Государственные и муниципальные заимствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание

Дня разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета, Россия, как и большинство стран мира, использует государственные внешние и внутренние заимствования. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……………..3
1. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение………………………………………………………….…………………………….…5
2. Классификация и виды государственных займов…………………………………….……8
3.Общая характеристика государственных ценных бумаг………………………………….15
4. Управление государственным кредитом…………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………….………30

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 122.15 Кб (Скачать документ)

     • разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение  среди определенного круга инвесторов и т. д.

     ГЦБ, как правило, занимают ведущее место  на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

     Рынок ценных бумаг – это все еще  формирующийся финансовый рынок, который  тесно связан как с банками, так  и с государством и частными компаниями.

     Каждая  страна имеет свою сложившуюся историю  и практику рынка ГЦБ, что находит  отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т. д. По этой причине российский рынок ГЦБ вряд ли может быть устроен по образцу рынка какой-либо одной страны, будь то США, Великобритания или любая другая страна.

     Основные  проблемы российского рынка ГЦБ.

     • Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки  погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.

     • Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных  ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так  и муниципальные ценные бумаги.

     • Налогообложение ГЦБ. Оно решается по-разному для различных видов  ГЦБ. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствующие  разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок  налогообложения ГЦБ.

     • Обеспечение единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных  торгов на базе государственного (или  полугосударственного) депозитарного  обслуживания.

     • Организация региональных рынков ГЦБ, что позволяет вовлечь свободные  капиталы территорий на рынок ГЦБ.

     • Необходимость вовлечения свободных  денежных средств населения на рынок  ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих  сбережений от инфляции, а экономика  страны в конечном счете приобретет искомые источники инвестирования.

     • Гипертрофирование рынка ГЦБ  в силу слабого развития рынка  корпоративных ценных бумаг.

     Российский  рынок ГЦБ имеет всего двух - трехлетнюю историю. Прежде выпускались  государственные выигрышные займы, приспособленные для обращения  в условиях плановой социалистической экономики. В настоящее время  рынок ГЦБ представлен несколькими  видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты  переходного этапа.

     Зарубежная  практика показывает, что выпуск государственных  ценных бумаг для покрытия дефицитов  бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики.

     В настоящее время в странах  с развитой экономикой от результативности функционирования рынков гос. ценных бумаг  во многом зависит формирование государственных  бюджетов, обеспечение эффективности  денежно-кредитной политики, поддержание  активности работы всех сфер экономики. Сегодня уже накоплен и широко используется опыт управления источниками  погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных  промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.

     Рынок государственных ценных бумаг, сами государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и  целевые аспекты требуют постоянного  изучения и анализа. Весь этот механизм подвергся значительной автоматизации  и компьютеризации под воздействием научно-технической революции, в  результате чего необходимо совершенствовать рынок государственных ценных бумаг, предлагать новые пути развития. 

     4. Управление государственным  кредитом 

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг. Основной формой государственного кредита являются государственные  займы, характеризующиеся тем, что  временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций  привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем  выпуска и реализации государственных  ценных бумаг. Государственными ценными  бумагами называются бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, орган государственной власти и управления.

     Очевидно, что серьезность проблем, связанных  с осуществлением госкредитных операций, повышает требования к управлению государственным  долгом.

     Управление  внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия  по выпуску, размещению, обращению и  обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий  ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия  по получению и возврату внешних  кредитов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных  расходов на управление, оборону, поддержку  слабых предприятий и роста налоговых  поступлений.

     В условиях значительного роста государственной  задолженности и не снижающегося дефицита бюджета страна может использовать рефинансирование государственного долга. Рефинансирование означает погашение  старой государственной задолженности  путем выпуска новых займов. Рефинансирование активно используется в операциях  по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической  и политической стабильности страны-должника.

     В управлении государственным долгом используются также такие меры, как  конверсия, консолидация, обмен облигаций  по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

     Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг.

     Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.  Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.

     Отсрочка  погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

     Аннулирование государственного долга — крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

     Как государственный долг и его рост влияет на экономику страны? Может  ли крупный государственный долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять  свои финансовые обязательства? Ни в  коем случае, и тому есть три причины:

     1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.

     2. Налогообложение - правительство имеет конституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства - один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.

     3. Создание денег - банкротство государства очень сложно себе представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может произвести инфляционный эффект. Но очень  трудно поверить в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок.

       Существует ряд мнений специалистов, что рост внутреннего государственного  долга имеет многочисленные отрицательные  последствия для экономики страны.

     Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований  является так называемый «эффект  вытеснения частных компонентов  совокупного спроса». Его суть состоит  в следующем. Если правительство  выпускает облигации государственных  займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы  внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем  могло бы быть в отсутствие государственных  заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь  значительные кредитные ресурсы  от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт  и частичные потребительские  расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных  расходов «вытесняет» все виды негосударственных  расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также  чистый экспорт.

     Величина  вытеснения частных инвестиций, безусловно, заслуживает более глубокого  анализа, поскольку подобное вытеснение может иметь очень серьезные  отрицательные последствия для  экономики в долгосрочном периоде, а именно:

     -   снижение частных инвестиций  через какое-то время выразится  в меньшем запасе капитала  в экономике. Это предполагает  в долгосрочном периоде меньший выпуск (ВВП) и национальный доход, больший уровень безработицы;

     -   ресурсы перемещаются от частного  сектора к государственному, менее  эффективному по своей природе.  Кроме того, снижается эффективность  экономики, поскольку в результате  размещения государственных долгов  отвлекаются дополнительные средства  из производственного сектора  в финансовый.

     Надо  сказать, что перечень негативных эффектов внутренних государственных заимствований  отнюдь не ограничивается «эффектом  вытеснения». В этой связи, предполагаемую политику правительства по замещению  внешнего долга внутренними заимствованиями  нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими  реалиями. Это объясняется тем, что:

  1. Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
  2. Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных таким образом средств. Пока эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны, стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях государство действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях (вплоть до признания страны банкротом).
  3. Современные теории инфляции отводят большую роль в объяснении темпов инфляции в стране величине государственного долга. Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост государственного долга оказывает влияние на уровень инфляции.

     Таким образом, курс на внутренние заимствования  сегодня сомнителен и явно преждевременен. Россия пока не достигла уровня развития, достаточного для эффективного внедрения  этого механизма.

Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования