Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд как крупнейший внебюджетный фонд 5
1.1Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 5
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: сущность, задачи, функции 7
1.3 Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации 10
Глава 2. Оценка деятельности фонда за 2007-2009 г. 14
2.1 Источники формирования средств Пенсионного Фонда 14
2.2 Направление использования средств Пенсионного Фонда 20
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного Фонда на будущее. 25
3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернатива ПФ 25
3.2Меры, принимаемые государством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 35
Приложение В 35
Министерство образования Российской Федерации
Кафедра «Финансов»
Учебная дисциплина: Финансы
Тема курсовой работы: Государственные внебюджетные фонды России, их место в системе специальных фондов государства
Содержание
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд как крупнейший внебюджетный фонд 5
1.1Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 5
1.2
Пенсионный фонд Российской
1.3
Формирование и направления
Глава 2. Оценка деятельности фонда за 2007-2009 г. 14
2.1
Источники формирования
2.2
Направление использования
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного Фонда на будущее. 25
3.1
Негосударственные пенсионные
3.2Меры,
принимаемые государством РФ
по улучшению пенсионного
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 35
Приложение В 35
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов.
В рамках данной работы будет рассмотрен только один из внебюджетных фондов – Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд имеет
огромное влияние на экономику страны,
так как главной целью его
является – обеспечить заработанный
человеком уровень жизненных
благ путем перераспределения
Между тем вся текущая жизнь любого финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития.
Следуя цели, ставятся следующие задачи:
• изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
• проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
• рассмотреть перспективы совершенствования Пенсионной системы РФ.
Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ.
Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств.
Субъектом исследования является Российская Федерация.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили
Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов за период 2000-2008г. и периодические издания.
Согласно экономическому словарю, государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. [19, 162]
Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение [1].
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.
По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей, вторые – в распоряжении местных властей.
Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были созданы правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного Кодекса РФ указанный закон утратил свою силу. [17, 223-32]
В настоящий момент Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
До 2001 года существовал также
Государственный фонд занятости
населения, сейчас часть его функций исполняет
Федеральная служба по труду и занятости
Российской Федерации. [1]
Крупнейшим из внебюджетных фондов является Пенсионный фонд РФ.
Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.
Согласно мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной [15, с 440], Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
В соответствии с Законом
РФ "Об обязательном пенсионном страховании
в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами
обязательного пенсионного
Пенсионный фонд РФ (ПФР)
является самостоятельным финансово-
Основными задачами Пенсионного фонда являются [18, с 276]:
• целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
• капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
• контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
• разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
ПФР осуществляет следующие основные функции [13, с 283]:
• получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
• организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
• индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
• межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников [14, с 382]:
• отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;
• отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;
• страховых взносов;
• средств Федерального бюджета;
• сумм пеней и иных финансовых санкций;
• доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
• иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
До 1 января 2010 года в состав ЕСН работодатель перечислял в Пенсионный фонд России 20% фонда оплаты труда, которые шли на формирование трех частей трудовой пенсии [16, с 55]:
• базовая – фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме. Ее размер дифференцируется в зависимости от вида пенсии (старости, инвалидности и т.д.), группы инвалидности и наличия иждивенцев;
• страховая – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
• накопительная – часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Базовая часть обеспечивала минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определялся законодательством.
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. [22]
Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования». Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации [8].
Наиболее весомая часть бюджета Пенсионного фонда РФ – страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.