Государственные и муниципальные заимствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание

Дня разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета, Россия, как и большинство стран мира, использует государственные внешние и внутренние заимствования. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……………..3
1. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание и значение………………………………………………………….…………………………….…5
2. Классификация и виды государственных займов…………………………………….……8
3.Общая характеристика государственных ценных бумаг………………………………….15
4. Управление государственным кредитом…………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………….………30

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 122.15 Кб (Скачать документ)

             Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

              В тех случаях, когда правительство  гарантирует безусловное погашение  займа, выпущенного местными органами  власти и управления или отдельными  хозяйственными организациями, а  также выплату процентов по  нему, речь идет об условном  государственном кредите –  гарантированных займах, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

               Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) в период реформ. 

               Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

             Предоставление внешних займов  осуществляется за счет  бюджетных  средств или специальных правительственных  фондов.

             Основной целью государственных  внешних займов является содействие  укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей  страны-получателя, оказание продовольственной  помощи.

             Государственные внешние займы  предоставляются в денежной или  товарной форме, выпускаются в  валюте страны-кредитора, страны-заемщика  или третьей страны. Погашение  займов осуществляется по соглашению  сторон товарными поставками  или валютой.    

       Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

     1. По субъектам заемных отношений  – займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.

     2. По месту размещения – внутренние и внешние.

     3. По обращению на рынке –  рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

     4. В зависимости от срока привлечения  средств – краткосрочные ( со сроком погашения до 1 года ), среднесрочные ( от 1 года до 5 лет ), долгосрочные ( от 5 лет и более ). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.

     5. По обеспеченности долговых обязательств  – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы власти управления обычно выпускают беззакладные облигации.

     6. По характеру выплачиваемого  дохода государственные займы  делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата  дохода по выигрышным облигациям  осуществляется на основе тиражей  выигрышей. Эти облигации не  пользуются большим спросом. Инвесторы  стремятся получать стабильный  доход, а не полагаются на  волю случая. Поэтому основной  вид – процентные облигации,  доход по которым выплачивается  один, два или четыре раза в  год на основе купонов. 

              Краткосрочные заемные инструменты  государства не имеют купонов.  Они     продаются со скидкой  с номинала, а выкупаются по  номиналу. Не имеют также купонов  и некоторые долгосрочные обязательства.  Весь доход по ним выплачивается  вместе с суммой основного  долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

     7. По методу определения дохода  долговые обязательства бывают  с твердыми или плавающими ставками. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

     8. В зависимости от обязанности  заемщика твердо соблюдать сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске, заемные инструменты  подразделяются на обязательства:  с правом долгосрочного погашения  и без права долгосрочного  погашения. 

             Различаются два варианта погашения  задолженности: единовременно и  частями. Если заем гасится  частями, в зависимости от распределения  суммы долга по срокам погашения  выделяются три варианта:

     - заем погашается равными частями  в течении определенного срока;

     - возрастающими долями;

                 - снижающими долями.

     9.   По методам размещения займы  подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные.

     10. Государственные займы могут  быть облигационными и безоблигационными.  Облигационные займы сопровождаются  эмиссией ценных бумаг государства.  Безоблигационные оформляются подписанием  соглашений, договоров, а также  путем записей в долговых книгах  и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные  займы используются на межправительственном  уровне.

             Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

             Муниципальный кредит включает  в себя следующие отношения:

     1) муниципальное кредитование –  муниципалитет является кредитором;

     2) муниципальное заимствование –  муниципалитет является должником  или должником и принципалом;

     3) муниципальные гарантии – муниципалитет  является гарантом.

             Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

     Формы муниципальных займов.

              Муниципальные займы - привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

            Существуют две главные формы  муниципальных займов:

     - выпуск муниципальных ценных  бумаг; 

     - ссуды. 

            Ссуды могут предоставляться  либо по бюджетной линии - бюджетные  ссуды вышестоящих бюджетов, либо  коммерческими банками. В последнем  случае ссуда местным органам  власти обычно не отличается  от аналогичных ссуд предприятиям  и организациям.

             При выборе формы займа решающее  значение имеет, с одной стороны,  его стоимость, т.е.  плата, которую  местный орган власти должен  заплатить за привлекаемые ресурсы,  а с другой - наличие в нужных  размерах финансовых ресурсов  на соответствующем рынке капиталов. 

             В мировой практике выпуск  муниципальных ценных бумаг является  основной формой муниципального  займа, это дешевле, чем брать  ссуду в коммерческом банке,  за счет предоставляемых по  этим ценным бумагам налоговых  льгот.

              Государственные  и муниципальные  займы осуществляются  путем выпуска  ценных бумаг  от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, по договору государственного и муниципального займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором — гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

             Договор государственного  или муниципального  займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных облигаций или других государственных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные и муниципальные займы являются добровольными.

              Договоры о государственных внешних  заимствованиях, исполнение которых  требует увеличения их предельных  объемов, утвержденных федеральным  законом о федеральном бюджете,  включаются только после внесения  соответствующих изменений в  федеральный бюджет на очередной  финансовый год.

               Государственные внутренние и  внешние заимствования осуществляются  в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

              Ежегодно разрабатываются и утверждаются  программы государственных внешних  заимствований РФ и предоставляемых  РФ государственных кредитов, отражающие  перечень внешних заимствований  федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

             Программы государственных  внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу. 
 

     3.Общая  характеристика государственных  ценных бумаг 
 
 

     Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования  государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом  которых выступает государство.

     Ценные  бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными  бумагами и активами. Во-первых, это  самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала и  доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению  с другими ценными бумагами или  направлениями вложений капитала. Часто  на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы. 

     Размещение  ГЦБ. Обычно осуществляется:

     • через центральные банки или  министерства финансов. Основными инвесторами  в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;

     • в бумажной (бланковой) или безбумажной  формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется  четкая тенденция к увеличению выпуска  ГЦБ в безбумажной форме;

Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования