Государственные внебюджетные фонды России, их место в системе специальных фондов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд как крупнейший внебюджетный фонд 5
1.1Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 5
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: сущность, задачи, функции 7
1.3 Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации 10
Глава 2. Оценка деятельности фонда за 2007-2009 г. 14
2.1 Источники формирования средств Пенсионного Фонда 14
2.2 Направление использования средств Пенсионного Фонда 20
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного Фонда на будущее. 25
3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернатива ПФ 25
3.2Меры, принимаемые государством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 35
Приложение В 35

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 79.85 Кб (Скачать документ)

Кроме того, увеличены расходы  бюджета ПФР на 2007 год в части  передачи пенсионных накоплений в негосударственные  пенсионные фонды (далее – НПФ) на 8 989 млн. рублей, или на 175,5 %, и составили 15 776 млн. рублей. Такое резкое увеличение (более чем в 1,5 раза против бюджетных назначений) вызвано реализацией положения Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» о праве застрахованного лица на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и о праве на выбор НПФ.[3]

Рассмотрим расходную  часть бюджета Пенсионного фонда на 2008 год[4].

Законопроекты бюджета Фонда на 2008 год и на 2009 года сформирован по расходам: в 2008 году – в сумме 2 099 895 млн. рублей, в 2009 году – соответственно, в сумме 2 911 102млн. рублей [4;5]. Фактически же за 2008 год было истрачено 2 357 793 млн. рублей.[23]

Расходы Законопроекта определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых ПФР на исполнение публичных нормативных обязательств, должны составить на 2008 год 2 034 251 млн. рублей (96,9 % от общего объема расходов бюджета Фонда), на 2009 год – 2 391 414 млн. рублей (96,7 %), на 2010 год – 2 795 460,4 млн. рублей (97,1 %). Перечень публичных нормативных обязательств, исполнение которых возложено на Фонд, содержит 27 позиций, при этом должен быть обеспечен широкий спектр выплат.

Общая сумма расходов в  соответствии с Федеральным законом  от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Законопроектом предусмотрена в  размере 1 638 931 млн. рублей на 2008 год, 1 952 634 млн. рублей – на 2009 год и 2 269 700 млн. рублей – на 2010 год. Данные показатели соответствуют динамике роста численности пенсионеров. Прогнозные показатели среднегодовой численности пенсионеров - получателей трудовых пенсий составляют: на 2008 год – 36 709,4 тыс. человек, на 2009 год – 36 890,1 тыс. человек, на 2010 год – 37 077,3 тыс. человек. Среднегодовой рост численности предполагается 100,7 %. Динамика расходов соответствует динамике роста численности пенсионеров и учитывает индексацию пенсий[8].

На выплату базовой  части трудовой пенсии предполагалось направить в 2008 году 707 722 млн. рублей (33,7%), в 2009 году – 876 619 млн. рублей (35,5%), в 2010 году – 1 033 019 млн. рублей (35,8%). На выплату страховой части пенсии, соответственно, 929 213 млн. рублей (44,2%), 1 073 048 млн. рублей (43,5%), 1 232 617 млн. рублей (43,8%). Расходы на выплату правопреемникам умерших застрахованных лиц предусмотрены: на 2008 год – в сумме 1 995 млн. рублей (0,12%), в 2009 году – в сумме 2 966 млн. рублей (0,15%), и в 2010 году – в сумме 4 063 млн. рублей (0,17%).

Общая сумма расходов, предусмотренных  в Законопроекте на осуществление  ЕДВ отдельным категориям граждан, составляет на 2008 год 251 747 млн. рублей (11,9%), на 2009 год – 266 542 млн. рублей (10,8%), на 2010 год – 282 167 млн. рублей (9,8%).

Расходы на оказание мер  социальной поддержки Героев предусмотрены  на 2008 год в сумме 10,7 млн. рублей (0,0005%), на 2009 год – в сумме 11,9 млн. рублей (0,0004%), в 2010 году – в сумме 12,7 млн. рублей (0,0004%).

Расходы, регламентированные Законом об инвестировании, предусмотрены: на 2008 год – 18 274,0 млн. рублей (0,87%), на 2009 год – 23 765,6 млн. рублей (0,96%), на 2010 год – 32 662,3 млн. рублей (1,13%).Запланированные расходы обоснованы произведенными расчетами.

Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, пособий в соответствии с Законом Российской Федерации  от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации» Законопроектом предполагаются в 2008 году в сумме 1 871 млн. рублей, в 2009 году – 2 099 млн. рублей, в 2010 году – 2 468 млн. рублей. Расходы сбалансированы с предполагаемым поступлением средств федерального бюджета на эти цели.

Расходы на международное  сотрудничество в 2008-2010 годах определены с учетом уплаты взносов в Международную  ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов и  составляют в 2008 году 5,5 млн. рублей, в 2009 году – 5,7 млн. рублей, в 2010 году – 6,0 млн. рублей.

Законопроектом на финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено на 2008 год 500,0 млн. рублей, на 2009 год – 527,2 млн. рублей, на 2010 год – 554,1 млн. рублей. Из этих средств планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в 2008 году 400,0 млн. рублей, в 2009 году – 427,2 млн. рублей, в 2010 году – 454,1 млн. рублей, расходы на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда) - в сумме до 100,0 млн. рублей ежегодно.

Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием средств пенсионных накоплений, на 2008 год предусмотрены  в сумме 884,9 млн. рублей, или 91,1 %, на 2009 год – в сумме 981,3 млн. рублей, или 110,9 % , на 2010 год – в сумме 1 072 млн. рублей, или 109,3 %. Расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды на 2008 год предусмотрены в сумме 17 389,0 млн. рублей (0,8%),в 2009 году – в сумме 22 784,3 млн. рублей (0,9%), в 2010 году – в сумме 31 589,4 млн. рублей (1,09%). Рост передаваемых средств обусловлен прогнозом увеличения численности застрахованных лиц, реализующих право на формирование накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, можно сделать  вывод, о том, что в структуре  расходов бюджета пенсионного фонда  России преобладают расходы на выплату  трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной  части в расходах Пенсионного  Фонда, то складывается тенденция к  уменьшению расходов на выплату базовой  части пенсии, в то время как  расходы на страховую и накопительную  части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть  занимает страховая составляющая, далее  базовая и накопительная части.

 

Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного Фонда на будущее.

3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернатива ПФ

Система дополнительных выплат к государственной пенсии (за счет добровольных отчислений работодателей  и работников) начала формироваться  в 90-х годах. В сентябре 1992 г. вышел Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Затем был подготовлен первый вариант федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Большую роль в становлении НПФ сыграло постановление Правительства РФ 1995 г. «Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компетенции по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». В мае 1998 г. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» был принят. Он заложил правовую основу деятельности НПФ как необходимого элемента пенсионной системы, предусмотрев несколько уровней контроля над добросовестным использованием средств[6].

Будучи некоммерческими  организациями, НПФ нацелены главным  образом на консолидацию средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с крупными суммами денег, они обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников (будущих пенсионеров), инвестируя согласно закону пенсионные резервы исключительно в целях их сохранения и прироста. Это правило считается нарушенным, если резервы фонда используются для каких-либо иных целей, как личных (скажем, управляющего), так и общественно полезных (например, для займа Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях).

НПФ разрешено вкладывать пенсионные резервы: самостоятельно только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и помещать на банковские депозиы (заметим, такие объекты были названы до августовского финансового кризиса 2008); а в рисковые активы (корпоративные ценные бумаги и т.п.) – через управляющую компанию, которая несет ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление активами.

Требования к составу  и структуре пенсионных резервов определяет уполномоченный государственный  орган (Инспекция НПФ) в соответствии с правилами, утверждаемыми правительством.

В настоящее время в  России осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению  130 НПФ (по состоянию на 19 января 2010 г.). По данным от 30.09.09 на негосударственном пенсионном обеспечении состоит 6 354 157 человек. Вместе с тем сумма пенсионных накоплений в НПФ составляет 71 717 млн. рублей.

При этом также выросло число трансфер-агентов – организаций, заключивших с Пенсионным фондом соглашение о взаимном удостоверении подписей. С начала 2008 года отделения ПФР в целом по России заключили 649 соглашений.[22]

Однако крайне низкий уровень  участия экономически активного  населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения характеризует  недостаточное развитие рынка НПФ. В ходе исследования были выявлены наиболее острые проблемы системы негосударственного пенсионного обеспечения:

1) Обеспечение сохранности  и эффективности инвестирования  пенсионного капитала в современных  условиях функционирования российского  фондового рынка. В развитых  странах механизмом наращения  пенсионных резервов является  фондовый рынок. В России в  условиях слабого развития и  нестабильности фондового рынка  долгосрочные инвестиции НПФ  в обращающиеся на нем инструменты  представляются крайне рискованными. Жесткие административные ограничения  на направления инвестирования  пенсионных средств снижают потенциальную доходность и ограничивают возможность рациональной диверсификации портфеля вложений.

2) Недостаточная проработанность  современной законодательной базы  регулирования деятельности НПФ,  а именно: противоречивость положений  Налогового кодекса РФ в части  применения налоговых льгот в  связи с участием в негосударственном  пенсионном обеспечении; нерациональная  структура федерального закона, непосредственно регламентирующего  деятельность НПФ; разнородность  и неоднозначность используемой  терминологии по правовому регулированию  деятельности НПФ. 

3) Недоверие граждан к  НПФ как к негосударственным  финансовым структурам. Причина  – низкий уровень информированности граждан о месте и роли НПФ в реформируемой пенсионной системе. Постоянные нововведения в законодательную базу, которые периодически изменяют условия процесса реформирования, создают неблагоприятный психологический эффект, подрывают доверие населения к реформе. Низкий уровень участия граждан в системе НПФ также объясняется консервативными настроениями самих граждан и неудачной рекламной кампанией Пенсионного фонда России по переводу пенсионных накоплений в управление НПФ [12, 54-62].

Российский рынок негосударственного пенсионного обеспечения имеет  вполне оптимистичные перспективы  роста. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что  в развитых западных странах участниками  НПФ являются около 70% работающего  населения. В условиях адекватного  налогового и правового регулирования  и стабильного развития российской экономики высокий процент участия  населения страны в НПФ представляется абсолютно закономерным [9, 156].

Основными преимуществами НПФ  по сравнению с Государственным  Пенсионным Фондом являются следующие:

1) Более высокая доходность  – в 2-3 раза выше, чем в ПФР. Доходность ПФР составляет порядка 5-7 процентов годовых - ниже уровня инфляции. Это объясняется тем, что государственная управляющая компания (ГУК), которой является ВнешЭкономБанк (ВЭБ), инвестирует пенсионные деньги исключительно в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Надежность этих инструментов – высокая, но в то же время – низкая доходность. В НПФ же доходность составляет порядка 15-20% годовых – выше уровня инфляции.

2) В любой момент вкладчик может узнать состояние своего счета. Некоторые фонды предоставляют такую информацию через интернет.

3) Существует свобода выбора способа получения накоплений, в ПФР выбора нет.

4) Право наследования. В  ПФР, если человек не доживает  до пенсии, его накопления забирает  государство. В НПФ, если человек  не доживает до пенсии, его  накопления наследуются детьми  и супругой (супругом) или еще  кем-либо, кого человек указал  в правопреемниках при заключении  договора с НПФ.

Таким образом, можно сделать  вывод, о том, что, учитывая исключительную социальную и политическую значимость и сложность организации пенсионной системы, формирование адекватной структуры  рынка негосударственных пенсионных услуг и его нормативной базы должно стать приоритетной задачей  финансовой политики государства.

 

3.2Меры, принимаемые государством РФ  по улучшению пенсионного обеспечения граждан

Пенсионную систему Российской Федерации в ближайшее время  ждут существенные изменения. Предполагается ввести сразу несколько новшеств.

Для нынешних пенсионеров  и застрахованных лиц, попадающих под действие дореформенной и новой пенсионной системы правительство предполагает довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предполагается создать необходимые условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении. Основными механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России, их место в системе специальных фондов государства