Государственные внебюджетные фонды России, их место в системе специальных фондов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд как крупнейший внебюджетный фонд 5
1.1Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 5
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: сущность, задачи, функции 7
1.3 Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации 10
Глава 2. Оценка деятельности фонда за 2007-2009 г. 14
2.1 Источники формирования средств Пенсионного Фонда 14
2.2 Направление использования средств Пенсионного Фонда 20
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного Фонда на будущее. 25
3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернатива ПФ 25
3.2Меры, принимаемые государством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 35
Приложение В 35

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 79.85 Кб (Скачать документ)

Для данных категорий с 1 января 2006г. Установлены соответствующие процентные ставки: [20, с 216]:

• 20% для работодателей;

• 15,8% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;

• 7,3% для индивидуальных предпринимателей;

• 5,3% для адвокатов и детективов.

Поступающие в бюджет Пенсионного  фонда РФ средства направляются на [14, с 383]:

• выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

• перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Наряду с бюджетным  финансированием и внебюджетными  социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные  пенсионные фонды (НПФ), функционирующие  на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано  с принятием 16 сентября 1992 г. Указа  Президента Российской Федерации "О  негосударственных пенсионных фондах" [6].

С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный  пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное  пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда [10, с 53].

 

Глава 2. Оценка деятельности фонда за 2007-2009 г.

2.1 Источники формирования средств Пенсионного Фонда

Средства Пенсионного  Фонда РФ формируются за счет:

• страховых взносов, налоговых платежей;

• средств из Федерального бюджета РФ;

• прочих поступлений.

Проанализируем источники  формирования средств Пенсионного фонда Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2007 год.(см. Приложение A)

На 2007 г. в соответствии с федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» бюджет ПФР на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 1 845,1 млрд. р.[2]

Необходимо проанализировать закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год»[3].

Законопроектом предусмотрено  поступление доходов в бюджет ПФР в сумме 1 914 133 млн. рублей, что на 69 039 млн. рублей, или на 3,7 % больше, чем установлено Федеральным законом от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» [4].

Наибольший процент корректировки  имели следующие статьи доходов  бюджета ПФР:

1) средства федерального  бюджета, передаваемые ПФР на  социальную поддержку Героев  Советского Союза, Героев Российской  Федерации и полных кавалеров  ордена Славы, Героев Социалистического  Труда и полных кавалеров ордена  Трудовой Славы, увеличены на 47,6 млн. рублей (более чем в 5,7 раза) и составили 57,6 млн. рублей;

2) средства федерального  бюджета, передаваемые ПФР на  компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1, увеличены на 810 млн. рублей (более чем в 5,2 раза) и составили 1 000 млн. рублей.

Наибольший объем увеличения бюджетных назначений имели следующие  статьи доходов бюджета ПФР:

1) страховые взносы на  обязательное пенсионное страхование,  направляемые на выплату страховой  части трудовой пенсии, увеличены  на 95 100 млн. рублей, или на 12,6 %, и составили 848 960 млн. рублей. Сумма страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии увеличена с учетом фактического исполнения бюджета ПФР за 8 месяцев 2007 года и ожидаемой оценки поступлений в сентябре-декабре 2007 года.

2) средства, поступающие  из федерального бюджета в  бюджет ПФР на финансирование  базовой части трудовой пенсии, увеличены на 30 268 млн. рублей, или на 5,4 %, и составили 590 038 млн. рублей. Увеличение финансирования базовой части трудовой пенсии вызвано реализацией проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». С 1 декабря 2007 года увеличивается размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, а также пропорционально данному увеличению повышение размеров всех других базовых частей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), пенсий, назначенных по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, и других выплат, размер которых определяется исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости;

3) средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, увеличены на 9 887 млн. рублей, или на 5 %, и составили в сумме 206 053 млн. рублей, в том числе средства по статье доходов бюджета ПФР, которая предусматривает поступление средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам, увеличены на 8 572 млн. рублей, или на 6,2 %, и составили 147 066 млн. рублей./14/

По данным Росстата за 2007 на счет Пенсионного фонда поступило 1 946 817 млн. рублей (101,7% больше планируемой суммы), из них из федерального бюджета – 919 879 млн. рублей.[23]

Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного  фонда на 2008 год.

Основным нормативно правовым документом, регулирующим данную сферу, является федеральный закон "О  бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", принятый Государственной  Думой 6 июля 2007 г и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г. Об этом сообщает пресс-служба президента РФ.[4]

Закон предусматривает утверждение  основных характеристик бюджета  Пенсионного фонда РФ на трехлетний период.

Проект бюджета Фонда  на 2008 год и на период до 2010 года по доходам сформирован: на 2008 год - в сумме 2 330 632 млн. рублей (126,3 % к предыдущему году), в том числе 1 401 666 млн. рублей из средств Федерального бюджета; на 2009 год - соответственно, в сумме 2 669 533 млн. рублей (114,5 %) и 1 456 377 млн. рублей (113,8 %); на 2010 год - в сумме 3 179 764 млн. рублей (119,1 %) и 1 801 399 млн. рублей (119,2 %).

По данным Росстата за 2008 год на счет Пенсионного фонда  поступила сумма 2 730 172 млн. рублей, что составляет 117% от запланированной суммы, в том числе из средств федерального бюджета – 1 456 930 млн. рублей (103% к плану) [23].

Проанализируем предполагаемые доходы Пенсионного фонда в 2009 году согласно Федеральному Закону от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»[5].

Прогнозируемый доход  фонда в 2009 году – 3 217 490 млн. рублей (138 % от предполагаемого дохода 2008 года), из них 1 679 083 млн. рублей из средств федерального бюджета (52,2 % от всего дохода), в 2010 году соответственно – 4 102 247 млн. рублей (127,5 %) и 2 298 735 млн. рублей, в 2011 году – 4 757 464 млн. рублей (147,8%) и 2 660 675 млн. рублей.

В соответствии с Законом  об обязательном пенсионном страховании, начиная с 2008 года, увеличивается тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 % за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения повлекут увеличение плановых поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму около 100 млрд. рублей, или на 89,6 % по отношению к 2007 году. При этом прирост поступления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за этот же период согласно расчетам к Законопроекту уменьшится примерно на 7 % и составят 7,1 %, тогда как в 2009 и 2010 годах этот прирост предполагается на 13,9 % и 12,2 %, соответственно. [4]

Поступление страховых взносов  на страховую и накопительную  части трудовой пенсии (более 40 % от доходов бюджета ПФР) предполагается: в 2008 году – 1 029 290 млн. рублей, в 2009 году – 1 184 670 млн. рублей, в 2010 году – 1 344 260 млн. рублей с учетом поступления взносов в виде фиксированного платежа.

Предполагаемый объем  поступления страховых взносов  на страховую часть не обеспечивает прогнозируемые расходы на выплату  страховой части трудовой пенсии во все больших масштабах: в 2008 году – на 112 087 млн. рублей, в 2009 году - на 143262,0 млн. рублей, в 2010 году – на 189 551 млн. рублей.

Законопроектом предусмотрено  получение доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном  управлении ПФР, в 2008 году 12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и 2007 годах), на 2009 и 2010 годы такие доходы предусматриваются, соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше) и 19,0 млн. рублей (в 1,5 раза больше).

Безвозмездные поступления  из федерального бюджета предусмотрены: на 2008 год в сумме 1 284 324 млн. рублей, на 2009 год – в сумме 1 461 048 млн. рублей и на 2010 год – в сумме 1 806 647 млн. рублей, или 55,1 %, 54,7 % и 56,8 %, соответственно, от предполагаемых доходов ПФР. Из них на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2008-2010 годах средства из федерального бюджета предусмотрены, соответственно, в сумме 184 580 млн. рублей, 149 138 млн. рублей и 251 551 млн. рублей (на 109,2 % – в 2008 году, на 69 % – в  2009 году и на 185,1 % – в 2010 году больше, чем в 2007 году).

Необходимо отметить, что  доля средств из федерального бюджета, перечисляемых в ПФР, имеет тенденцию к увеличению (в 2007 году – 47,2 %, в 2008 году – 53,3 %, на 2009 год запланировано 52,2 процента).

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2007, 2008 и 2009 года, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), Дополнительно ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО), материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; снижение с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6 %; изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной). Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений. Рассмотрим динамику базовой, страховой и накопительной части пенсии. Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство пытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 году к страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.

 

2.2 Направление использования средств Пенсионного Фонда

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в  соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации [1]. Таким образом, средства Пенсионного фонда РФ используются по следующим направлениям:

• на финансирование выплаты населению пенсии и пособий

• прочие расходы.

Бюджет Пенсионного фонда  на 2007 год утвержден по расходам в сумме 1 786,5 млрд. руб. (100,2%), с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей. Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по расходам – в сумме 1 786 457 млн. рублей [23]. Из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 916,42 млрд. рублей, из них: на выплату базовой части трудовой пенсии – 590,0 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений); на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам РФ, включая расходы на их доставку, – 103,9 млрд. рублей (100%); на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным, – 1,76 млрд. рублей (99,2%); на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса – 1,69 млрд. рублей (102,1%); на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме – 206,01 млрд. рублей[2]. (см. Приложение В)

Необходимо обратить внимание на федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон  «О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2007 год». Законопроектом предусмотрены расходы бюджета ПФР в сумме 1 782 348 млн. рублей, что на 54 548 млн. рублей (на 3,2 %) больше, чем установлено бюджетом ПФР на 2007 год[3].

Следует отметить, что параметры  расходов бюджета ПФР на 2007 год  скорректированы в целях приведения их в соответствие с объемами средств, предусмотренных на указанные цели в доходной части бюджета ПФР.

Такой корректировке подверглись  расходы на выплату базовой части  трудовой пенсии, на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан  и на другие социальные выплаты, финансирование которых осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств  федерального бюджета, а также расходы  на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, выплату пенсий, назначенных  досрочно гражданам, признанным безработными, и выплату доплаты к пенсиям  членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России, их место в системе специальных фондов государства