении так называемой общественной задолженности  и частной задолженности. В общественную задолженность включаются все виды задолженности, должником по которым  выступает общественный сектор экономики, прямо или косвенно связанный  с государственной властью различных  уровней.

     В частной задолженности обычно отдельно выделяют долговые обязательства финансовых и нефинансовых организаций.

     Государственные заимствования – это займы  государственных органов различных  уровней у других секторов народного  хозяйства. Сюда также включают заимствования  одного государственного органа у другого.

     Принято различать собственно государственные  заимствования, формирующие суверенный долг и заимствования органов  государственной власти более низких уровней, образующих так называемый муниципальный долг. Для трехуровневой  системы государственной власти, характерной и для России, отдельно выделяют заимствования органов  субфедеральной власти. В условиях федеративного устройства государства  субфедеральными органами являются органы власти субъектов федерации.

     Следовательно, государственные заимствования  могут быть определены как совокупность:

    • займов органов центральной власти (суверенные заимствования),
    • займов органов субфедеральной власти (субфедеральные заимствования),
    • займов органов местной власти (муниципальные заимствования).

     В зависимости от происхождения кредитных  ресурсов государственные займы  могут быть разделены на внутренние и внешние. В качестве критерия такого разделения может выступать валюта займа, рынок размещения, вид кредитора (резидент или нерезидент). В Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным  кодексом, под внешними государственными заимствованиями понимают кредиты  и займы, выраженные в иностранной  валюте.  

           В сложившейся мировой  практике привлечения заемных средств  государствами и муниципалитетами можно выделить две основные формы  заимствований:

  • безоблигационная (несекьюритизированные кредиты и займы)
  • эмиссия долговых ценных бумаг

     Государственная задолженность, возникшая вследствие заимствований в безоблигационной форме , как правило, оформляется  путем регистрации в книге  государственного долга. В России такая  книга, в соответствии с Бюджетным  кодексом носит название Государственной  долговой книги Российской Федерации. Аналогичные книги ведут также  субъекты Российской Федерации и  муниципалитеты.

     Задолженность, возникающая вследствие выпуска  долговых ценных бумаг, в большинстве  случаев, считается оформленной  в виде самих государственных (муниципальных) ценных бумаг и не предполагает дополнительной регистрации. В то  же время оформление задолженности в виде долговых ценных бумаг не препятствует возможности  внесения записей в книгу государственного долга. В соответствии с российским Бюджетным кодексом государственная  задолженность, возникшая вследствие выпуска государственных ценных бумаг подлежит обязательному внесению в виде записи в долговую книгу. 

     Важным  средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственные  кредиты и займы, которые являются вторым после налогов методом  финансирования расходов бюджета. 

     Кредиты и займы являются формой государственных  и муниципальных заимствований, не предполагающей выпуск ценных бумаг.

     Такая форма заимствований обладает некоторыми особенностями. Переход права требования по таким займам затруднен либо полностью  невозможен. Следовательно, на протяжении всего времени кредита (займа) в  качестве кредитора выступает одно и то же, заранее известное лицо или государство. Основным преимуществом  такого положения заемщика (государства  или муниципалитета) является его  относительная безопасность от концентрации прав требования в руках нежелательных  лиц. Однако у такой формы заимствований  есть и существенные недостатки. В  мировой практике сложилось мнение о том, что договориться о реструктуризации такого долга существенно сложнее. Кроме того, по сравнению с выпуском долговых ценных бумаг, такая форма заимствований обладает существенно меньшим объемом инвестиционного спроса, а также лишена возможности гибко регулировать объем и стоимость заимствований.

     Поэтому, в современном финансовом мире доля данной формы заимствований сокращается.

     Для современной России кредиты и  займы долгое время оставались преобладающей  формой заимствований. Однако в последние  годы доля этих форм заимствований  резко сократилась, как вследствие замещения ценными бумагами части  ранее полученных кредитов и займов, так и вследствие размещения новых  выпусков ценных бумаг. 

     2.Классификация  и виды государственных  займов 

     Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

            Внутренний  государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

     Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

           Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения       правительству и др.)

             Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.

              В тесной связи с государственными  займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование  которой опосредуется системой  сберегательных учреждений, - обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг ( в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств ), а также путем оформления безоблигационных  займов ( подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств ).

Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования